Психологический анализ автора от Сергея Ключникова

Сергей Ключников
Психологический анализ образа автора
по рассказу "Закат в Венеции"

"Приглашение в мастерскую".
Сборник поэзии и прозы. -
М.: Издательство "У Никитских ворот", 2021


А ВАГНЕР ЗВУЧИТ...

Довольно сложно сделать психологический анализ образа автора, да и   рассказчика тоже, если перед нами классическая биографическая проза. Но сложная задача увлекает, потому дерзнём.

Что мы знаем о Вячеславе Власове? То, что он по своей основной специальности далёк от искусствоведения. Власов – юрист, получивший прекрасное образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (достаточно вспомнить, что этот факультет окончили целых два президента России) и добившийся профессиональных успехов.

Но сейчас перед нами писатель Вячеслав Власов, главное дело которого – пропаганда творчества Рихарда Вагнера. Потому первое свойство рассказчика, заметное для любого читателя – увлечённость Вагнером, миром культуры, высоким искусством.
Автор подходит к теме вполне профессионально, объективно и логично. Если расширить эту венецианскую историю, то получится вполне достойная биография, ничем не уступающая легендарной серии ЖЗЛ.

Вячеслав Власов рассказывает о последнем периоде жизни великого композитора и о самом германском гении с нескрываемой симпатией и отчётливой интонацией восхищения. Между тем заниматься Вагнером в наши дни непросто и даже требует определённого мужества. «Культура отмены», распространившаяся на Западе, простирает свою власть на самые разные сферы, включая подлинную культуру. Вагнеру припоминают то, что его творчество было в какой-то степени взято на вооружение нацизмом, и поэтому определённые силы тоже пытаются если не отменить, то преуменьшить его значение, назвать культурным антисемитом и даже предтечей нацизма. Из песни  слов не выкинешь, в наследии Вагнера можно обнаружить некоторые спорные с этической точки зрения высказывания, но тот бесспорный факт, что Вагнер был гениальным музыкантом, тоже отменить невозможно. Автор старается не касаться этой острой темы. Он рассматривает поездку немецкого композитора в итальянский город как некий финал его жизни, давая широкую панораму тогдашней культуры, в которой можно увидеть и начинавшийся в то время постепенный «закат Европы».

Автору интересно исследование феномена смерти в связи с темой красоты – почему люди стремятся умереть в прекрасных местах, и почему Вагнера перед смертью тянуло в Венецию. Ведь известно, что немецкие и австрийские композиторы не любили итальянскую музыку (вспомним, как снисходительно отзывался о большинстве итальянских музыкантов Моцарт)? И почему смерть в Венеции стала некоей метафорой европейской культуры, о чём напоминает не только эта работа, но и известная новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции», нам ещё предстоит разгадать...

В том, как автор раскрывает состязание гениев, как он пристально всматривается в фигуры самого Вагнера, его тестя  Ференца Листа и показывает всю сложность их взаимоотношений, видно, что ему интересен мир гениальных людей, их честолюбие. Можно предположить, что повествователь сам достаточно честолюбив, ведь как иначе поймёшь своих героев? Ему интересно не только как на склоне лет Вагнер пожинал плоды своего труда, но и как он работал. Потому рассказчик – человек вполне волевой и целеустремлённый, с чётким сознанием и ясным пониманием, чего он хочет. Его занимает и то, как Вагнер решал финансовые вопросы своей жизни, что говорит о практичности самого рассказчика: далеко не каждый искусствовед будет касаться этой темы.

Автор, несомненно, знает больше, чем это представлено на страницах работы, потому он переполнен желанием поделиться своими знаниями с людьми.

Переплетение трагического и прекрасного – вот что прежде всего волнует автора. Последние месяцы жизни великого композитора, создавшего гениальную музыку, согреты любовью его жены, многолетней спутницы. И то, с какой нежностью автор пишет об их взаимоотношениях, свидетельствует о его собственной способности любить, ценить женскую верность.

Рассказ о жизни Рихарда Вагнера, несомненно, вызывает желание вновь послушать его сложную, одновременно мрачную и возвышенную музыку, а это дорого стоит: ведь главная задача биографа, пробудить интерес читателей к своему персонажу.


Рецензии