К предательству таинственная страсть...

Я так ждала эту книгу когда-то! «Таинственная страсть» Аксенова…

  ...Время надежд  и оптимизма, на которое пришлись первые годы жизни и  вошедшее в кровь (продолжение темы «гренад») – никто не ожидал такого пируэта – мордами об тейбл!Но поскольку никогда никого не идеализировала (романтизм и еврейская трезвость в этом случае сочетались правильно), то  спокойно воспринимала  все эти «развенчивания кумиров» в те перестроечные захлебы (про ресторан Дома литераторов, где «лежала Белла в собственном соку»...), про конформизм «Евтуха»... Кому Евтух, а кому поэт и гражданин! «Литературоведы доморощенные!» За  один лишь «Бабий яр» и «Братскую ГЭС»!.. За  "Танки идут по Праге"… Не говоря уж о «воспитании чувств» иных маленьких девочек -   всем своим творчеством, и честными, мужскими стихами о любви – в неменьшей степени. Кому «Белла» со всеми ее «безднами», а кому…
«Ты раскосым нездешним бельчонком пробегала по всем проводам, то подобна хипповым девчонкам, то роскошнее царственных дам»…(Е.Е.)

 Иосиф Бродский: «Если я не называю поэзию Ахмадулиной мужественной, то не потому, что это рассердит множество женоподобных особей – просто поэзии смешны прилагательные. Женский, мужской, черный, белый – все это чепуха; поэзия либо есть, либо ее нет. Прилагательными обычно прикрывают слабость.
И хотя в том своем отзыве И.Б. не сильно церемонится с двумя из  «той  прекрасной четверки» (Нас мало. Нас может быть четверо. Мы мчимся - а ты божество!И все-таки нас большинство.(Ан. Вознесенский)): "Ахмадулина куда более сильный поэт, нежели двое ее знаменитых соотечественников – Евтушенко и Вознесенский. Ее стихи, в отличие от первого, не банальны, и они менее претенциозны, нежели у второго…»

 Не сравниваю, упаси Бог, никого и ничего! И в «предательстве» слышу не столько   «политическое», сколько обобщающее,  гораздо более широкое.

Из серии: «Навеяло», «случайная рифма», или  «В глаз попало» - «гадание на инете»,  «мудрость дня…» «Подводя итоги…» «Город как судьба…», «Времена не выбирают…» «Судьба, судьбе, судьбу, судьбою, о судьбе…». Все свои "рубрики" нынешние, для внутреннего пользования ("Докторчик поможет"... "Ну всё, миленький, пора закругляться, у докторчика очередь, докторчик нарасхват... "Тот рассказик Зои Арефьевой про самосупервизию перед зеркалом)...

 Многим  навеяло… Еще одним «утренником памяти» местного значения  в записи (два  неравнозначных во всех смыслах  д.р. вчера… "Но «сейчас не об этом!»), пересмотром 4 серий телеинтервью  с  Викторией Токаревой Малкина) - «Она написала себе роль»…

Сошлось одновременно…
 Песня Городницкого, передача Быкова, стихотворение Ахмадулиной…
 
«Предательство, предательство, -
Души не заживающий ожог…»(А.Г.)
Недаром этот «ожог» Городницкого перекликается с  тем же названием другого аксеновского романа.  А у Б.А.А. один из первых поэтических сборников – «Озноб»…
 
А тут еще в передаче Быкова…(Подсела на Дмитрия Львовича. «Отдохни с умным, милый! Прошу! Отдохни с ним!»(Жванецкий) прозвучала эта фраза… Как помощь-напоминание-подсказка Сверху, потому что больше некому... Про это - «К предательству таинственная страсть»…

И Гамлет, и  Бог-сын… да разве есть хоть один сюжет в литературе, а значит, и в жизни – БЕЗ  него, предательства,  без иуд и трусов…
Другое дело, что…  Молчи, Грусть, молчи!
  Квинтэссенция Дня… Понедельник, 13-е. Бабье лето. Была  и  пятница 13-е в эту дату (Слава Богу!)

  …А Белла, прекрасная Изабелла Ахатовна… что ж, она могла позволить себе и те свои бездны, и ту свою смелость…
Со смелостью у иных дурочек гораздо лучше, чем с безднами. Тут бы она, дурочка из города К.,  не подкачала со своим острым неприятием ЛЮБОЙ несправедливости и рабства. А «бездны»… Кто б  ей позволил –  те спасительные, возможно,  для личной безопасности,  «бездны»!  Это не ее прерогатива. И в данном случае, не о поцелованности Богом... Банально: о Тыле. Защищенности Ахмадулиной.  С детства и до конца.
  Любовные коллизии – ну что ж, а как без них, это от времени и места никак не зависит! Она очень счастливую, ПОЛНУЮ жизнь прожила, несмотря на Эпоху. И  мужья…  Любые по счету, и ее  собственный порядковый номер  в их судьбах (У Нагибина так она предпоследняя, пятая), как и разница в возрасте в любую сторону  - значения тоже не имели…
 Евтушенко: «У нее были раскосые глаза сиамской кошки, снисходительно позволяющей себя гладить, но не допускающей посторонних в свои мысли...» Нам так и не удалось выяснить: если Ахмадулина уже в юности старалась чутко и бдительно огородить свой мир, как это в ней уживалось с хрустальной прозрачностью?»

  Борис Мессерер, заботливый, все понимающий о ней, оберегающий, как собственного ребенка… «Промельк  Беллы…»  Он так  бережно воспроизводит в книге  каждое мгновение, каждый «промельк» их совместной жизни. Начиная с первого явления перед ним «чуда по имени Белла»: Какие имена, какое пиршество духа – их общий дом!

  И дочка ее, поздняя, данная наградой - за Талант, за взятую из детдома дочь старшую, за  их с  Евтушенко  нерожденного общего первенца,  которого не родила в юности в первом - для обоих поэтов - браке(«Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в её чреве, то он убивает её любовь к себе". -Е.Е.)…  Пусть пишут о том, что она мало занималась ими обеими – Анной и Елизаветой (и в Дневниках Нагибина не сильно лестно на эту тему), но… Елизавета Кулиева-Ахмадулина: «Моя мама была эльфом!»

  И в сухом остатке судьбы (Женской, личной, даже не о  ее поэзии и гражданской позиции речь): "Но до сих пор, когда вижу ее или просто слышу ее голос,
мне хочется плакать...(Е.Е.)
 И Евтушенко, про фильм «Таинственная страсть»  (он  был сначала очарован фильмом): «Авторы отделили, как говорится,  «сорняки от настоящих цветов нашего поколения. Оно было, может быть, наивное, но оно было нежное. Мы были нежными друг с другом. Вася Аксенов был влюблен в Беллу. И Вознесенский… В Беллу были влюблены все, понимаете или нет?
Она настолько была очаровательна! Кстати, один из моих страхов был – это способна ли будет какая-то актриса восстановить обаяние Беллы? Вот я уж, все-таки она была моей женой, любимой женщиной, я посвятил ей свои лучшие стихи, вот. И меня с ней ссорили, но она никогда не ссорилась со мной. Никогда!..»

  Потому все эти публикации, журнальные, газетные статьи не убавляли отношения к ним. Порой удивляли некоторые подробности, не  более. А чтобы составить свое впечатление о личности, недостаточно «пикантных фактов». 

 И вот, когда картинами (зачем-то) выстроилась во всей полноте: о времени, и о себе, и людях, и о «тех, кто помогал жить…», -  вдруг по-другому прочлись те ее, ахмадулинские строки… Про предательства таинственную страсть.
 
   В грустной песенке из «Иронии судьбы» про друзей и одиночество(«…И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты…»). А вот это как раз, едва ли не единственное, что помогает существовать сейчас  в отрезке дня - природа, террритория Детства, «секретики», зарытые где-то тут маленькой глупой девочкой из младшего отряда…) нет тех  строф, а  я… хотя читала стихотворение  «в оригинале» и  не раз слышала в том прекрасном фильме (Эпоха!)  «Застава Ильича»  в  авторском  исполнении, этим  ее ломким нежным неповторимым голосом,  почему-то не до конца понимала главное,  практически неизбежное: « К предательству таинственная страсть…»
   В «Юности» печаталось  (сама, конечно, не помню, бо мала была, но  у кого-то недавно прочла):  «…к  жестокости таинственная страсть…» Что, безусловно, одно и то же. Об одном. Это вообще человеческая сущность. Усугубленная «обстоятельствами времени, места» и когда - про плечо -  только природа… да и то она к твоему прислоняется, а не наоборот, как написала счастливая женщина Белла Ахатовна Ахмадулина.
  А все  ее  книги, мемуары о ней, бесчисленные награды, премии ее имени… памятники авторства последнего мужа, стихи-посвящения от первого  и  многих других поэтов,  ее читатели, песни на ее стихи, глубокие исследования последнего времени… В школе собираются в программу по литературе включить…
   Все это прекрасно, но вовсе не обязательно. Главное: ей удалось остаться самой собой до конца и не сломаться (а ведь легко было б с иными ее безднами), потому что… у нее была счастливая планида. Не ахматовская, не цветаевская, не тушновская.  И конец Прекрасной эпохи не помешал этому...
 
  Кому-то из   честных, умных, талантливых, смелых,  и с сердцем должно же повести!
И…они (не только прекрасная четверка, не только герои «Таинственной страсти»), «нежно относились друг к другу…», как сказал Евтушенко. Для них еще существовали понятия «друг», сострадание, совесть… « И если вы слишком душой огрубели  -
Идите смягчиться не к водке, а к Белле.
И если вам что-то под горло подкатит —
У Беллы и боли, и нежности хватит…» (Вл. Высоцкий)
 
Они были лучше. Особенно лучшие из того поколения иллюзий.

 «…и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
 К предательству таинственная страсть…
друзья мои, туманит ваши очи…» (Б.А.)


Рецензии