Букет васильков

Вечер. Переход в метро, по которому взад-вперед бредут люди, кто куда: кто-то с работы, кто-то на работу, а кто просто на свидание или по своим делам. Вдоль стенок выстроились в ряд различные коммерсанты и ремесленники, торгующие всякой всячиной: от пуховых платков и сандалий до кухонной утвари и детских игрушек. Здесь же есть и флористы, продающие живые цветы.

Среди них выделяется женщина средних лет, навскидку 45-50, стройного телосложения, с красивыми и выразительными чертами лица, на котором, в силу возраста и жизненных обстоятельств, прослеживаются морщины и мешки под глазами. На ней одето  старое поношенное пальто, на голове шляпка, а на ногах - полу сапоги. Зовут её Вера. Она стоит словно в стороне от всех остальных.  Возле нее ведро с красивыми синими васильками первой свежести, собранными ею буквально пару часов назад. Она приветливо и радушно зазывает к себе мимо проходящих людей, иногда глазами, а иногда словами, в зависимости от того, кому они адресованы. Например, при виде молодой пары, она говорит: "Не желаете купить букетик для своей половинки?", и чаще всего парни и мужчины останавливаются и покупают, наверное, из благородных побуждений или желания не выглядеть скупыми перед  своими  супругами  или девушками.  Запрещенный прием, но работает (в торговле, как и на войне, все средства хороши). Некоторые подходят сами, спрашивают цену. Кто-то покупает сразу несколько, некоторые интересуются ради любопытства и уходят с возмущением от того, что дорого, словно это и была их основная цель, а не сама покупка цветов; некоторые просят снизить цену и торгуются, и Вера, имея не малый опыт в торговле и природную проницательность, которая позволяет разбираться в тонкостях человеческой натуры, охотно делает скидку тем, кто действительно просит не из-за скупости, а скорее из-за нужды.

Проходит пару часов. В ведре остается один букет, который не продается дольше всех, словно ждет своего покупателя.  Вера уж было собралась идти, как из метро выходит молодой человек худощавого телосложения, стройный, с каштановыми густыми волосами, классической стрижкой, носом с горбинкой, карими глазами и тонкими губами. Одет он простенько, но с иголочки: поверх куртка из искусственной кожи, под ней теплый свитер с горлом, на ногах классические брюки и вычищенные  до блеска черные туфли, а также сумка через плечо. Он остановился, посмотрел по сторонам и немного замешкался.  По всей видимости, кого-то ждал. Никого не застав, он посмотрел на Веру и направился к ней. Подойдя, он показал на букет и задал самый обычный вопрос:

- Почём? 

Вера ответила: 

- 10 рублей.  Последний остался. 

Он посмотрел на нее возмущенно, нахмурив брови.

- Женщина, почему так дорого? Может, за 5 отдадите?

- Извините, но нет.

- Да этому букету красная цена 5. К тому же, я вижу, что он у Вас последний. Вам наверняка хочется поскорее от него  избавиться.

 Веру такая реакция ничуть не тронула. Она невозмутимо продолжила.

- Это все же труд, проделанный мной на поле в полусогнутом состоянии, а Вы сейчас пытаетесь его обесценить, - нравоучительно сказала она. Впрочем, на парня эта речь не произвела никакого эффекта. Поэтому он продолжил с еще большим напором гнуть свою линию.

- На другой линии метро я видел женщин, продающих васильки по 5 рублей.
 
- Почему же вы не купили цветы у них? - обезоруживающе спросила она. Этот вопрос застал парня врасплох.

- Да-а-а... Тогда не было необходимости их покупать, но, если честно, я считаю, что и 5 рублей дорого для  обычных полевых цветов, которые Вы даже не сами выращивали. Вам природа их поднесла на блюдечке с голубой каемочкой, вернее синей, - с  саркастичным упреком парировал он, хоть и понимал, что ситуация была смешной до безобразия, да и сам он выглядел достаточно глупо.

Через пару минут этого бессмысленного спора и безуспешного торга, к ним подошла молодая девушка. Увидев ее, он побледнел от неожиданности, затем покраснел, но уже от стыда. это была его девушка.

- Вова, ну ты чего! Мы же договорились с тобой встретиться в пол восьмого у выхода из метро. Я стою там наверху как дура, а ты тут прохлаждаешься. Что с тобой? На тебе лица нет.

Парень неуверенно и нервно посмотрел на Веру, затем снова на свою девушку. Казалось, в этот момент он готов был провалиться  сквозь землю от стыда.
 
- Я как раз выходил из метро и решил купить тебе цветов, сделать приятное, так сказать.

- Ну, так покупай и пойдем. Почему так долго-то!

Он снова посмотрел на Веру умоляющим взглядом и, словно подошел к ней только что, спросил:

- Так почём вы, говорите, этот букет?

Повисла небольшая пауза. Вера не была обижена, напротив - ее это очень забавляло. Она смотрела на него с пониманием, но не тем, которое проявляется, когда разделяешь чьи-то чувства, а, скорее, это было понимание, вызванное жалостью - самым дешевым и унизительным из всех чувств. За годы её торговли, она встречала разных людей, но большинству из них был присущ один порок, их объединяющий - жадность. Этот парень  был тем еще скрягой, но Вере вовсе не хотелось его унизить, просто ей было интересно наблюдать, как люди ведут себя в таких ситуациях.

-  5 рублей, - ответила она и, наклонившись, достала букет из ведра, передала парню и, взяв деньги, с улыбкой добавила.  - Всего хорошего вам.


Рецензии