Как я поступал во ВГИК

ВГИКу 100 лет. Поступал дважды - на режиссерский и сценарный. Не повезло. Умные люди отговаривали, куда, мол, лезешь,  ты что, Шукшин? На курс набирают порядка 15 человек, пятеро из них идут по лимиту от республик, еще двое-трое – из стран социалистического лагеря, потом родственники, знакомые, знакомые знакомых, до тебя и очередь не дойдет. Не послушался я, пошел. Но уже без былой уверенности. На режиссерском, кстати, принимал сам Лев Кулиджанов. На него у меня была надежда. Ведь он свой, тифлисский, подсобит, если что. Но срезал меня не мэтр, а Татьяна Лиознова, которая помогала ему принимать экзамены. Не понравился я ей. Это я сразу почувствовал. И мои творческие фантазии не понравились. А достался мне портрет Кукрыниксов (есть такая работа у художника Корина) - к нему я должен был придумать захватывающий сюжет. Но что тут дельного предложишь, если на самой картинке нет никакого действия, конфликта - сидят три художника и смотрят на тебя без особого интереса, поди разберись, о чем думают. Это что, издевательство, подумал я, или уловка какая, чтобы меня завалить? Занервничал я сильно. А Лиознова смотрит на меня взглядом типа «понаехали тут всякие» и просит отвечать по существу. Ну я и выкладываю сгоряча, мол, что это вовсе не художники, а бандиты, а то, что у них такой вид благопристойный, так это они собрались на день рождения к одному крупному партийному боссу, которого решили ограбить, и месяц репетировали, чтобы выглядеть рафинированными интеллигентами. Далее описываю само ограбление и заканчиваю стрельбой, мордобитием и потоком крови. Вижу, Лиознова на меня как-то странно смотрит. Спасибо, говорит, молодой человек, вы свободны. Больше ее я не видел.
На сценарном писали рецензию на фильм Гельмана-Микаэляна  "Премия". Помните, с Леоновым в главной роли? Картиной тогда все восторгались. И мне она понравилась, но я решил действовать от противного (ну чтобы обратить на себя внимание) - разнес фильм в пух и прах.  Показал, что всё это вранье и показуха насчёт отказа бригады от премии, а мотив надуман, высосан из пальца, такого в жизни не бывает. Короче, прошёлся по соцреализму  катком. И  добился своего. На меня обратили внимание. И указали на дверь.
Жалею, конечно, что неправильно себя вёл, ведь жизнь могла сложиться иначе.
А с Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой мы отдыхали позже в Пицунде, в пансионате Союза кинеатографистов СССР, где летом собиралась московская киношная тусовка. Я закатил там грандиозный театрализованный Нептун – с драматургической интригой, танцами, спортивными состязаниями и пр. В мероприятии  участвовали почти все отдыхающие. Упросил Левитана (да, того самого!), чтобы утром он возвестил по внутренней ретрансляции суровым голосом о начале нашего праздника. Кое-кто из взрослых, услышав спозаранку - «Внимание, внимание, работают все радиостанции Советского союза, передаем важное правительственное сообщение...», впал в панику, подумав, что начинается новая война, но обошлось без инфарктов. Я, разумеется, был Нептуном. Веселье продолжалось весь день и закончилось поздно ночью огромным костром и кутежом на морском берегу. На следующий день Сергей Аполлинариевич подошел ко мне и сказал: Ника, в тебе явно умирает режиссер. И я с ним не согласился. Режиссер во мне никогда не умирал.
#вгик
#сергейгерасимов
#никаквижинадзе
#nickakvizhinadze


Рецензии