О бедной культуре замолвите слово

                «Выяснила неожиданно для себя,
                что я ни хрена не культурный человек!»

                Ольга Любимова
                Министр культуры России





          За прошедший месяц в стране произошли два события, на которых хотелось бы остановиться и разобрать подробнее.


           Министр обороны Сергей Шойгу, выступая 10 августа на молодежном форуме «Территория смыслов», заявил следующее: «Когда нам угрожают, мы знаем, как этому противостоять, но есть внутренняя угроза, связанная с тем, что постепенно разлагается общество внутри страны».

           Если абстрагироваться от всего им сказанного, то он действительно говорил молодёжи правильные вещи, про патриотизм, любовь к стране.  Но о нездоровье общества должны заявлять в первую очередь другие институты, но не как, ни министерство обороны, так эта угроза не подчиняется этому ведомству и ему не подвластна. Тем более делать такое заявление, находясь в отпуске, необходима очень серьёзная причина, так как, Сергей Кожугетович, один из самых опытных политиков, действующих в нашей стране. Один из самых популярных политиков. Его рейтинг находится на втором месте после президента.  Он из той, старой советской элиты, был в ЦК КПСС  заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству. Но, вовремя, почувствовав ветер перемен, после неудач с ГКЧП, внезапно проникся идеями демократии, быстро перебежал в команду Бориса Ельцина и с новой элитой пришёл к власти.

           Именно против тех, кто пришёл к власти, тридцать лет назад,  старая советская элита концентрировала внимание на разложении, приводя те же самые аргументы. Не буду касаться, каким образом, этот разносторонний человек и за какие заслуги, не служивший в армии, смог стать министром обороны, да к тому же Героем России, так как разговор пойдёт о культуре, а точнее о её деградации.


           31 августа заслуженная артистка РФ Мария Шукшина, после вручения награды из рук премьер-министра Михаила Мишустина, публично разнесла чиновников, напомнив им о состоянии культуры в стране. "Людей стравливают друг с другом. Невооружённым глазом видно, что идёт социальный эксперимент — люди, ненавидят друг друга — сначала из-за масок, теперь из-за вакцин, скоро из-за QR-кодов, и это необходимо прекратить! В конечном итоге, все поубивают друг друга, а врага так никто знать и не будет. Такая схема искусства войны в Китае называется "мудрая обезьяна с горы наблюдает за схваткой двух тигров в долине", – произнесла, в своей речи,  артистка после вручения медали «За заслуги перед Отечеством».

          Председатель правительства Мишустин стоял рядом и внимательно слушал эту смелую речь. Но возникают вопросы, почему эта речь была произнесена в присутствии председателя правительства, а не главы государства. Согласно Конституции,  Мишустин мог это сделать, только после опубликования  поручения президента, на сайте своей администрации. А если такого распоряжения, в день вручения госнаград или накануне торжественных мероприятий, небыло, то у председателя правительства такой функции и прав нет в принципе.

           Можно только догадываться, что это был ответ Мишустина, на высказывание Сергея Кожугетовича. В чём причина таких высказываний и активных шевелений, по сути второго и третьего должностного лица в стране, не цель этой статьи. Поговорим о культуре, а точнее, о «разложении общества внутри страны».



"Важнейшим из искусств, для нас, является кино". Эту цитату, со слов первого наркома просвещения Анатолия Луначарского, принадлежавшей В.И.Ленину, мы и начнём.



          За весь советский период 23 фильма были  выбраны киноакадемиками на соискание престижной премии. Попали в шорт-лист, были номинированы 11 фильмов. Получили статуэтку четыре фильма.

           Самым первым фильмом в истории СССР, завоевавшим "Оскар", стала документальная кинокартина "Разгром немецкий войск под Москвой", которую сняли фронтовые операторы под руководством Ильи Копалина и Леонида Варламова. Первым отечественным художественным фильмом, награжденным "Оскаром" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", стало масштабное кинополотно "Война и мир" режиссера Сергея Бондарчука. Советско-японская кинокартина «Дерсу Узала»,  режиссера Акиры Куросавы, была снята в СССР – в павильонах "Мосфильма", а также на улицах Москвы и территории села Волынское. Мелодрама «Москва слезам не верит, режиссёра Владимира Меньшова, тоже получила "Оскар".

          Но кроме наград нужно внимательно осознать, о чём были фильмы советского периода. Они словно очищали, исцеляли душу зрителя, заставляли плакать и смеяться, а главное постоянно заставляли задуматься зрителя, что в жизни главное, а что пустое.

          В памяти всплывают: «Высота», «Весна на Заречной улице», «Два бойца», «Я шагаю по Москве», «Неуловимые мстители», «Белый Бим, чёрное ухо», «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Вам и не снилось», «С любимыми не расставайтесь», «Белое солнце пустыни», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Щит и меч», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Звезда», «Мёртвый сезон», «Служили два товарища», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Пять вечеров», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и многие, и многие другие прекрасные фильмы.

          Фильмы Ивана Пырьева, Сергея Герасимова, Григория Александрова, Иосифа Хейфица, Сергея Бондарчука, Эдмонда Кеосаяна, Григория Чухрая, Евгения Матвеева, Александра Птушко, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Андрея Тарковского, Александра Роу, Марка Захарова, Владимира Меньшова, Владимира Басова, Станислава Растоцкого, Игоря Масленникова, Леонида Быкова, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Татьяны Леозновой, Светланы Дружининой,  да всех режиссёров невозможно перечислить, чьи фильмы делали людей чище, честнее, мужественнее, добрее.

          Иностранный кинематограф, представленный в советском прокате, тоже вызывал восхищение зрителя. Американский фильм «Генералы песчаных карьеров», в 1973 году он был признан у нас лучшим иностранным фильмом, а песня из фильма стала хитом, её переводили на русский язык и исполняли многие музыкальные коллективы.

          Фильмы вестерны студии «ДЕФА», посвященные сопротивлению коренного населения Северной Америки, прекрасные фильмы про индейцев. Все советские подростки хотели быть похожими на экранного Гойко Митича. Уходили в лес, разукрашивали свои лица углём от костра, втыкали в свои волосы куриные перья и становились на время Виннету, Оцеолами и бегали по лесам и горам, стреляли из луков стрелами и с боевыми улюлюканьями, боролись за свободу краснокожих.
 
           Много было хороших французских фильмов, с мужественными Жан Марэ, Жан - Поль Бельмондо, аристократичным Ален Делоном, необычайно комичным Луи де Фюнесом и Бурвилем. Необычайно красочные были индийские музыкальные мелодрамы, наполненные песнями и танцами.


           Что мы смотрели в эти тридцать лет «разложения»?  Названия фильмов сами говорят, что это полная чернуха и безнадёга: «Географ глобус пропил», «Левиафан», «Нелюбовь», «Елена», «Изгнание», «Волчок», «Похороните меня за плинтусом», «Груз 200», «Все умрут, а я останусь», «Дурак», «Майор», «Чистилище»,  «Жить», «Страна Оз», «Цветок дьявола», «Диггеры», «Взломать блогеров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Мантикора», «Территория Джа», «Юбилей прокурора», «Крейк», «Дети против волшебников», «Как Витька Чеснок вёз Лёху штыря в дом инвалидов», «Кочегар», «Бабло», «Киллер», «Антикиллер», «Картонная пристань», «Постельные сцены».


            Семь фильмов номинантов, и лишь единственный отечественный фильм, получивший «Оскар» после распада СССР, военная драма «Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков.
 
           Правда был ещё единственный российский мультипликатор, Евгений Петров, удостоенный премии «Оскар» за анимационный фильм «Старик и море»,  но он уже давно жил в Монреале и  создавал свой шедевр на современном канадском оборудовании. Русофобская тематика, наполнившая все номинированные фильмы,  столь любимая американцами и Европой и как нельзя лучше подходившей, для получения престижной премии, не помогла получить заветную статуэтку.


          Что зритель видел, посмотревший все эти фильмы, наполненные пьянством, воровством, наркоманией, проституцией, разбоем, мордобоем, поножовщиной, стрельбой, жуткими садистскими  убийствами, семейными изменами, обилием постельных сцен с издевательствами и сексуальными извращениями, брошенными детьми, бомжами, гопотой и кромешным абсурдом, как в фильме премьера, которого прошла 9 сентября, «Петровы в гриппе», режиссер  Кирилл Серебрянников, с изобилием пьянок, похорон, алкогольных базарных разговоров, откровенных постельных сцен и обязательно с геями. 

           И этот мрачный, депрессивный фильм, с гнетущей обстановкой, нашей сегодняшней жизни, вошёл в программу Каннского, Лондонского кинофестивалей. Ну, кто бы сомневался,  как, ещё мы можем прославлять великую страну.


          Надо сказать, что были и картины, так называемые культовые 90-х «Брат» и «Брат 2». Но это благодаря таланту режиссера Алексея Балабанова,  актёра Сергея Бодрова, сумевшему создать образ «героя нашего времени» и музыке популярных, в то время, «Наутилус Помпилиус», «Би-2», «Сплин», Земфира, «Агата Кристи» и певицы Ирины Салтыковой.


           Но фильмы, по сути, тоже про бандитов, про бомжей, наполненное к тому-же национализмом, такими фразами: «а то я евреев, как-то не очень», «не брат ты мне, гнида черножопая», «Музыка ваша американская — говно. Ну, чего споришь? Тебе говорят: говно, а ты споришь. Да и сами вы все... пидоры. Скоро, всей вашей Америке, кердык. Вам всем козью рожу устроим. Понял?», «Слышь, земляк, а где здесь русские живут? Москаль мэни нэ зэмляк. Бендеровец?». И главный посыл фильма: «А, патриот?! Русская идея! Достоевский! Держава! А где твоя Родина, сынок? Сдал Горбачев твою Родину американцам, чтобы тусоваться красиво. А теперь твоя Родина две войны и Крым просрала! Русских людей в Прибалтике сдала, Сербов на Балканах сдала. Родина!».

           Были спортивные, патриотические фильмы: « Легенда №17», «Движение вверх», «Вратарь моей мечты». Хорошо сделанные фильмы, рассказывающие о великих спортсменах и великих победах, но это были победы «великого советского спорта».  Конечно, и в них, не обошлось без традиционных нападок на социализм, советская медицина не позволяет рассчитывать на скорейшее выздоровление и всевозможных антисоветских штампов.


           Тематика остальных,  многочисленных фильмов, это разборки бандитов с бандитами,  бандитов с ментами, ментов с ментами, одним словом борьба за власть, деньги и собственность. Образ доброго, честного, справедливого  участкового милиционера  Анискина, замещён на, преступающего закон, а порой просто злодея  мента-полицейского.


          «Видеть на экране всякое дерьмо стало столь привычным, что люди перестали отдавать себе отчет в том, что смотрят одно дерьмо». Это цитата американского писателя Чарльза Буковски, после просмотра фильма «Пьянь», снятого по его сценарию. Поверим писателю на слово.





«Любите ли вы театр, как люблю его я». С этой фразы, из знаменитого монолога Белинского, мы начнём разговор о театре.




            Советский балет развивал лучшие традиции культуры прошлого и вместе с тем внёс в историю мировой культуры большой вклад и советского искусства. Это знаменитые русские балеты: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и советские «Золушка», «Ромео и Джульетта»,  с изумительной музыкой, про которую говорили  «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

          Настоящий хит, символ эпохи «Спартак», без которого понятие «советский балет» немыслимо.


           Знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» — одно из самых популярных произведений выдающегося советского композитора А.Хачатуряна.

          Балет «Анюта» покорил зрителей изысканным сочетанием тонкого лиризма, соседствующего с гротеском и яркой комедийностью отдельных сцен. Музыка Гаврилина – нежная, пронзительная, с тонким оттенком грусти – с первых звуков создаст подлинно чеховскую атмосферу ностальгии почему-то, безвозвратно утраченному.


          Выдающиеся советские балерины Лепешинская, Уланова, Плисецкая, Максимова, и танцовщики балета Барышников, Васильев, Лиепа, Нуреев стали визитной карточкой СССР.


           Оперное искусство советского периода можно отметить «Евгения Онегина» и «Пиковая дама» с музыкой Петра Чайковского и невероятными голосами  Галины Вишневской и Петра Лемешева, Елены Образцовой и Дмитрия Хворостовского.

           А магический Мистер Икс в исполнении оперного певца Георга Отса, голос которого звучал в каждой квартире из знаменитой оперетты "Принцесса цирка".


           Театральными постановками советского периода, оставившие заметный след в искусстве, можно считать «Энергичные люди», в постановке Георгия Товстоногова, с народным артистом СССР Евгением Лебедевым, «Безумный день, или женитьба Фигаро» в постановке Валентина Плучека, в исполнении легендарных артистов  Андрея Миронова и Александра Ширвиндта, Веры Васильевой и Нины Корниенко, Татьяны Пельтцер и Татьяны Егоровой» «Юнона и. Авось», режиссер Марк Захаров, музыка Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского.


            Я смотрел этот спектакль, с участием  гениального Николая Караченцова и Елены Шаниной, Павла Смеяна, Александра Абдулова. Завораживающая постановка и невероятно эмоциональная и пронзительная игра актёров. Неудивительно, что этот спектакль 40 лет пользуется успехом у зрителей.

            «Маленькие комедии большого дома», комедийный мюзикл, режиссеры Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Валентин Плучек, где играет плеяда выдающихся звёздных актёров с необычайно искромётным юмором. Игра Андрея Миронова и Спартака Мишулина,  эталон доброго, утончённого юмора.

           «Ханума», музыкальная комедия, в постановке Георгия Товстоногова это было явление на театральной сцене. Народные артисты Макарова и Стржельчик, Ковель и Трофимова не оставляли равнодушными никого.



Что предлагают для своего народа современные российские режиссёры и театральные деятели?



           В театральном центре имени Мейерхольда можно было посмотреть спектакль «Монологи вагины», режиссёр Йоэл Лехтоннен, по пьесе известной участницы феминистического движения Ив Энслер.

           В театре «Современник» можно было посмотреть «Голая пионерка», а в МХТ имени Чехова «Человек-подушка», режиссер обоих «шедевров» Кирилл Серебренников.
Роман Виктюк поставил спектакль «Служанки», где женские роли исполняли, как бы помягче выразится, женственные мужчины, но очень уж похожие на пидарасов, бегающие по сцене полуголыми.

           МХТ имени Чехова предлагает зрителю спектакль «Идеальный муж» в постановке  режиссера Константина Богомолова. Сюжета в этом, почти пятичасовом спектакле, по существу, нет. Мужчины катаются на лыжах, нюхают кокаин, играют в теннис, иногда, от одиночества, усыновляют детей и ждут Олимпиады в Сочи. А в финале любовная пара, вынужденная скрывать свои давние чувства в связи с вопиющей нетолерантностью современного российского общества, в котором, обличенный властью гей, требует запрета гей-парада в одной из ведущих газет. Вообще полнейшая хрень.


           Французский драматург Ромен Роллан, так выразился о театре: «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра». Чем наполняли мозг наших людей постановки этих режиссеров, думаю, не сложно догадаться.




«Нам песня строить и жить помогает! Она, как друг, и зовёт и ведёт и  тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт!». С припева марша весёлых ребят мы поговорим о музыке.



           Начнём с «Государственного гимна СССР», музыка Александра Александрова. Надо согласиться, что отказавшись от всего советского и после развала страны быстро заменив его на «Патриотическую песню»,  Михаила Глинки, стало понятно, что она явно уступает гимну СССР и эту музыку вновь утвердили, как главная музыка страны. А.Александров написал музыку к песне, известной с первой строчки - « Вставай, страна огромная!». Думаю, что она одна из лучших патриотических песен, в ряду таких как «Катюша»,  «От героев былых времён».


           Классическую музыку советского периода мы знаем по произведениям Шостаковича, Прокофьева, Кабалевского, Хачатуряна, Щедрин, Свиридова, Губайдуллиной, Денисова, Шнитке, Гаврилина, Гия Канчели, и многие другие.


           Многие советские композиторы работали и с кинематографом и их музыка  со временем стали классикой. Свиридов написал музыку к телефильму «Метель» по произведению Пушкина. Его музыка «Время вперёд», практически бессменная заставка к программе «Время»

           И. Дунаевский вместе с кинорежиссёром Г. В. Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый путь». Его знаменитая увертюра использовалась сразу в двух экранизациях романа Жуля Верна «Дети капитана Гранта».


            И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам, написал знаменитый «цирковой марш», под его звуки, до сих пор выходят на арену цирковые артисты, написал известный «школьный вальс».

           Матвей Блантер написал всем известный «футбольный марш», под его мелодию и сейчас выходят на поле футболисты, написал музыку к знаменитой «Катюше».
«Эпоха застоя» ознаменовалась появлением нового поколения композиторов в СССР.

           Стали известны имена Александра Зацепина («Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука»), Макаэла Таривердиева («Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы...»), Владимира Дашкевича («Шерлок Холмс»), Максима Дунаевского («Мэри Поппинс, до свидания!», «Гардемарины, вперед!» ««Д’Артаньян и три мушкетёра») и других.

           Самый известный в мире киновальс написал Евгений Дога к фильму «Мой ласковый и нежный зверь».

           Пионером советской электронной музыки стал кинокомпозитор Эдуард Артемьев, известный, в первую очередь, по научно-фантастическим картинам Андрея Тарковского, картинам Никиты Михалкова.


           Отдельная категория — песни из мультфильмов и фильмов для детей, написанные на легкие запоминающиеся мелодии. Известными детскими композиторами СССР, были: Алексей Рыбников («Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино»), Григорий Гладков («Пластилиновая ворона»), Геннадий Гладков («Как Львенок и Черепаха пели песню», «Бременские музыканты»), Владимир Шаинский («Чебурашка», «По секрету всему свету») и другие.


           Популярную советскую песню, покорившую сердца миллионов, чьи песни помнят и поют до сих пор, исполняли: Лидия Русланова, Вадим Козин, Леонид Утёсов, Марк Бернес, Людмила Зыкина, Валерий Ободзинский, Вахтанг Кикабидзе, Владимир Трошин, Лев Барашков, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Николай Гнатюк, Эдита Пьеха, Лариса Мондрус, Рашид Бейбутов, Ренат Ибрагимов, Эмиль Горовец, Юрий Антонов, Яак Йоала, Роза Рымбаева, Татьяна Анциферова, Алла Пугачёва, Иосиф Кобзон, София Ротару, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле и многие другие.




    Что мы слушали в этот тридцатилетний, так называемый, «период разложения»?



           В 1990-х годах из страны эмигрировали многие исполнители и композиторы, в результате чего мы лишились целого пласта музыкальной культуры. Среди композиторов были как признанные мастера (Шнитке, Денисов, Губайдулина, Щедрин), так и целая плеяда более молодых, но известных уже тогда авторов (Смирнов, Фирсова, Корндорф, Раскатов и многие другие.

           Современные российские молодые композиторы вроде бы есть, но достойной классической музыки, как таковой нет.


          Одной из ярких представителей современного оперного искусства можно назвать Анну Нетребко, училась петь она ещё в советской музыкальной школе, была солисткой хора «Кубанская пионерия», живёт и поёт она сейчас не в России.

           Ильдар Абразаков обладает одним из лучших оперных голосов в мире. Абдразаков был удостоен двух «Грэмми» в 2010 – единственный из российских оперных исполнителей. Выступает, в основном, в Нью-Йорке, Париже, Вене, Зальцбурге.
Оперный певец Максим Миронов, обладатель редкого красивого  голоса, уже более 17 лет живет и поёт в Италии.

          Оперная певица Аида Гарифулина, самая популярная исполнительница классической музыки в России. Выступает по всему миру.

          Мария Максакова оперная певица, была солисткой многих оперных театров, но после ухода в политику, практически покинула сцену.


          Слушать хорошую музыку очень важно, мы можем помочь появиться сотням тысяч потенциальных художников, композиторов, архитекторов и многим другим творческим профессиям. И наоборот, слушая плохую музыку и напевая пошлые мотивчики, отравляющие мозг и ведущие к неизбежной деградации, мы разрушаем себя.


          Одним из ярких явлений в советской культуре это авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий.


          Бардовская песня возникла среди творческой молодёжи, среди студенчества. Яркими представителями авторской песни были Ляля Розанова, Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Александр Галич, Булат Окуджава, Александр Городницкий, Виктор Берковский, Юрий Кукин, Александр Суханов, Вероника Долина, Сергей Никитин, Олег Митяев. Феноменом авторской песни был Владимир Высоцкий. Его песни обладали какой-то невероятной магией, их  переписывали с катушки на катушку. В его стихах, каждый узнавал себя, свои тревоги, чувства, метания…


          О чём пели советские музыкальные коллективы: "Ты мне не снишься", "Клен", "Если любишь - найди", "Все, что в жизни есть меня", "Унас, молодых", "Нежность", "Нет тебя прекрасней", "Как прекрасен этот мир", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Олеся", «За полчаса до весны», «Беловежская пуща», «Берёзовый сок», «Вечная любовь», «Зачарованная моя», «Верность», «Крик птицы», «Наши любимые», «В краю магнолий», «Алёшкина любовь», «Тишина», «Я не могу без тебя», « Мы желаем счастья вам», «Звёздочка моя ясная», «Есть глаза у цветов», «Честно говоря», «Скажи мне да», «Ты и я», «Рано прощаться», «Свет и радость», «Старый рояль», «От печали до радости», «Мечта сбывается», «Несёт меня течение», «Я иду к тебе на встречу», «Анастасия», «Берегите женщин».


          О чём поёт Сергей Шнуров и его команда «Ленинград». Вот названия его «шедевров»: «Губошлёп», «Суходрочка», «Алкоголик», «Хулинада», «Сосет, значит любит», «****ец», «Пидарасы», «Баба не моего масштаба», «Суть ***нуть», «*** в пальто», «Алкаш», «По бабам», «Ты охуительна», «Возня в грязи»,  «***мба», «Шалавы», «****абол», «П и Х», «Мат», «Рас****яй», «Пару баб», «Жопа», «Без тебя ****ец», «Ебу баб», «Роботы ебоботы», «***ня», «Шлюха», «Вот такая ***ня», «Кончает Зина», «Бухло», «Пейте ****ь, а то умрёте», «В Питере пить», «Любит наш народ».


          Последняя песня это, вероятно, утверждение Шнура, за какие песни его любит народ. И это является, как ни парадоксально, правдой, так как группировка «Ленинград» признана лучшей группой десятилетия, по версии журнала GQ.  Получила премию «Золотой граммофон», "песней года" жюри признало нашумевшую композицию "В Питере — пить", а клип на песню "Экспонат" отметили призом в номинации "Лучшее музыкальное видео".

           Какие могут быть комментарии!




«Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество». С этого высказывания, французского литератора и философа Клода Гельвеция, поговорим о литературе и поэзии.



          Советскую литературу с современной российской можно сравнивать именно с этим метким высказыванием. И дело тут не в том, что период советской литературы длился 73 года, а современной российской 30 лет. Советская литература в разные периоды  отличалась наличием положительного героя, который борется за лучшую жизнь и сквозь всю литературу проходила эта идея светлого будущего, отражала прекрасные стороны человеческой души, стремление к справедливости, борьба за свободу, за правду.


           Перечислять  всех, советских писателей и поэтов, нет смысла, все их прекрасно знают и читали их произведения. За выдающуюся книгу «Тихий Дон», Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию в 1965 году. В своей речи, во время церемонии награждения писатель сказал, что его целью было прославить нацию тружеников, строителей и героев. Всего за советский период было пять Нобелевских лауреатов, писавших на русском языке. Три писателя были эмигрантами: Иван Бунин, Александр Солженицын, Иосиф Бродский.

          Борис Пастернак,  боясь высылки из страны, был вынужден отказаться от премии за роман «Доктор Живаго».


          В 1991 году с разрушением советской страны прекратила, на мой взгляд, существование и литература. Многие писатели и поэты уехали из страны, а те, что остались, лишились главного, о чём писать, к чему призывать, куда вести свой народ, нашу молодёжь? Кто герой нашего времени сейчас, в нашей современной действительности? Ответ никто ещё не сформулировал. Поэтому литература сейчас отражает нашу действительность.


          Главный культовый писатель сегодняшнего времени Виктор Пелевин. Его произведения, это компиляция буддизма, эзотерики и философии, надёрганной из книг, Карлоса Кастанеды. Он и старается стать доморощенным Костанедой, пытается всячески подражать ему во всём, ну ещё, чтобы наш "пипл хавал", разбавляет матом и наркотиками. Читатель ищет в его текстах какую-то скрытую философию, какой-то смысл, а писатель просто делает деньги.


          Запад этими текстами переболел лет 50 назад, мы, как замороженные, заболели в нулевых. В произведениях Владимира Сорокина присутствует не только мат, но постоянные сексуальные извращения и всевозможные отталкивающие подробности.
Что ж, у каждого времени, как говорится, песни свои. А если хороших песен нет, то это место занимает похабщина. Пустоту быстро заполнила псевдолитература, это бесконечные детективные, криминальные романы, авторы, в них, ни к чему не призывают и никуда не ведут. Потому что некуда.




«Чему нас учит семья и школа». С этой строчки их «Милицейского протокола», В.С.Высоцкого, мы поговорим о школе.



          Советское образование из-за его доступности для всех групп трудящихся послужили основой тому, что в 1959 году политические оппоненты СССР признали, что советская система образования, особенно по инженерно-техническим специальностям, занимает лидирующее положение в мире. Со слов Джона Кеннеди, что космическую гонку мы проиграли русским за школьной партой.


           Как подтверждение этого, слова Юрия Гагарина: «Никаких родственников знатных кровей и родословной не имею, я простой сын колхозника, рабочий советский гражданин, родился в обычной деревне. Мне хочется от души высказать слова благодарности ученым, инженерам, техникам и всех советских рабочих за строительство этого корабля, который способен легко открывать тайны космического пространства».


           Бывший министр образования и науки Ольга Васильева считала, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения. Там разработали проект, согласно которому в школы необходимо вернуть классическую советскую методику преподавания, а также «проверенные годами» советские учебники. Возможно, из-за этого её и сняли.


           А что её не устраивало в современных российских учебниках?

          Из года в год Минобрнауки утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных школьных учебников. Из года в год учителя, ученики и родители находят в них ошибки — и орфографические, и фактические. Единых правил контроля за справочными материалами нет,  помимо ошибок в таблицах  умножения, неверными могут быть даты жизни писателей, тригонометрические формулы, даты исторических событий, много устаревших и неточных данных, некорректные, а порой аморальные сравнения и так далее. Почему министерство просвещения рекомендует учебники с ляпами? Там их не читают? Или читают люди, не имеющие образования?


Несколько примеров из математики:


Задачи:


          Отец на шесть лет старше сына. Через 12 лет возраст отца и возраст сына будут прямопропорциональны числам 13 и 5. Найдите возраст отца и сына.


           В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у врача – сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?


           Первый оператор набрал на компьютере 900 страниц текста за 6 недель, второй набрал столько же страниц текста за 5 недель. На сколько больше страниц в неделю набирал второй оператор, чем первый, если еженедельно каждый из них набирал одинаковое количество страниц?


           Два велосипедиста одновременно выехали с двух станций на встречу друг другу. Расстояние между станциями 3км 290 м. Скорость первого велосипедиста 130 км/час, а скорость второго на 25 км /час меньше, чем первого. На каком расстоянии, от каждой станции, произойдёт встреча?



Окружающий мир.


           Школьникам второго класса сообщалось, что "если кто-то съест мухомор, его состояние будет похоже на состояние сильно пьяного человека, когда кружится голова, тошнит, и мерещатся всякие странные видения" (стр. 27, "Окружающий мир, 2-й класс").



           "Землю окружает воздушная оболочка — атмосфера. Толщина ее достигает 1000 км." Хотелось бы понять, откуда взялась гигантская цифра в 1000 км у авторов учебника, если официальная цифра верхней границы атмосферы 120 км.


История.



           Анализ школьных учебников истории постсоветских стран, показывает, что все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге». При этом, в качестве «заклятого врага», зачастую используется образ России и русских.


          Учебник, по новейшей истории, всегда будет рассматриваться через призму действующей власти. Как писать с периода 90-х, до сегодняшних дней, если не только, у авторов учебников, разные подходы к содержанию и трактовке исторических событий, но и у всего населения страны. Ведь всем известно, что стало, с иторическими героями, после прихода капитализма в социалистическую страну.


           Самое печальное, что из образования исчезла такая важная функция, как воспитание, что являлось главной целью и призванием советского педагога. Учитель из сеятеля разумного, доброго вечного, ведущего ребят и девчат на смелые дерзания,  превратился в обыкновенного преподавателя. Выдал положенный материал, отчитал часы и как не пошло это звучит, отвали с раздачи.


           Некоторые умники договорились до того, что предлагают ввести во всех школах изучение слов и выражений на блатном жаргоне, а также разговора по – фене, мотивирую тем, что любой человек в силу сложившихся обстоятельств может оказаться в тюрьме и нужно быть готовым не погибнуть в неизведанной и враждебной среде. Необходимые навыки сленга и правил уголовной братвы должны знать как молодые, так и люди более зрелого возраста, чтобы случайно не оказаться в «петухах» или «суках».



          Во втором томе романа Анатолия Иванова «Вечный зов», вышедшем в 1973 году, жандарм Лахновский произносит следующий монолог: «Окончится война — все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, чем располагаем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить! Как, спрашиваешь? Как?! Мы найдем своих единомышленников: своих союзников и помощников в самой России! Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия о гибели самого непокорного на земле народа, об окончательном, необратимом угасании его самосознания. Будем вырывать эти духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом, поколение за поколением, выветривать этот ленинский фанатизм. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!».


          В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, в своей книге "Третья мировая информационно-психологическая война", вышедшей в 2000 году, выдали этот текст за статью А.Даллеса «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945 г.


          Разумеется, никакого «Плана Аллена Даллеса» не существовало, так как Директор ЦРУ умер за четыре года, до выхода романа «Вечный зов» и за 31 год до изготовления Лисичкиным и Шелепиным этой фальшивки.


           Но то, что планировал персонаж романа, жандарм Лахновский, выполнили  хваткие и корыстные люди, ныне нами управляющие, которые в 1991 году эту власть узурпировали и не собираются ей делится по сей день.


          Кризис в нашей стране не только в деградации общества, а в большей степени в отсутствии доверия между обществом и властью. Мораль обеспечивает единство общественных интересов. Какое может быть единство, если все решения руководства страны, ухудшают жизнь граждан и аморальны по своей сути. Отсюда и никакой морали в обществе.









г.Екатеринбург,
13 сентября 2021года.



 

 


Рецензии
"В чём причина таких высказываний и активных шевелений, по сути второго и третьего должностного лица в стране, не цель этой статьи".

"Важнейшим из искусств, для нас, является кино". Эту цитату, со слов первого наркома просвещения Анатолия Луначарского, принадлежавшей В.И.Ленину, мы и начнём.

"Одним из ярких явлений в советской культуре это авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР".
---

Может, автору следует сначала грамотёху подтянуть, от чудовищного косноязычия избавиться, хоть чуть-чуть понять принцип расстановки запятых - а потом уж "бедную культуру" жалеть? А?

Людмила Людмилина   16.09.2021 17:50     Заявить о нарушении
Благодарю, Людмила, за рецензию. Хамство, свойственно человеческому скудоумию.
По сути написанного, у вас, есть что сказать?

Владимир Северский   16.09.2021 18:16   Заявить о нарушении
Людмила, я очень вам благодарен. О лучшей рецензии, для статьи, не мог и мечтать. Вы выплеснули на меня всю накопившуюся ненависть, из-за своего синдрома грамматической педантичности Однако, поступаете со мной крайне жестоко. Глубоко аморально, лишать меня общения с вами. Не могу представить, как переживу эту трагедию.

Удачи и вдохновения!

Владимир Северский   17.09.2021 09:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.