Взаимоотношения между Христианством и Верой Бахаи

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ВЕРОЙ БАХАИ
Уильям Хетчер

Христианство -- Откровение, с которым мы лучше всего знакомы. Многим христианам, когда они знакомятся с принципами Веры бахаи, она нравится. Тем не менее, нередко христиане не хотят принимать эту веру, потому что это кажется ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ Христа и Его учения.

Такое представление основано на двух посылках:

Первое: Иисус -- сын Божий, поэтому Он ВЫШЕ всех других пророков, в том числе и Бахауллы. Второе: в Вере бахаи нет ничего НОВОГО по сравнению с христианством, которое является завершенным и не нуждается в дополнениях. Так ли это?

Обратимся к истории христианского вероучения и возможно более объективно определим, ЧЕМУ же именно учил Иисус Христос. Известно, что пришествие Христа было ПРЕДСКАЗАНО в иудейской Библии. Он был иудеем и подтвердил Откровение Моисея, так как говорил: Если вы познали Моисея, то познали и МЕНЯ, потому что Моисей говорил обо Мне. И так же Он говорил: Я пришел не нарушить закон Моисея, но ИСПОЛНИТЬ его.

Здесь есть два важных момента. Во-первых, Иисус пришел не как НЕОБЫКНОВЕННОЕ существо, а в конкретных исторических РАМКАХ, и Он сам признавал это. Во-вторых, ПЕРЕХОД от иудейства к христианству заключал в себе РАЗВИТИЕ. Он основывался на Откровении Моисея, но принес НОВЫЕ идеи. Например, однажды ученики спросили Его: "Что же ты не идешь проповедовать свое учение язычникам?" И Он ответил: "Я пришел не ради них, а чтобы собрать заблудших овец Израиля".

Чему же учил Иисус? Как Он исполнял законы Моисея? Основной темой Его учения была ЛЮБОВЬ. Проследим РАЗВИТИЕ иудейства к христианству.

Моисей принес десять заповедей и поучал свой народ, как ОТЕЦ учит своих детей. Моисей редко говорил о ВНУТРЕННЕМ аспекте религии. Основным критерием, по которому определялся истинно верующий, являлось ревностное исполнение БУКВЫ закона Моисея.

Например, человек мог совершать прелюбодейство, что является нарушением закона, или быть вором, но если он исполнял заповедь о кашерной пище (отделение мясного от молочного), то считался ПРАВОВЕРНЫМ иудеем, ХОТЯ и нарушал нравственные заповеди. Таким образом, упор делался на ВНЕШНЮЮ сторону исполнения заповедей. Дело в том, что человек мог прелюбодействовать или воровать СКРЫТНО, а то, как он питается, было на виду у многих. Поэтому можно было КОНТРОЛИРОВАТЬ исполнение законов Моисея.

Иисус учил, что исполнять закон НЕДОСТАТОЧНО, нужно делать это не формально, а  ЧИСТОСЕРДЕЧНО, с любовью. В Новом Завете приводится история о богаче, который проходил мимо нищего. Он подал ему со словами: "Я подал тебе, потому что Моисей так заповедал, но самому мне не хочется это делать. Я хотел бы, чтобы таких людей не было». И Иисус сказал: "Он НИЧЕГО не подал этому человеку, не исполнил закон».

Затем Он переходит к рассказу о бедной вдове, которая отдала нищему последний грош. И Иисус говорит, что она ИСПОЛНИЛА закон, отдав все, что у нее было. Таким образом, Иисус принес НОВОЕ ПОНИМАНИЕ исполнения заповеди, придал важное значение ВНУТРЕННЕМУ аспекту, побуждающему фактору  для выполнения действия.

Есть ли какие-то моменты, которые остаются ЗА РАМКАМИ учения Иисуса? Да, некоторые вопросы остаются без внимания и прежде всего -- СОЦИАЛЬНАЯ сфера. Она не входит в Учение, потому что все Учение Христа нацелено на ОТДЕЛЬНОГО человека. В Его Учении нет никакого протеста против рабства, против низкого положения женщины. Он ничего не говорит ни за, ни против такого положения вещей. Эти вопросы просто не рассматриваются. Иисус учил людей только ЛЮБВИ друг к другу. А что такое любовь? Это - принятие другого человека таким, каков он есть.

Тем не менее, с точки зрения социальной, любовь, которой учил Иисус, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ полной, достаточной, так как не подразумевает полную ВЗАИМНОСТЬ между людьми, изменение их социального положения. В Библии рассказана история раба Анисима, который сбежал от своего хозяина -- христианина Филимона. Анисим был обращен в христианство апостолом Павлом, который отослал его обратно к господину со словами: "Ты должен принять его как брата". Но такое "братство" могло быть ТОЛЬКО духовным, оно не имело в виду ИЗМЕНЕНИЕ социального положения раба. Поэтому любовь, которую проповедовал Христос, побуждала людей любить друг друга, но не влияла на изменение социальных отношений между ними. Христианин господин остался хозяином, а христианин раб - рабом. То же относится и к положению женщины в обществе того времени.

Другим примером индивидуализации служит утверждение Христа, что все добродетели заключены внутри человека и принадлежит только ОТДЕЛЬНОЙ личности. К добродетелям Иисус относил любовь, доброту, прощение, милосердие, смирение, кротость и т.п. Все эти качества сугубо ИНДИВИДУАЛЬНЫ и относятся к отдельному человеку.

В Учении Бахауллы главной темой становится ЕДИНСТВО. Как Христос не отбрасывал Учение Моисея, а ПРИБАВЛЯЛ к нему нечто новое, так и Бахаулла не отверг Откровения Моисея и Иисуса, а добавил к ним НОВЫЙ аспект. Как развивается Вероучение от Христа к Бахаулле?

Любовь -- значит приятие человека таким, каков он есть. Единство -- это СОЦИАЛЬНОЕ выражение любви, преодоление различий, которые разделяют людей. Иисус учил людей, как устанавливать истинные духовные отношения, которые бы не зависели от внешних условий.

ПОЧЕМУ, например, Иисус не выступал против рабства? Допустим, Он отменил бы его и сказал: "Вы должны любить друг друга, поэтому между вами не должно быть ни господ, ни рабов". Это привело бы к революции против рабства и последователи Христа были бы уничтожены как мятежники. И это стало бы концом христианства. Иисус просто дал людям то, что Он назвал "Царство Божие ВНУТРИ вас". Человек может устанавливать диалог с Богом, НЕЗАВИСИМО от своего социального положения. На основе любви к Богу устанавливаются и счастливые взаимоотношения с людьми, независимо от конкретных общественных условий. Таким образом, Иисус наделил даром такого счастья, в первую очередь, УГНЕТАЕМЫХ, стоящих на низших ступенях общественной лестницы людей. Поэтому Иисус является надеждой всех угнетенных, обиженных, отвергнутых обществом людей. Неудивительно, что русское крестьянство было так привязано к христианству. Это составляло единственный источник радости, надежды и удовольствия в течение многих веков крепостничества и угнетения.

Еще более яркий пример -- чернокожее население США. Они были рабами белых христиан.

И эти христиане НЕ ВИДЕЛИ никакого противоречия между своей религией и существующим социальным строем. Они говорили, что являются ПОТОМСТВЕННЫМИ рабовладельцами. В литературе той поры взаимоотношения между белыми рабовладельцами и черными рабами описывались идиллически, как отношения между родителями и детьми. Мы заботимся о них, даем им кров и пищу, лечим болезни,- говорили белые,-- без нас они погибнут. При этом белые учили негров своей религии. Конечно, рабы могли бы не принимать ее, как религию своих угнетателей. Ведь это равносильно тому, как если бы ленинградцам, пережившим блокаду, предложили принять идеологию нацизма. Однако негры приняли учение Иисуса Христа и даже распознали в ней тот смысл, который НЕ ПОНЯЛИ белые. Эта религия помогла им выжить, пережить условия рабства. Учение Иисуса дало им духовное освобождение.

Общественные философы -- Маркс, Энгельс, Ленин -- СМЕЯЛИСЬ над Иисусом за то, что Он не был ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ революционером. Но Иисус сделал БОЛЬШЕ, чем простую революцию. Он дал людям надежду на счастье и радость, НЕЗАВИСИМО от внешних условий, сделал их автономными духовно. Бахаулла пришел, чтобы сделать СЛЕДУЮЩИЙ шаг. Больше нельзя терпеть несправедливых взаимоотношений и надо установить единство по всей земле. Поэтому Бахаулла конкретно ОТМЕНЯЕТ рабство. Этот запрет на рабство столь категоричен, что в Персии бахаи даже не нанимают на работу других бахаи, чтобы не было подобия рабства.

Бахаулла был ПЕРВЫМ пророком, который ЗАПРЕТИЛ рабство. Он говорил, что должно быть абсолютное РАВЕНСТВО между мужчиной и женщиной. И Он учил единству ВСЕГО человечества. При этом единство Он определял как полную ВЗАИМНОСТЬ между всеми людьми мира. Обратите внимание: если любовь -- это ИНДИВИДУАЛЬНАЯ добродетель, то единство -- КОЛЛЕКТИВНАЯ общая добродетель. Нельзя сказать, что я являюсь единством или воплощаю равенство между мужчиной и женщиной. Нет, это все коллективные, СОЦИАЛЬНЫЕ условия.

Например, чтобы ВЫЯВИТЬ равенство между мужчиной и женщиной, нужна СЕМЬЯ. И здесь НЕДОСТАТОЧНО только любви. Допустим, я люблю собаку, но при всех моих чувствах к ней, я не считаю ее РАВНОЙ себе и у меня нет отношений, построенных на ВЗАИМНОСТИ с собакой. Значит, любовь и привязанность может существовать и в рамках АСИММЕТРИЧНЫХ отношений.

Возьмем другой пример: любовь между родителями и детьми. Родители любят детей, но между ними нет РАВНОЦЕННОСТИ в отношениях, особенно когда дети маленькие. Может быть, родится когда-нибудь такой философ, который будет ратовать за то, чтобы установить равенство между младенцем и его матерью. Видите, какая ПУТАНИЦА существует между понятиями ЛЮБВИ и СПРАВЕДЛИВОСТИ, хотя эти понятия НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ. Любовь может существовать и при асимметричных отношениях, единство же предполагает ПОЛНУЮ взаимность, равноценность. Именно ЭТОМУ учит Бахаулла.

Таким образом, Бахаулла развивает ДАЛЬШЕ учение Иисуса Христа, так как Он учит тому, чему не учил Иисус. Его Откровение дополняет и завершает Откровения Моисея и Иисуса, НЕ ОТВЕРГАЯ их. Поэтому можно сказать, что Иисус привнес ВНУТРЕННЕЕ измерение в аспект любви, ВНУТРЕННЮЮ мотивацию в поступках человека, а Бахаулла -- ВНЕШНИЙ, социальный аспект любви.
Понятие единства можно представить в виде уравнения:

ЕДИНСТВО = ЛЮБОВЬ + СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Вначале Иисусом было принесено учение о любви, а затем Бахаулла принес вторую часть этого уравнения -- справедливость и объяснил НЕОБХОДИМОСТЬ справедливости для УСТАНОВЛЕНИЯ единства среди людей.


Рецензии