Сложность христианства
Противостоит Личности наше эго. Эго формируется из мелочных эмоций и страстей – из маленьких обид, завистей, глупых выходок, из привычек и прихотей. Сегодня в 90% случаев эти мелочные сегменты эго, если внимание живущего человека концентрируется на них, кратно усиливаются нашей испорченной культурой, а тогда человек превращается в эгоиста, движимого сиюминутными слабостями. Это путь в никуда.
Но христианство – религия сложная, оно сложнее, чем кажется. Я сейчас не о том, что обычно люди, называющие себя христианами, даже символа веры не знают. То есть, называя себя верующими, не могут сказать, во что они верят. Хотя уже из этимологии должно быть ясно, что главной задачей христианина является уподобление Иисусу Христу. Уподобление Христу примерно так считывается массами: "Твоё происхождение божественно. Ты должен принести себя в жертву за други своя, чтобы однажды воскреснуть и получить жизнь вечную..." Когда б всё было так понятно и просто, христианство не стало бы религией номер 1 в мире. Нет, сложность заключена в другом...
В действительности, насколько я понимаю, христианство похоже на айсберг. В том смысле, что оно имеет видимую и незримую части. Надводная, экзотерическая часть обращена к массам. Другой, тёмной, сокрытой от глаз, эзотерической части как бы не существует. О ней нигде ничего не говорится впрямую. Но как мы знаем из истории философии "ничто" тоже имеет свой онтологический статус. Поэтому с определённой долей уверенности можно сказать, что сокрытая часть христианства достраивается самостоятельно каждым мыслящим человеком. И если она достраивается последовательно + с должным трепетом, то выводы всегда будут одни и те же. Здесь важно заметить, что уже сам по себе тот факт, что некие думающие люди имеют наглость домысливать христианство самостоятельно, сам этот факт говорит о том, что сокрытая часть христианства предуготована людям одного склада. Людям самодовольным, умным, а главное безмерно гордым. Это элиты. Только элитам скрытая часть христианства и доступна по-настоящему. Но прежде ещё необходимо пояснить, что такое элита? Во-первых, речь идёт о духовных элитах, то есть об элитариях в духовном смысле, о пневматиках, если использовать гностическую терминологию. Во-вторых, настоящая элита всегда субъектна. То есть это аутентично экзистирующие люди, готовые пойти на смерть за свои взгляды. Именно бескомпромиссность и абсолютная устремлённость к цели отличает подлинных пассионариев. Это прирождённые лидеры. Благодаря двум означенным качествам лидеры во все времена взбирались к вершинам общественной пирамиды. Лидер всегда идёт до конца и только тот кто идёт до конца – побеждает. Или гибнет. Основная масса людей не может, а главное не желает так жить. Потому они и являются аморфной массой, они ведомы лидерами, а значит они не субъектны. Масса, объединившаяся вокруг лидера, по сути являет собой одно разросшееся тело, - тело этого лидера. Они сами добровольно-принудительно отдали своё сознание в пользование вождю. И весь наш мир состоит из таких вот разросшихся до невероятных масштабов субъектов. А поскольку целью лидера всегда является власть, то можно без тени преувеличения заключить, что этот Свет находится под игом власти, хотя напоказ для масс утверждается нечто прямо противоположное: вера взамен знания; смиренное служение взамен воинствующего своеволия; стремленье к любви взамен наслаждения властью. Без такого всепроникающего дуализма человечество, поскольку оно от века разнило рабов и господ, в принципе не смогло бы существовать в нашем мире (тогда как в ином мире - смогло бы). А разделение на касты автоматически создаёт неравенство, отсюда мощнейший экзистенциальный конфликт - источник греха. Соответственно с христианских позиций, наш мир это ад. Его хозяин, - «князь мира сего» – дьявол. При этом мир конечно был создан богом, однако, как мы знаем из Писания, мир пал: связь с богом разорвана и ныне всем заведует дьявол. Кстати, даже само слово дьявол иной раз переводится как «разделяющий». («Разделяй и властвуй!» - основной принцип властителей всех сортов.) Свою власть дьявол творит через лидеров, то есть с опорой на разные элиты. Однако, надо оговориться, что хотя всякий лидер пользуется инструментарием дьявола, не каждый из них сознательно стремится к злу. Чаще всего они лишь косвенные его слуги – не по целям, а по образу мысли и действия. Настоящей же элитой являются из них те, кто до конца осознаёт себя прислужником дьявола и сознательно стремится к разрушению и смерти, делая это главным образом ритуально, из ненависти к богу и мирозданию.
В данной характеристике безошибочно узнаётся гностическая традиция, с их разделением человеческого стада на категории, с их тотальным неприятием материи, с их замкнутостью и отделённостью от тупого стада (т.н. гиликов и психиков). Само по себе слово «гнозис» означает «знание». Подразумевается, что гностики одни обладают действительным подлинным знанием жизни и любой, кого касается это знание, моментально обретает новые силы и навыки, благодаря чему резко отделяется от толпы, переходит как бы на другую ментальную ступень, «взрослеет», а оттого впадает в порок гордыни, преступает общеутверждённые заповеди, традиции, нормы и следовательно - автоматически превращается в богоборца.
То есть, наплевав на путь «взросления», предложенный Господом, (через развитие Личности, реализации божьего замысла) гностик «взрослеет» иным путём, путём обретения тайного знания. Здесь угадывается древнейшая библейская коллизия о древе познания добра и зла, плодами которого по наущению Змия соблазнились первые люди. То есть гностицизм как учение прямо отсылает нас к сюжету о грехопадении, к первоосновам мирового зла.
Так вот, когда Христос произносит своё знаменитое: «не праведников, а грешников пришёл я призвать к покаянию», он имеет ввиду элитариев, «взрослых» гностиков, сознательных богоборцев. Тем же смыслом обладают и следующие Его слова: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.» Или вот этот прекрасный пассаж, в отношении Марии Магдалины: «прощаются ей грехи её многие, за то, что она возлюбила много, а тот кому мало прощается, тот мало любит…»
Почему для Христа всё это важно?
Повторимся ещё раз: массы потому и зовутся массами, что в духовном смысле они беспробудно спят. Задача их – длить род человеческий, плодиться и размножаться, исполняя свои ритуалы под неусыпным контролем разного рода пастырей. Им как идеал проповедуется любовь. Надо худо-бедно исполнять 10 заповедей, любить ближних как себя самих, избегая больших прегрешений. Спрос на том свете с этих людей невеликий. Потому и особой радости от их суетных покаяний на небесах не испытывают. Не то с элитариями…
Как уже сказано, элитарии, лидеры, гностики, выстраивая разные общественные пирамиды, получают массы в своё распоряжение. Именно этой небольшой прослойке дарована способность решать, каким будет мир. У них в руках сосредоточена реальная власть для столь масштабных преобразований. Они могут определять, во что люди будут верить, чем будут насыщать свой желудок, в каких терминах описывать жизнь, какое место в культуре получат науки, религия и т.д.. Это с одной стороны. С другой стороны, подлинные элитарии (т.е. гностики) являются людьми верующими, хотя и поклоняются дьяволу. Пускай они ненавидят бога-творца, но они верят в него. Они знают, что бог сотворил человека по своему образу и подобию, знают, что человек в душе добр. Они знают, что Христос был рождён беспорочно от духа святого и умер за грехи человечества и воскрес, знают, что всё это правда. Они знают, что в конце времён состоится Страшный Суд, на котором все христиане получат воздаяние за своё пребывание на Земле. И они знают также, что согласно традиционным верованиям они все должны бы гореть в геенне огненной за совершённые злодеяния. Но в том-то всё и дело, что психика гордящегося лидера, настоящего субъекта, пассионария, элитария такова, что он готов погибнуть во имя собственных представлений. И он не может отступить, сдаться, а значит – он не в силах покаяться. По крайней мере покаяние даётся ему нелегко. Он оказывается как будто в западне, и собственной субъектностью, собственным эго принуждён идти до конца в служении дьяволу. Так что на определённой ступени гностик всегда понимает, что он, несмотря на свою субъектность, тоже является актёром Великого Замысла, рядовым действующим лицом большого спектакля длиной в земную Историю, участник трагедии задуманной Всевышним и описанной тысячи лет назад в Библии. Но если так, то земная миссия гностиков как раз состоит в исполнении предначертанного сценария и они, заодно с дьяволом, призваны в этот мир по божьему попущению...
Для самооправдания гностики пользуются собственным мифом о Первобоге, который якобы выше и сильнее христианского бога-отца и к которому они якобы все возвратятся, когда уничтожат жизнь на Земле (таков пафос традиционного гностического мифа), но строго говоря, этот сюжетец может действовать на немногих. Великий Инквизитор таким мифом точно не соблазнится.
Почему верно христианство, а не гностические доктрины? Потому что христианство берёт в расчёт все слои общества, распространяется на все его сферы, христианство неохватно, а гностицизм, как и любая другая секта, сужает мировоззрение. Христианство полностью включает в себя гностицизм.
Теперь несколько слов о верном христианском пути или что будет, если гностик всё же переборет себя да покается?
Христианство видит преодоление греха как обретение подлинной субъектности, осознание себя человеком в полном смысле этого слова, то есть в самих своих целях гностик и истинный христианин совпадают, но если гностик ставит в центр своей жизни себя самого, своё эго и готов идти на смерть ради собственной самости, и использует для возвышения методы «князя мира сего», что автоматически дарит ему множество преференций и материальных благ, то гностик раскаявшийся (принявший Христа) руководствуется в своих действиях любовью (то есть мифом масс) и ставит во главу угла не эгоистичные потребности, а образ себя идеального, то есть фигуру Христа. Повторяя тем самым подвиг самопожертвования, ибо вместе с таким внутренним переворотом, он мгновенно теряет всё, к чему планомерно шёл до этого. Это абсолютная переоценка ценностей - как раз то, чего добивается евангельская проповедь…
Итак, образцом развития Личности при полном отказе от эго, является жизнь Иисуса Христа. В тех свидетельствах о его словах и поступках, которые даются евангелистами, запечатлены нормы поведения для всякого христианина. Какие же это нормы? Главным деянием Христа является его крестная жертва, с неё и надо начать. Христос своим восхождением на Голгофу сообщил всем нам, что смерть требует навыка, а навык умирания приобретается в течение жизни инициацией и аскезой. Все помнят, что крестная жертва началась с молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос, беседуя с богом-отцом, просил «да избегнет меня чаша сия». Если перенести этот сюжет на обычного человека (так как Христос является единственным безусловным образцом для всех христиан), то мы увидим разговор обывателя с собой лучшим, то есть с замыслом бога о нём. Обыватель боится и одновременно понимает, что в сложившейся ситуации должен поступить именно так – должен принести себя в жертву. Того требует слепок всего самого лучшего, что в нём создалось, тот образ, вокруг служения и почитания которого он до сих пор обстраивал свою жизнь. Так что бытие Личности (если только он Личность, а не эгоист) всегда означает движение к смерти. В экзистенциальной философии идея эта носит имя бытия-к-смерти. То есть самым логичным и самым желанным окончанием земного пути для осознавшей себя Личности является самопожертвование, о чём я уже высказался чуть выше.
Кто не доверяет Библии, может обратиться к опыту Сократа, который говорил о внутреннем голосе, «даймоне» и добровольно пошёл на смерть во имя закона, то есть задолго до Христа воспроизвёл модель бытия-к-смерти. Или, допустим, можно обратиться к опыту Сенеки, хотя его жертву вряд ли можно считать искупительной.
Как, исходя из сказанного, в идеале должен прожить жизнь христианский простец, обыватель – мужчина и женщина? Женщины должны жертвовать собой в браке. Они приносят себя в жертву детям и мужу, прежде всего телесно. Женщина рожает, вскармливает своим молоком деток, ублажает и связывает собой мужа. Для мужчины самопожертвование - это готовность положить жизнь за жену, детей и страну, как место их пребывания (в первую очередь культурного). Ему важно, чтобы передался детям и был продолжен в потомках самый образ его мысли и отношений с миром, то есть сама его Личность, традициями и воспитанием как бы простёртая на всех родственников.
Таковы нормальные, естественные правила жизни в соответствии с божьим замыслом.
Мы же сегодня живём в условиях неестественных, но о них в следующий раз…
Резюме:
1. Путь неведения (экзотерическая вера обывателя; образ Авеля)
Путь неведения связан с тем, что обыватель считает вопрос о существовании и сущности Абсолюта решённым раз и навсегда и принципиально отказывается заниматься им самостоятельно. Такой человек весь свой век тратит на комфортное жизнеустройство и развлечения. Метафизические вопросы кажутся ему уже решёнными или необязательными. Жизнь такого человека проста. Размеренная, она проходит под властью инстинктов и ритуалов. Обыватель и не догадывается, что он несвободен - по той простой причине, что ему это неинтересно. Зато он знает счастье. Неведение делает его счастливым (Архетипически это состояние отражено в сюжете о райской жизни Адама и Евы. Детский сон разума).
И если обыватель пребывает в неведении до самой смерти, на том свете его тоже будет ждать сад Эдемский. Это следует из идеи о всеблагом Абсолюте. Потому что не может такого быть, чтобы Абсолют сотворил мир, в котором подавляющее большинство христиан не спасётся. Значит в обывательском образе жизни имеется своя правда, свой резон. Ведь и они рискуют, потому что могут столкнуться со страшными испытаниями и болезнями. И тогда они чаще всего теряют веру. Потрясённые и сломленные они гибнут под железной пятой судьбы, сетуя на отсутствие высших начал, лживость религий и абсурдность человеческого существования. И тогда вознесения не происходит. Человек, не принявший мира (грех нигилизма, см. Иван Карамазов), никогда не попадает на небеса.
Не будучи самостоятельными по образу мысли обыватели могут надеяться на торжество той правды, чьим молоком вскармливались многие поколения их предков.
2. Путь познания (эзотерическая вера грешника; образ Каина)
Бывает, однако, и то, что, столкнувшись с ужасающими ликами мира, либо в силу иных причин, обыватель впадает в глубокое раздумье и через то встаёт на тернистый путь познания. Тогда он возводит хулу на Бога и гордо отвергает его самого и/или его творение. Неприятие мира означает нигилизм, идею всеотрицания, а это по сути прямое противодействие любви, потому что любовь означает всеприятие (смирение). И если всё христианство зиждется на идее любви, то под нигилизмом следует понимать антихристово мировоззрение.
Что есть познание? Познание всегда начинается с операции анализа, то бишь с практики разделения вещей, чтобы овладеть ими собственным умом. Другими словами критическое мышление, воспетое учёными и философами, сопряжено с нигилизмом.
И Библия совершенно ожидаемо ограждает человека от вступления на путь познания. Потому что на путях познания человека ждёт гибель. Но тем не менее человек создан так, что он не может удержаться от греха. По своей природе он томим неутешаемой жаждой поиска и поэтому, если пред ним очерчены границы, он будет стремитья к их нарушению. Не следует думать, что слово "избранный" употребляется в каком-то облагораживающем значении. Во-первых, избранные на путь познания - суть проклятые, безнадежные люди. А вернее они должны о себе так думать, они должны знать, что они грешники. Во-вторых, человек, причисляющий себя к избранным - всегда человек гордый. Гордый наследует ангелу тьмы и конечно он не должен быть счастлив. В погоне за личной свободой он идёт непроторенный, закрытой дорогой. Сладок запрет для гордого человека!
Он испытывает на себе все грехи, вбирает все пороки и яды с тем, чтобы на месте древнего закона, поведанного ему родителями, воздвигнуть своё, иное здание, гордую Вавилонскую башню. Пусть он всегда терпит крах в своих делах, но он - повторяю - не может иначе, ибо всем своим существом восхваляет переменчивость, непрерывное становление. А живыми (т.е. взыскующими истины) могут считаться только гордые. И вся-то соль здесь состоит в том, что человек, вставший на путь познания, взваливает на себя тяжёлое бремя греха. Он делает это добровольно. Свобода и грех неразрывно связаны друг с другом.
Юнг в книге "Психологические типы" пишет:
"Христианская сфера, как и всякая замкнутая религиозная форма, отличается несомненной тенденцией сколь возможно подавлять бессознательное в индивиде, тем самым парализуя и его фантазию. Вместо того религия дает нерушимые символические формы мировоззрения, долженствующие полноценно заменять бессознательное индивида. Символически выраженные понятия всех религий суть образования бессознательных процессов в типической общеобязательной форме. Религиозное учение дает, так сказать, исчерпывающие сведения о «начале и конце мира» и об области по ту сторону человеческого сознания. Везде, где мы можем проследить возникновение какой-либо религии и проникнуть до ее первоисточников, мы видим, что образы религиозного учения притекают к его основателю в виде откровений, то есть как конкретизированное выражение его бессознательной фантазии. Формы, всплывающие из недр его бессознательного, он провозглашает общезначимыми, таким образом заменяя ими индивидуальные фантазии своих последователей. Евангелие от Матфея сохранило отрывок из жизни Христа, подтверждающий вышесказанное: в истории искушения мы видим, как идея царствования, всплывая из недр бессознательного, встает перед основателем религии как видение дьявола, предлагающего ему власть над царствами земными. Если бы Христос не понял своей фантазии и принял ее конкретно, то есть буквально, то на свете было бы одним сумасшедшим больше, и только. Но он не принял конкретизма своей фантазии и вступил в мир как царь, которому подвластны небесные царства. Поэтому он и не стал параноиком, что доказывает уже его успех. Мнения о патологических элементах в психологии Христа, высказываемые некоторыми психиатрами, не что иное, как смешная и пустая рационалистическая болтовня, далекая от понимания подобных процессов в истории человечества...
Форма, в которой Христос представил миру содержание своего бессознательного, была принята и объявлена общеобязательной. Вследствие этого все индивидуальные фантазии утрачивали всякую значимость и ценность - более того: провозглашались ересью и подвергались преследованию, как показывает нам история гностического течения и судьба всех позднейших еретиков."
Свидетельство о публикации №221091301498