Сон пастушка или душа, грустящая о потерянном рае

«Времена года» у Вивальди открывает «Весна». Во второй части этого концерта мелодия солирующей скипки изображает сон пастушка. Другие скрипки убаюкивают его своим ровным звучанием, напоминающим веяние майского ветра, шелестящего в листве и травах. Сквозь сон до спящего смутно доносится лай собаки, который имитируют альты. Этот приглушённый лай – всё, что осталось от обыденной реальности, ушедшей куда-то далеко-далеко, на задний план. Мелодия, изображающая сон пастушка, исполнена удивительной красоты и  смертельной грусти. Кажется, что это грустит во сне душа о потерянном рае. В чём своеобразие этой грусти? Она властно овладевает  нашим сердцем благодаря своей  нежности.

Такой проникновенной глубины звучания достигает только «Мелодия» Глюка в «Орфее» и «Адажио» Алессандро Марчелло из его концерта ре-минор более известное в баховском переложении для клавира, а так же мелодия, исполняемая  скрипками в "Лакримозе" моцартовского "Реквиема". Нигде больше скрипка, флейта и гобой (рояль) не звучат для меня так проникновенно и грустно как у Вивальди,  Глюка,  Марчелло (Баха) и Моцарта в этих музыкальных шедеврах. Вы скажете, а как же «Адажио» Томазо Альбинони (Ремо Джадзотто)? Оно исполнено такого сильного порыва страстной печали, которое не позволяет ему оставаться нежным. Оно разрывает сердце с максимальной силой страсти... Что же касается  «Траурного марша» Шопена, то  в духовом исполнении это страшная вещь, в которой отчаяние не даёт места другому чувству. Мне кажется, что эта музыка  вредна для души, потому что в ней воплотилась сама смерть, пугающая своей безнадёжностью.


Рецензии
для меня ,почему то страшней "Траурного марша " Шопена,"Пляска смерти"-
Камиля Сен-Санса.
http://www.youtube.com/watch?v=pesvY_uVbFM&t=101s

а "Траур.марш" Шопена,очень торжественная в начале мелодия,а потом идет просто красивая мелодия,мне кажется наоборот,это мелодия возвышает душу,задумываешься о бренности жизни,скоротечности нашего века,но наша душа бессмертна и душа живет вечно,или очищается огнем в аду,или в наслаждается раю,или исправляется в очередном воплощении,,,

http://www.youtube.com/watch?v=M_tAh3ekEgQ

Эден Паз   10.05.2022 13:44     Заявить о нарушении
Мой папа ,светлая память его душе,был музыкантом.
Он с молоком матери привил мне любовь к классической музыке.
Однажды, находясь у него в гостях,я услышала,как по радио играла какая-то классическая музыка,я ее слышала ,как мне казалось впервые,но я знала эту мелодию и в уме предугадывала следущее ее развитие.Я очень удивилась,закричала ,папа находился на балконе:"Папа,папа,послушай,что это за мелодия? я ее слышу в первый раз,но я ее знаю!Как такое может быть?!"
Папа мне ответил :"Доченька ,эту вещь я разучивал и репетировал на вступительный экзамен в муз.училище ,на скрипке,ты была младенцем в колыбельке,и когда я прекращал играть,ты просыпалась и начинала плакать,и я играл и качал колыбельку ногой ,в такт музыке."
Я не помню,а мое подсознание помнит.
К сожаленью,я не записала имя композитора и название вещи,а сейчас уже и не спросишь...

Эден Паз   10.05.2022 14:01   Заявить о нарушении
Музыка по её воздействию очень индивидуальна. У каждого есть что-то своё. Меня просто убивает "Траурный марш" Шопена, а Вас пугает "Пляска смерти"-
Камиля Сен-Санса. Откроюсь, что самой опасной и даже демонической музыкой считаю "Ночь на Лысой горе" Мусоргского. Никому не советую её слушать. Сен-Санс написал свою "Пляску смерти" пять лет спустя после этой вещи.

Владислав Плеханов   10.05.2022 15:29   Заявить о нарушении
Что же касается мелодии, которую Вы слушали в младенчестве, то подобное пережил и Михаил Юрьевтч Лермонтов, который вспоминал: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить... Ее певала мне покойная мать." Живую мелодию этой песни, услышанной в младенчестве, невозможно было передать в музыке, поэтому Лермонтов попытался выразить её в мелодике своего стихотворения «Ангел».
Спасибо за отзыв.

Владислав Плеханов   10.05.2022 15:37   Заявить о нарушении
я люблю слушать музыку Сен-Санса.и эту "пляску" тоже.мне нравится эта музыка.а сейчас я попытаюсь найти и послушать Мусорского.

Эден Паз   11.05.2022 16:15   Заявить о нарушении
да ,меня хватило только на первые 5 минут ...страшные ассоциации.
но зато нашла прекрасное описание .

"Светлана Давыдова

Ночь на Лысой горе - одно из ранних симфонических произведений М.П. Мусоргского, будущего автора его великих опер "Борис Годунов" и "Хованщина". Композитор являлся членом творческого содружества русских музыкантов середины XIX века, известного под такими названиями, как "Могучая кучка", "Группа пяти" (Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи). Основополагающие идейно - эстетические принципы содружества - народность и национальность, что и определило тематику творчества, связанную с историческим прошлым России, ее эпосом, сказкой, древними языческими верованиями и обрядами. Наиболее ярко, цельно и мощно образы русского народа представлены в творчестве Мусоргского. По мнению композитора, русский народ отличается юмором, выдумкой, удалью и размахом. В нем проявляются богатырские, исполинские силы, героизм, а также сила и богатство воображения, бессознательная тяга к художественному творчеству. Симфоническое произведение "Ночь на Лысой горе" по разным причинам при жизни композитора не исполнялось. Впервые оно было исполнено в 1886 году в Петербурге, в редакции Н. А. Римского - Корсакова. Прекрасный симфонист, мастер инструментовки, он собрал воедино оригинальный материал, сделал некоторые сокращения и изменения, но бережно сохранил дух и основные образы авторского варианта. Оркестровая картина "Ночь на Лысой горе" - программное произведение, сюжетом которой послужили старинные народные поверья. Сам композитор разделил его сюжет на четыре части следующим образом: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане. 4. Шабаш. В дальнейшей работе над произведением это деление на четыре части было устранено, но их образные смыслы остались. "Форма и характер моего сочинения российски и самобытны", - писал композитор - , указывая, в частности, на используемый им типично русский прием свободных "разбросанных" вариантных преобразований музыкального материала. Начинается "Ночь на Лысой горе" издалека приближающимся и усиливающимся свистом флейт, гобоев, кларнетов, завыванием скрипок на фоне тяжелого топота в басах - ведьмы слетаются на Шабаш. Этот пронзительный свист в ночной тишине взрывает воздух, кажется, что само небо загорелось и задрожало. После такого вихревого вступления вырисовывается первая оформленная тема из двух тактов - тема пляски народного характера. Она потом будет повторяться неоднократно в разных вариантах -ритмических, динамических, тембровых. Появление Сатаны (тромбоны в оркестре) означает начало дикой, грубой пляски вокруг его трона, то усиливающейся, то затихающей. После приказа Сатаны пляска сменяется дикими оргиями. Динамика оркестра постоянно меняется, но ночное бдение нечистой силы постепенно заканчивается с приходом ясного, прозрачного утра. Оркестровые колокола имитируют тихое звучание церковного колокола. На фоне переливающихся струн арф, словно пастушеский рожок, звучит соло кларнета, принося с собой свежесть утренней зари, рождая чувства умиротворения, гармонии и красоты. Прекрасно исполнение произведения Омским симфоническим оркестром - яркое, сочное, живописное, виртуозное. Дирижер Дмитрий Васильев покорил меня оригинальной интерпретацией, артистическим темпераментом, творческой волей и совершенством дирижерской техники. Браво!!!
Светлана Давыдова."

Эден Паз   11.05.2022 16:20   Заявить о нарушении
и здесь,ночь с темными силами уходит,и утро красит новый день!

Эден Паз   11.05.2022 16:24   Заявить о нарушении
А вот это я упустил. Значит завершение можно послушать. Спасибо.

Владислав Плеханов   11.05.2022 17:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.