О дефиците в 40-50-е годы

"Очень забавляет, когда 20-летние объясняют 50-летнему мне, как я жил в 90-е." (С) anekdot.ru

Да уж. Впрочем, они и про жизнь в Советском Союзе очень любят объяснять, эти начитанные двадцатилетние. При этом выглядят одинаково убого и когда начинают его ругать, и когда хвалят.
Давайте, расскажу - каким он был, этот пресловутый дефицит? А то одни договариваются до того, что, мол, не было вовсе никакого дефицита - а другие, делая круглые глаза, вещают про повсеместные километровые очереди за хлебом.

Мне вот повезло в сознательном возрасте пожить в 70-е... А память сохранила, как жил в 40-50-е годы.  Короче - вот вам краткая справка про дефицит.

Сороковые годы
Вы удивитесь, но при товарище Сталине дефицита не было. Вообще. Были вещи, которые нужно было доставать... Но это потому, что эти вещи были контрабандными. Или произведенными в царские времена. Ну или просто очень редкими. И чаще совершенно ненужными в повседневной жизни советского гражданина.

Любопытно, что большинство "рекламных" фотографий сталинских времен демонстрируют кондитерские, хлебобулочные, и винные отделы. Такие были тогда приоритеты... Мяса, рыбы, и колбас хватало - но их особо и не покупали. Как видите на фото, народ не слишком хорошо одет... Эту конкретную фотку я выбрал ради достоверности: она уж точно из сталинских времен.

Вы же не станете сейчас рассказывать про дефицит икон XIV века? нет? Вот и при Сталине "дефицит" был только на реально редкие вещи. Хотя, учитывая общую бедность страны, таких "редких вещей" было достаточно много - от хорошей бритвы до хороших сигарет.

Знаете, чем отличался "дефицит" сталинских времен от позднесоветского дефицита? Тем, что в позднесоветские времена дефицитных товаров в стране было предостаточно, и его можно было - с переплатой - купить почти в любом городке и поселке. Главное, знать нужных людей. А сталинский "дефицит" был редок по определению. Его можно было купить, только если повезет. Жуткий дефицит, между прочим, эта печень трески в мои 70-е.

Так или иначе, дорогие радетели свободного рынка: наличие дефицита вовсе не является непременным признаком социализма - в смысле, плановой экономики. Это в чистом виде следствие экономической политики брежневского Политбюро. А до Брежнева, и даже в первые годы его правления, дефицит вовсе не был чем-то, с чем встречаешься каждый день.

Сталинские магазины были полны всем. Хоть коньяком, хоть колбасой, хоть модной одеждой. Ну, модной по советским меркам, конечно.
Так что же случилось?
Пятидесятые годы
А случился рост уровня жизни. При товарище Сталине деревня живых зарплатных денег почти не видела, да и работяги зарабатывали не так, чтобы много. В результате - суммарная стоимость произведенных товаров была более-менее равна полному объему денежной массы, выданной на руки рабочим и совслужащим... и товары потреблялись более-менее равномерно, не создавая ни залежей на полках, ни пустых витрин. Ну, а избыток денег на руках населения покрывался и кустарным производством (к примеру, бензиновых зажигалок), и индивидуальной трудовой деятельностью (частные портные, парикмахеры, и фотографы имелись в изобилии), и расходами в сфере услуг, будь то поездка на море или поход в кино.

Надо понимать, что вся эта сусальная картинка и замечательный баланс происходили на весьма низком уровне потребления. Типичный житель сталинского СССР кушал мясное два-три раза в неделю - ненамного чаще, чем дореволюционный крестьянин. Взять в магазине краковской колбасы был почти такой же акт разврата, как сейчас купить... ну, скажем, бутылку хорошего французского шамигристого.

Что же поменялось при Никите Хрущеве?
Во-первых, поменялась система принуждения граждан к труду. Вместо ГУЛага - закон о тунеядстве (1961), а также попытки стимулировать хорошую работу рублем. Крестьяне получили паспорта, и примерно тогда же в колхозах начали платить зарплату, пусть небольшую.

В 1961 году Хрущев провел денежную реформу.  Не только вместо 10 рублей стал один рубль, и цены соответственно поменялись. Но самое неприятное было то, что появилась возможность безналичные деньги переводить в наличку, и появились отечественные миллионеры из числа торгашей и некоторых чиновников, и сразу появился торговый дефицит в государственных магазинах. Торгашам было выгоднее продавать товары на рынках с наценкой, и разницу класть себе в карман.

Несложно видеть, что денег на руках стало больше. Стало ли больше товаров? Стало. Но - не настолько, насколько вырос объем денежной массы. Как следствие, подросло потребление "дорогих" товаров (тут без кавычек не обойтись, речь о тех вещах, которые мы с вами сейчас покупаем не задумываясь).

Стала дефицитом при Хрущеве и мука, начались перебои с хлебом. Закончилась провалом целинная афера Хрущева, когда в освоение целины вбухивались деньги, а традиционные сельскохозяйственные регионы были на голодном пайке.  Упразднение МТС привело к износу сельскохозяйственной техники, которую некому было ремонтировать и обслуживать.  Это тоже привело к ухудшению обработки земли и снижению урожаев.  А погоня за увеличением сдачи мяса государству и сокращению производства овощей и мясо-молочной продукции в личных хозяйствах привели к сокращению поголовья крупного рогатого скота и дефициту мяса, которое так до конца существования советской власти и не исчезло. Правда, в Москве и Ленинграде этого не было, да и снабжение столиц союзных республик было очень даже неплохое.

Ситуацию усугубляла "социальная политика" Никиты Сергеевича. В своей погоне за идеалами коммунизма он очень существенно "прижал" кустарей, а также подрезал "огороды" (по факту - индивидуальные участки колхозников, с которых при Сталине они и кормили семью, и одевали её, продавая часть выращенного на рынках). При Никите Сергеевиче пострадала и сфера услуг, и всякие частники, вроде столяров и лудильщиков.

В общем, денег на руках стало больше, а способов их потратить - меньше. Так что именно при Никите Сергеевиче появляется дефицит, как социальное явление - а именно, некоторую часть наиболее популярных товаров руководство торговых предприятий начинает "придерживать", и потом продавать с рук - с наценкой. Получая, тем самым, нетрудовой доход, а выражаясь сегодняшним языком - монопольную прибыль.

"Фкус - спис-фисски!" Классический монолог Жванецкого в исполнении Райкина в  1974 году помнит любой мой сверстник. Собственно, такого типа "дифсит" появился именно в 50-ые годы, при Хрущеве.

Дефициты в разных частях страны были разные, как разными были вкусы, и по-разному работали снабжающие торговлю организации. Можно только удивляться, что только не становилось дефицитом на рубеже 50-60-х годов; больше всего меня удивила... соленая селедка в роли дефицита!

Так или иначе, этот дефицит охватывал очень небольшой круг товаров, особо популярных в данном городе или в данном районе. Уехав в соседнюю область, частенько можно было легко и без очереди купить этот страшно-ужасный дефицит, и привезти его домой, надуваясь от гордости. Я еще застал эту возможность в конце 80-х годов (!), когда проходил военные сборы в городке Мухозадрипенске (название изменено): там был книжный магазин, в котором легко можно было купить самые востребованные в Москве книги. Даже научную фантастику, блин! совершенно невероятное дело в те годы!

Если рассуждать моим языком врача, то жизненно-важные товары при Сталине не были дефицитом, а все остальные, т.е. предметы роскоши, чаще всего продавались по очереди. В каждом профсоюзном комитете любого предприятия или учреждения была очередь на те или иные товары, на машины, на получение квартиры.  Так что дефициты все же чаще доставались передовикам производства.  Я жил в далеком прииске на севере Хабаровского края.  По прииску вначале ездили мотоциклы, которые купили передовые драгеры, потом появились редкие личные автомобили у директора прииска и некоторых инженеров. Почти во всех квартирах висели купленные по очереди на стенах ковры, стояли радиоприемники, холодильники, хрустальная посуда, полированные шкафы. Именно это в наших местах считалось дефицитом, потому что не было в свободной продаже.

Теперь о дефиците продуктов питания в нашем поселке.  Сколько  помню, а прожил  я в родном поселке с 1947 по 1965 год,  его очень долго не было.  В каждой семье был огород, где выращивались овощи, уж картофель точно. Во многих семьях были свиньи, а в некоторых – коровы. Даже мои родители – учителя,  растили поросенка до холодного времени года, потом забивали и наша семья была с мясом большую часть года. А свежее молоко покупали у соседей, у которых была корова с хорошим удоем.  Кроме этого,  поселок стоял на реке Амгуни, притоке Амура, куда на нерест заходила рыба: летом – горбуша и летняя кета,  в сентябре – осенняя кета, а круглый год была  белорыбица. Именно рыба и картофель позволили выжить моим землякам в годы войны. Да еще грибы и ягоды, которые собирали в большом количестве. А охотники продавали мясо убитых ими диких животных.  А для модных в те времена шапок из ондатры шкурки добывали все, ибо их было очень много в окрестностях поселка.

На берегах нижнего Амура и Амгуни еще в 50-е и начале 60-х было много рыболовецких колхозов, которые  во времена Хрущева стали закрываться, потому что вылов рыбы в Амуре был запрещен из-за якобы уменьшения количества рыбы. Но не вылов рыбы был тому виной, а вредные производства на берегах нерестовых рек, в частности, Амурского целлюлозо-картонного комбината, а так же загрязнение нерестовых рек ртутью при извлечении золота на гидравликах и драгах.  После этого начался браконьерский вылов рыбы. Подумайте сами, уважаемые читатели, жить рядом с рекой, богатой рыбой, и не есть её, тем более что много лет она была постоянно в рационе питания. А браконьерство связано с риском и повышенной ценой как плата за риск быть пойманным и получить штраф

Что же, не могли коммунисты наладить выпуск достаточного количества товаров народного потребления? Могли, конечно. Не без глупостей и не без проблем - но могли. А не сделали этого из-за наличия наших больших друзей из-за океана. Мы с вами можем, конечно, считать Штаты образцом толерантности и уважения к международному праву, однако в те счастливые 50-е годы для СССР всерьез стоял вопрос... даже не существования страны, а, скорее, выживания - физического - его жителей. Внимательное изучение документов двух послевоенных десятилетий не оставляет сомнений: США всерьез собирались уничтожить Россию/СССР, причем физически - "вбомбить в каменный век", как они гордо говорили про разрушенную в 1944-45 году Германию.

Вот это и есть первая причина появления дефицита в СССР. А те, кто думают, что "пили бы сейчас кока-колу" неправы точно так же, как те, которые "пили бы сейчас баварское": и те, и другие просто не родились бы. Чисто для справки: в ХХ веке США вторгались в другие страны практически каждый год. В среднем.

Вот именно в это десятилетие и было заложено отставание уровня жизни в СССР от стран Западной Европы. Смотришь фотографии, читаешь рассказы, дневники - в 40-е годы более-менее одинаковая жизнь, что у нас, что в послевоенной Европе; в начале 60-х - уже существенно лучшая жизнь на Западе.  Смотрел документальный фильм английских кинооператоров о жизни на туманном Альбионе в послевоенные годы, вплоть до 70-х.  Ничем не лучше, чем у нас. Конечно, показывали не Лондон, впрочем, там на окраинах жили примерно также, как где-нибудь в периферийном городке.

Ну а как иначе: десятилетие было потрачено на создание ракетно-ядерного щита, гарантий дальнейшей мирной жизни. А Европа в это время, наоборот, почти не тратила средств на вооружения, будучи надежно защищена своим сюзереном-США. К тому получала помощь от американцев по «плану Маршалла», попадая в зависимость от них. Япония, так и вовсе отказалась от военных расходов - и именно в 50-е и 60-е произошло "японское экономическое чудо". Чудо, ага.

А дефицит в СССР в 80-е годы вообще носит рукотворный характер жаждущих совершить в России переворот и направить по капиталистическому пути развития.  И это партийной  верхушке вместе со спецслужбами  удалось. В надежде стать богатыми и успешными в западном мире. Но кому они там нужны, вот и приходится рекламировать пиццу.  И с тех пор дефицит  для народа только один – деньги.


Рецензии