Любовь поправшие I. 10

Первые юнкерские каникулы закончились для Михаила быстро, пролетели шумные, радостные домашние вечера, скрашенные заботой и вниманием родных, и осадок от грустного расставания, разочарования в первой неудавшейся любви был ими значительно уменьшен, хотя перед сном накатывала в молодую юношескую грудь отчаянная тоска.
Тухачёв приехал в училище двенадцатого января и в уличном построении на вычищенном от снега училищном дворе был, как и все юнкера, награждён юбилейной светло-бронзовой медалью «100 лет Отечественной войны. 1812 – 1912 гг.» – «как действительный член Московского отделения Общества ознакомления с историческими событиями России, принимавший участие в юбилейных памятных торжествах в честь столетнего юбилея победы русского оружия в августе 1812 года, на Бородинском поле и в городе Москве, для ношения на груди, на Владимирской орденской муаровой ленте, согласно высочайшего соизволения от 15.08.1912 года» — (Высочайшее Производство от 15.08.1912 года; приказание по войскам Московского военного округа от 26.08.1912 года №601; приказ по училищу от 12.01.1913 года, стр.1). От этого торжественного события в приподнятом состоянии духа Михаил с новыми моральными силами приступил к изгрызанию гранита военной науки. Он поставил себе цель - ещё до окончания учебного года получить звание портупей-юнкера за особые отличия. До мая была в основном только теория, а вся результирующая учебные старания практика ожидалась в летних лагерях на Ходынке.
Начальник училища генерал-майор Геништа, напутствуя юнкеров на второе полугодие, объявил, что новый 1913 год – очень значимый для Российского государства.
- Это год юбилейный, год трёхсотлетия царственной династии Романовых. Государь Император вместе с августейшей семьёй в мае этого года планирует посетить целый ряд местностей, в которых триста лет тому назад происходили события, связанные с воцарением царя Михаила Фёдоровича, и проследует из Нижнего Новгорода в Москву тем историческим путём, которым шло в 1612 году ополчение Минина и князя Пожарского освобождать Москву и Русь от иноземного засилия и смуты. Почётная миссия Александровского военного училища – участвовать в Кремле в торжественном церемониальном приеме прибывших августейших особ и в охране Большого Кремлёвского дворца. Поэтому особый упор в преподавании в ближайшее время будет сделан именно на выправку и знание церемониального этикета.
И началось усердное обучение. На уличные занятия юнкера выходили во двор в коротких плащах из чёрного кадетского сукна, в рукавицах и верблюжьих башлыках, если было особенно холодно. Башлык требовалось надевать под погоны. Его колпак складывался плоско на спине, а концы перекрещивались на груди так, чтобы сверху был именно левый. Концы башлыка подгибались и заправлялись за поясной ремень.
Штатный преподаватель полковник Тулаев Иван Николаевич строго поучал: «Если башлык надет на голову, то его концы должны быть обмотаны вокруг шеи. Если же он повязан вокруг шеи, то концы нужно завязать узлом впереди воротника.
И строй юнкеров-первокурсников практикует сказанное.
- Юнкер Тухачёв!
- Я!
- При какой температуре погоды юнкерам разрешается надевать башлыки и наушники?
- При морозе ниже десяти градусов по Цельсию, господин полковник.
- Юнкер Раевский!
- Я!
- При какой температуре при увольнении в отпуск юнкерам разрешается надевать шинель в рукава?
- При температуре ниже плюс пяти градусов Цельсия, господин полковник.
Преподаватель продолжает лекцию.
- Башлык может быть надет под погоны, либо на голову, либо повязан вокруг шеи в виде воротника-стойки. Башлыки или наушники в строю надеваются по особому распоряжению начальства.
Продолжается строевое занятие в классе с высокими потолками под огромными в рост портретами царей. Юнкера в служебной форме: в бескозырках, в рубахах, опоясанных ремнём, укороченных шароварах и высоких сапогах. Бескозырки надеты, как требуется, с небольшим заломом вправо: над правой бровью должен проходить один палец до края бескозырки, а над левым ухом – четыре пальца. Только фельдфебели стоят в фуражках с козырьком. Тёмно-зелёная почти чёрная фуражка с алым околышем и тёмно-зелёной тульей была юнкерской гордостью, почти как награда или знаки отличия.
Преподаватель продолжает лекцию: «Вне строя снятый головной убор полагается держать в левой опущенной руке следующим образом: кивер – донышком вперёд, гербом кверху, большой палец снаружи, по направлению к гербу, а остальные пальцы внутри; бескозырку – за тулью, кокардой вперёд, подбородный ремень убран; фуражку с козырьком – за козырёк, донышком вперёд, большой палец поверх козырька, по направлению к кокарде, остальные пальцы внутри».
Юнкера по команде преподавателя практикуют снятие головного убора. Снимая бескозырку, одновременно снимают и перчатку с правой руки, положив её на тулью бескозырки и придерживая кистью руки.
- В строю снятый кивер держится на левой согнутой руке на высоте пояса, гербом и кокардой вправо, - продолжает монотонную лекцию преподаватель. – Фуражка пехотных училищ – в вытянутой и опущенной левой руке, кокардой вперёд.
Полковник Тулаев строго оглядывает зал.
- Юнкер Лофицкий!
- Я!
- При увольнении в отпуск какое оружие должен носить юнкер-пехотинец?
- Штык в ножнах, господин полковник!
- А портупей-юнкер?
- Тесак с офицерским темляком, господин полковник!
- А фельдфебель?
- Револьвер в кобуре и шашку с офицерским темляком, господин полковник!
- Юнкер Липпинг!
- Я!
Почему в пенсне?!
- У меня слабое зрение, господин полковник.
- Ничего не знаю!  Можете носить очки, но только вне строя. Сейчас вы в строю. А пенсне, кольца и брелоки носить запрещается. Исключение – часы без выставления цепочки. Все остальные часы с цепочкой навыпуск и всякие призовые значки имеете право носить только при парадной и обыкновенной форме, а при служебной форме – только в отпуске.
Юнкер поспешно снимает пенсне и убирает его в карман, смущённо и близоруко озираясь вокруг.
- Юнкер князь Чиковани!
- Я!
- При какой форме юнкера могут носить награды на груди?
- При парадной и обыкновенных формах, господин полковник.
- А при служебной?
- Только в отпуске, господин полковник.
- Юнкер барон Моргенштиерна!
- Я, господин полковник!
- Перечислите знаки отличия фельдфебелей и портупей-юнкеров.
- Фельдфебелю присваиваются на погоны лычки из широкого золотого галуна. У него фуражка с козырьком и дополнительная тесьма по верхнему краю наружного обода кивера. У старшего портупей-юнкера три лычки на погонах из басонной тесьмы, у младшего – две. Всем им полагается темляк офицерского образца. Фельдфебелю разрешается ношение оружия – револьвера и шашки, вне строя.
Преподаватель заканчивает лекцию эмоциональным подъёмом, действующим на усыпленных его монотонностью юнкеров преободряюще.
- Учитесь, юнкера! Несите службу усердно. И лучшие из вас получать первое в училище производство в унтер-офицеры.
***
Наступила весна, ранняя в тот год и скороспело-жаркая. Стремительная смена пейзажа за окном форсировала происходящие события. Училище готовилось к своему дню – двадцать третьему апреля. На торжественную церемонию выноса знамени к александровцам традиционно ожидался бывший уже к тому времени московский губернатор, а ныне товарищ министра внутренних дел и командующий Отдельным корпусом жандармов генерал-майор свиты Его Величества Владимир Фёдорович Джунковский, его преемник на посту губернатора тайный советник, граф Муравьёв Николай Леонидович и великий князь Константин Константинович. Приуроченные к празднованию Дня училища среди юнкеров проходили состязания по фехтованию и гимнастике, победителей которых должны были чествовать высокие приглашённые гости.
Преподаватель фехтования в Александровском училище и в Московской военной фехтовально-гимнастической школе Апушкин науськивал, раззадоривая, своих любимцев-мастеров.
- Ату, ребята! Встали в стойку. Подставка, уклонение, выпад! Скользим вдоль шпаги соперника и колем его под рукою! Тухачёв! Где твоё шпажное искусство?! Выпад! Глубже выпад! Уклонение, укол!
- Вы тронуты, месье…
- Следующий!
- Кто ж так фехтует, Жанмен?! Епанешников! А я хотел тебя в Киев на всероссийскую олимпиаду по фехтованию посылать!
- Да сразу бы в Стокгольм на V Олимпийские игры отправили, господин преподаватель, - смеётся остряк-юнкер.
- Разговорчики у меня! Сысин, Газенкампф, вы куда тычете рапирой?! Это вам не штыковой бой!
Фехтуя на рапирах и эспадронах, Михаил сразился с самым сильным и технически опасным соперником и главным претендентом на первый приз – юнкером второй роты Княжецким. Но ловким фехтовальным приёмом Жуанвилльской школы, Тухачёв его поразил. И в гимнастике выдающимся образом Михаил тоже проявил себя, став недосягаемым и непревзойдённым лидером всего курса. И двадцать третьего апреля в торжественной обстановке и в высоком присутствии юнкер Тухачёв был награждён саблей нового образца для ношения вне строя. Гордости его не было предела. Великий князь Константин Константинович, присутствуя при чествовании победителя, наградил его лестной характеристикой, благосклонным взглядом и крепким рукопожатием.
- Как говорил Великий царь, император Всеросскийский Пётр Первый, «младый шляхтич или дворянин, ежели в эксерциции своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть». Продемонстрировав всем высокое искусство шпажного боя и гимнастической ловкости, вы, господин юнкер, являетесь достойным представителем вашего молодого поколения. Направляйте и впредь своё усердие на благо родины и государя нашего!
- Служу Его Императорскому Величеству! – бойко козырнул бескозырку ладонью, отдавая честь, Михаил.
Преподаватель политической истории полковник Смысловский Павел Константинович усиленно повторял с первым курсом даты рождения всех почивших и здравствующих ныне членов семьи Романовых.
- Господа юнкера! Надеюсь, все знают даты рождения государя императора Николая Второго и государыни императрицы Александры Фёдоровны? Такое незнание было бы постыдным позором и каралось бы дисциплинарно сурово. Ответит нам, когда родился Николай Второй юнкер…Чеснок!
Встаёт щуплый сутуловатый паренек, ходой и безусый с прыщавым налётом полового созревания.
- Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский Николай Александрович родился шестого мая 1868 года.
- Садитесь, юнкер. А дату рождения государыни Александры Фёдоровны назовёт нам юнкер…Маллио!
Встаёт коренастый красавец-брюнет.
- Императрица Всероссийская, супруга Николая Второго, Александра Феодоровна родилась шестого июня 1872 года.
- Что несёте вы?! Двадцать пятого мая высокоторжественный день рождения императрицы государыни нашей Александры Фёдоровны!
- Но она родилась в Дармштадте, а там даты считаются по григорианскому календарю.
- Дурень! Мы живём в России и летоисчисляем даты по юлианскому календарю в византийской традиции. Садись, неуч! Глаза мои, чтобы тебя не видели, а уши не слышали!
- Кто мне скажет, когда родилась великая княжна Ольга Николаевна?
- Я! Разрешите, господин полковник? Юнкер Орловский.
Преподаватель утвердительно кивнул.
- Августейшая дочь ЕИВ, первенец императора Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны, великая княжна Ольга Николаевна родилась третьего ноября 1895 года.
«Ровесница Маши Игнатьевой», - про себя подумал Михаил. «Восемнадцать лет…»
- Назовите мне дату рождения великой княжны Татьяны Николаевны.
- Разрешите, господин полковник! Юнкер Свет. Августейшая дочь ЕИВ, великая княжна Татьяна Николаевна родилась двадцать девятого мая 1897 года.
- Назовите мне дату рождения великой княжны Марии Николаевны.
- Разрешите, господин полковник! Юнкер Тухачёв. Августейшая дочь ЕИВ, великая княжна Мария Николаевна родилась четырнадцатого июня 1899 года.
- Назовите мне дату рождения великой княжны Анастасии Николаевны.
- Разрешите, господин полковник! Юнкер Шелеметьев. Августейшая дочь ЕИВ, великая княжна Анастасия Николаевна родилась пятого июня 1901 года.
- Назовите мне дату рождения Наследника престола Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича.
- Разрешите, господин полковник! Юнкер Кашкаров. Наследник престола Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич родился тридцатого июля 1904 года.
- Опишите мне фамильный герб дома Романовых.
- Разрешите, господин полковник! Юнкер Утгоф. Герб рода Романовых: в серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные.
Вот другое занятие, в другом зале под портретами царей в полный рост идёт на стульях спевка хора юнкеров. У рояля преподаватель картинно дирижирует, утончённые, нервически вздрагивающие жесты.
- Неровен час, - говорит юнкерам преподаватель, - будете встречать государя императора с августейшей семьёй в Кремле. А все августейшие особы состоят шефами кавалерийских полков. На смотре ли, на параде, в высочайшем присутствии подшефные полки эти всегда участвуют. Мы с вами будем разучивать их полковые песни, дабы вы порадовали своей бравой ретивостью императора с императрицей, наследника цесаревича, великих князей и великих княжон. Сердца у них, у благодетелей наших, добрые, отзывчивые, откликнутся непременно на это ваше усердие и одарят вас своей всемилостивейшей благосклонностью. Итак, учим полковую песню Пятого гусарского Александрийского Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полка. Гимн Чёрных гусар!
Оружьем на солнце сверкая,
Под звуки лихих трубачей,
По улицам пыль поднимая,
Проходил полк Гусар-усачей.

Марш вперёд, труба зовёт,
Чёрные гусары!
Звук лихой зовёт нас в бой,
Наливайте чары!

А там, приподняв занавесы,
Лишь пара голубеньких глаз
Смотрела. И чуют повесы,
Что здесь будет немало проказ!

Вот Полк разведён по квартирам
Уж полночь, всё спит мёртвым сном.
Не снится седым командирам,
Что творится у них под окном.

Наутро, оружьем сверкая,
Под звуки лихих трубачей,
По улице пыль поднимая
Уходил полк Гусар-усачей.

А там, приподняв занавесы,
Лишь пара голубеньких глаз
Искала среди уходивших
Виновника милых проказ.

И часто, при свете лампадки,
Во мраке осенних ночей
Вспоминали потухшие глазки
Про те звуки лихих трубачей.

Марш вперёд, труба зовёт,
Чёрные гусары!
Звук лихой зовёт нас в бой,
Наливайте чары!

В другой раз юнкера хором разучивали уже полковую песню Третьего гусарского Елисаветградского Её императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полка.
Нам трубят – гусары в дело
Быстро на конь, сабли вон,
Станем дружно, станем смело
За Царя, за свой закон!

Мы гусары не из фольги,
Всяк из нас литой булат,
Бережём мы имя Ольги,
Белый ментик и Штандарт!

В поле брани, в поле чести
Имя Ольги – нам закон,
Мы влетим, гусары, в дело,
И исчезнет враг, как сон.

Если ж ментик наш кровавым
Зарумянится пятном,
То с двойною, братцы, славой
Щеголять мы будем в нём!

И других не будет пятен
На почётной белизне,
Ментик наш и чист, и знатен,
Как и в мире, так в войне!

Кто посмотрит на полк славный,
На гусаров удалых,
Сразу скажет: «Ментик белый…
Он дрался за четверых!

Много уже славных песен и маршей разучили юнкера на музыкальных занятиях, а преподаватель был всё требователен и настойчив. В другой раз он собрал взвод второй роты и сказал ему.
- Надеюсь, вам всем известно, что подшефным полком великой княжны Татьяны Николаевны является Восьмой уланский Вознесенский Великой Княжны Татьяны Николаевны полк? У него пока нет своей полковой песни. И если в ваших рядах, скрываются романтики и поэты, у них есть прекрасная возможность отличиться на этом поприще, порадовать молодую княжну, сочинив в честь неё полковой гимн. Но в РИА есть много других маршей уланских полков. Я очень бы хотел, чтобы юнкера-александровцы знали вот этот гимн улан Десятого уланского Одесского полка.
И преподаватель наиграл на рояле бодрую мелодию и с пафосом пропел:
«Марш вперёд, голубые уланы!
Раздавайтеся, звуки фанфар!
Гордо вейтесь по ветру, султаны,
Нанесём мы смертельный удар.

Воскресим нашу славу былую,
Славу старых Одесских улан.
За Отчизну, за Веру Святую,
В бой пойдём мы на вражеский стан.

Так по коням, в атаку лихую,
Пусть не дрогнет рука удальцов.
Громче песню споём боевую,
Улыбнутся нам тени отцов.

Так вперёд, голубые уланы!
Раздавайтеся, звуки фанфар!
Гордо вейтесь по ветру, султаны,
Нанесём мы последний удар»!
***
Великий Князь Константин Константинович прослушал в старшем классе Александровского училища лекцию «Анна Каренина и семейное счастье». И поднятые на этой лекции темы так взволновали придворного поэта, что он не смог умолчать и попросил у лектора слова.
- Господа юнкера! – начал он торжественно свою речь, окинув пытливо-любопытным взглядом сидящих за партами воспитанников. – Мои дорогие мальчики! Я хочу завладеть минуточкой вашего внимания и по своему обратить его на выбранную и затронутую вашим преподавателем тему. Вот уже тридцать пять лет прошло с того года, как Лев Толстой написал об этом роман. Перед нами тема измены, роковой женщины и тихого семейного счастья. Не смейтесь, юнцы! Изменивший раз, предаст и ещё. Тема измены в семье, в любви, равносильна измене Родине. Вам впереди создавать семьи - опору Государства, быть мужьями и отцами, вам служить Родине. А измена страшна даже не тем, что это библейский грех, она разрушает, растлевает души попробовавших её соблазны на вкус. Образ грешной любовницы, роковой красотки, соблазняющей предать верность семейным ценностям, божественным клятвам, а значит, и самую веру, образ этот подобен великой блуднице Вавилону, падшему во прах и сгинувшему там во мраке ушедших времён. Измена, прелюбодеяния, адюльтер – это тот женский демон-искуситель, подобный Иродиаде Саломеи, соблазном своих бесовских плясок толкающий мужчину на убийство и осквернения всего святого в себе, как символ этого – усекновение головы Святого Великомученика Иоанна Крестителя. Помните, юные мужи, что соблазн измены, измены любой: женщине, клятве, Родине, усекает в соблазнившемся святый дух, словно корнает мужскую плоть, делая её бессильной. Будьте осторожны и благоразумны в выборе невест, тех единственных спутниц жизни, с которыми вы пройдёте рука об руку весь жизненный путь, созидая в любви, а не разрушая, не попирая вокруг себя мир в ненависти и разочаровании, в оголтелом отчаянии. Сделайте правильные выводы из этого романа. Пропустите через сердце духовный посыл гениального автора. И он поможет вам сделать правильный выбор в этой большой и запутанно-сложной взрослой жизни. Анна Каренина – это не идеал женщины. Это запутавшаяся и потерявшая себя неудачница. И потому закономерно фатален её итог – смерть под колёсами поезда. Сама жизнь обрекает таких вот блудниц на подобную жуткую кончину. Уйдя из семьи, бросив мужа, детей своих, польстившись обманом, нашёптанным ей эдемовским змеем соблазном неведомых запретных наслаждений, такая красотка могла бы стать, разве что, проституткой или кокаинеткой, разбив свою жизнь, уничтожив её будущее. У Льва Толстого есть куда более достойные женские образы, сочно красивые и мудрые самой жизнью, как и его проза. Это Китти Щербацкая и, конечно же, Наташа Ростова. А ещё больший и светлый идеал женской духовной красоты воспел наш лирический гений Пушкин в образе Татьяны Лариной.
«Но я другому отдана
И буду век ему верна» -
Вот она душа идеальной красивой русской женщины! Жёны должны быть верными своим мужьям и следовать с ними повсюду, как настоящие офицерские жёны следуют везде за мужьями-офицерами по дальним военным гарнизонам, оставляя, порой, привычный образ жизни больших городов, балы и увеселения, подобно жёнам декабристов, последовавших за мужьями, не отрекаясь от них, в Сибирь, на каторгу, на рудники. Вот это настоящие жёны! Верность и послушание, в коих воспитывают благородных девиц в пансионах, должны быть и вашим девизом, юнкера, по отношению к Отечеству, к руководству, поставленному Богом над вами, и к Государю Императору Самодержцу Всероссийскому, Отцу и Благодетелю нашему ЕИВ царю Николаю Второму. Помните всегда об этом, юнкера! Ваша честь да будет соблюдена вами смолоду!


Рецензии