Скрижаль Святого Морехода толкование

СКРИЖАЛЬ СВЯТОГО МОРЕХОДА
Адиб Тахерзаде, Откровение Бахауллы, том 1, гл.14

Когда пришел Нау-Руз 1863 года, Бахаулла раскинул Свой шатер на поле в предместье Багдада, известном, как Мазра’ий-и Вашшаш -- место это взял в аренду Его верный брат Мирза Муса. Бахаулла отмечал этот праздник вместе со Своими товарищами, которые тоже жили в шатрах на открытом воздухе в этой сельской местности. Прогулки за городом в это время года, когда весна еще только-только началась и погода стояла очень мягкая, доставляли большое удовольствие, и Бахаулла наслаждался природой, прекрасным пейзажем, и находиться в этой деревне Ему очень нравилось.

На пятый день Нау-Руза была открыта Лаух-и Маллах аль-Куддс (Скрижаль Святого Морехода). Мирза Ага Джан, секретарь Бахауллы, вышел из шатра Бахауллы, собрал вокруг себя верующих и пропел им эту скорбную Скрижаль. Хотя за последний год пребывания в Ираке Бахаулла и намекал в нескольких случаях на грядущие трудности и испытания, товарищи Его никогда прежде не чувствовали такой грусти, как в этот день. Набиль, присутствовавший там, записал следующее:

«Океаны скорби поднялись в сердцах слушателей, когда им вслух читалась Скрижаль Святого Морехода... Для каждого было очевидно, что глава под названием «Багдад» подходит к концу, и, в свою очередь, открыта будет новая. Не успела еще отзвучать эта Скрижаль, как Бахаулла велел свернуть раскинутые шатры, а всем Его товарищам – вернуться в город. Пока убирали шатры, Он заметил: «Шатры эти уподоблены могут быть нарядам мира сего – едва только развернут их, как уже настаёт им время быть свернутыми». Из этих слов Его те, кто их слышали, поняли, что шатры эти уже никогда не раскинутся на этом месте».

Дальше он упоминает, что не были еще шатры свернуты, как прибыл посланец от Намик-паши, градоправителя Багдада, и передал Бахаулле сообщение с приглашением придти побеседовать с градоправителем в его резиденции. Бахаулла принял приглашение, но, не желая посещать власти в резиденции правительства, Он предложил, чтобы встреча прошла вместо этого в одной из мечетей города на следующий день.

Намик-паша, как и его предшественники, восхищался Бахауллой и глубоко чувствовал Его врожденное знание и возвышенное положение. Он так высоко ценил Бахауллу, что в течение трех месяцев не мог заставить себя сказать Ему о решении оттоманского правительства, что Он должен проследовать в Константинополь.  После того, как премьер-министр в пятый раз указал ему устроить переезд Бахауллы в столицу, Намик-паша с большой неохотой предпринял неизбежный шаг извещения об этом Бахауллы. Чувствуя себя неловко от необходимости встречаться с Ним лицом к лицу в этот роковой момент, градоправитель послал своего доверенного, Амина Эффенди, в мечеть, чтобы передать это послание. Несколькими неделями позже, когда Бахаулла был в Саду Ридван, Намик-паша пришел туда, предстал перед Ним и засвидетельствовал свое почтение Тому, Кого считал одним из светил эпохи.

Скрижаль Святого Морехода состоит из двух частей -- одна на арабском, другая на персидском. До сих пор только арабская Скрижаль была переведена на английский и опубликована. Тема этой Скрижали -- история Завета и людской неверности ему. Это послание применимо не только к дням Бахауллы, но и ко временам Абдул-Баха и Шоги Эффенди, а также, на самом деле, и к настоящему времени. Об этой Скрижали Абдул-Баха сказал: «Изучайте Скрижаль Святого Морехода, дабы знать вам истину, и примите во внимание, что Благословенная Красота полностью предсказал будущие события. Пусть же разумеющие примут это предупреждение!»

Абдул-Баха просил верующих изучать эту Скрижаль не только в течение Своего собственного служения -- незадолго до смерти Он призвал верующих изучить ее снова. Ибо Он слишком хорошо знал, что среди Его последователей есть несколько, которые могли бы нарушить Завет и подняться против Шоги Эффенди, Хранителя Дела Божиего.

Скрижаль Святого Морехода явлена на языке символов. Чтобы постичь его, следует приобрести глубокое знание о тех истинах, что сокрыты в Писаниях Бахауллы, и медитировать над Его словами. Хотя аллегорические термины, которые Бахаулла использовал в этой Скрижали, и могут принимать различные значения, тем не менее, Он явно предчувствовал грядущие события и сообщал некоторые аспекты Завета.

Бахаулла говорит в этой Скрижали о Себе как о «Святом Мореходе», и о верующих -- как об «обитателях ковчега». В Его Писаниях термин «ковчег» часто символизирует Дело Божие и Завет. Те, кто вошёл в него, хранимы и пребывают в безопасности; они плывут к берегам спасения и получают божественный свет.

В словах, открывающих Скрижаль, Бахаулла намекает на непредставимое величие Своего Откровения, в котором «пламя Его Красоты явилось в бессмертном древе», вкруг коего «Слава Моисеева шествует с предвечными силами». Он свидетельствует, что Тот, Кто говорил с Моисеем на Синае, ныне, в сей День, явлен пред людьми, что верующие -- «те, кто пребывает внутри ковчега» и «ангельские духи» -- могут, если только очистят сердца свои, «достичь пристанища близости к царству вечности».

Чтобы в полной мере оценить значение этой Скрижали, мы должны помнить, что с приходом Бахауллы Им Самим был возвещён День Божий, и человечеству был дан драгоценнейший дар Его Веры.

Повсюду в Его Писаниях встречается множество ссылок на величие Его Откровения. Ниже приведены лишь некоторые отрывки, выбранные из Его Скрижалей:

“Цель, на коей зиждется все творение, есть откровение сего наивозвышенного, сего наисвятейшего Дня, Дня, который известен как День Бога, в Книгах Его и Писаниях -- все Пророки, все Избранные и все святые желали стать свидетелями Дня этого.”  “Высочайшая суть и совершеннейшее выражение всего того, что говорили и писали люди древности, было ниспослано, через сие могущественнейшее Откровение, с небес Воли Вседержителя, Вечно Неизменного Бога.” (стр. 65)

“Праведностью Бога! Сии суть дни, когда Бог подтвердил истину сердец всего собрания Своих Посланников и Пророков, а сверх того и тех, что стояли на страже Его неприкосновенной и нерушимой Святыни, жильцов небесного Шатра и обитателей Скинии Славы.” “Если бы было величие сего Дня открыто во всей своей полноте, каждый человек отказался бы от мириад жизней в стремлении своем приобщиться, пусть даже на одно лишь мгновение, к его величайшей славе -- сколь же больше она этого мира и тленных его сокровищ! (стр. 67)

“Праведностью Моей Собственной Сущности! Велико, неизмеримо велико Дело сие! Могуществен, невероятно могуществен День сей!” “Каждый Пророк возвещал пришествие сего Дня, и каждый Посланец томился в тоске по этому Откровению – откровению, которое не успело еще быть открыто, как все сотворенное возгласило, говоря: “Земля принадлежит Богу, Наивозвышенному, Величайшему!”” (стр. 65)

“Истинно Я говорю! Никто не постиг корни сего Дела. Надлежит каждому в день сей воспринимать оком Бога и внимать Его слухом. Кто зрит Меня очами помимо Моих собственных, никогда не сможет узнать Меня. Никто из Явителей древности, кроме как в предписанной степени, не постигал в совершенстве сего Откровения.” (стр. 64)

“Велик же поистине День сей! Намеки на него во всех священных Писаниях как на День Бога свидетельствуют о величии его. Души всех Пророков Бога, всех Священных Посланников жаждали сего дивного Дня. Все различные племена земные столь же страстно стремились достичь его.” (стр. 65)

“Сей есть День, когда слуху человеческому позволено услышать то, что Тот, Кто беседовал с Богом [Моисей] слышал на Синае, что Тот, Кто есть Друг Бога [Мухаммед], слышал, когда поднимался к Нему, то, что Тот, Кто есть Дух Божий [Иисус], слышал, когда возносился к Нему – Помощнику в Опасности, Самосущному.” (стр. 66)

Родиться в этот День и быть преемниками такой благосклонности -- величайший Божий дар для человека. Однако эта привилегия несет с собой также и большую ответственность. Ибо если верующий признал Богоявление, то предназначением его становится верно следовать Его заповедям. Если такая верность и преданность не идут от всего сердца, то он не может быть назван стойким в Завете Бога. Судьба истинного верующего и те высоты, которых он может достичь, зависят от искренности его и верности Делу Бога.

Когда человек признает Бахауллу и удостоверяется в Его божественном положении, он входит в “ковчег”. Духовные энергии, высвобождаемые Бахауллой, а также Его Учениями, помогут ему продвинуться и углубиться в это Дело, но, в то же время, соответственно, множатся и его испытания. Ибо Вера религиозного человека проверяется многими способами. На некоторых обрушиваются страдания и преследования, у других же происходят духовные битвы, которые могут длиться всю жизнь. Однако если есть вера и готовность каждый раз отказаться от своей воли ради воли Бахауллы, то он сможет с победой пройти через это. Иначе же любой след самолюбия или страсти, желания чего-либо и привязанности к земным вещам пресечет его духовное продвижение и, в конце концов, может вообще убить всякую искру его веры.

Положение, коего может достичь в сей день истинный верующий, крайне высоко. Это оттого, что Бахаулла провозгласил День Бога и излил славу Его на человечество. Мир бытия наполнился океаном Его Откровения и человечеству даны новые возможности. Ниже приведены слова Бахауллы относительно положения истинного верующего:

“О люди Баха! Река, которая суть Жизнь, поистине излилась ради вас.  Испейте же во имя Мое, не оглядываясь на тех, кто разуверился в Боге, Властелине Откровения. Мы заставили вас стать десницами Нашего Дела. Воздаст вам победоносно Гонимый сей, Который тяжко претерпел от рук творящих злое. Он, воистину, поможет каждому, кто помогает Ему, и помнить будет о каждом, кто Его помнит. Приносит свидетельство в том Скрижаль сия, изливающая великолепие доброты и любви вашего Господа, Всеславного, Всеподчиняющего.” 

“Блаженны люди Баха! Бог свидетельствует обо Мне! Они суть утешение для очей творения. Через них вселенные украсились и Сохраненная Скрижаль осветилась. Они суть те, кто плыли в ковчеге полной независимости, с лицами своими, обращенными к Восходу Красоты. Сколь же велико благословение их, что достигли они того, что желал их Господь, Всеведующий, Премудрый. Светом их украсились небеса и лица тех, кто привлеклись к Нему, сделаны были сияющими.” 

“Теми скорбями, что поражают красоту Всеславного! Положение же, предназначенное для истинного верующего, таково, что будь слава сего положения открыта пред человечеством в степени меньшей даже, чем острие иглы, всякий узревший сие сгорел бы в страстном желании достичь его. По причине сей было указано, дабы в земной жизни полная мера славы его собственного положения оставалась бы сокрытой от глаз такого верующего.” 

“Если бы была поднята завеса и полная слава положения тех, кто обратился целиком к Богу и в любви своей к Нему отверг мир сей, была бы сделана явной, то все творение онемело бы.”

И Абдул-Баха написал такие слова: Положение, коего достигнет истинно признавший сие Откровение, равно предписанному для тех пророков дома Израилева, кои не считаются Явителями, “наделенными постоянством”.

Кто бы ни достиг этого положения, становится воплощением самоотрешения, смирения и покорности, умрет для себя и будет жить в Боге. Такой верующий поистине достоин, как упоминает о том Бахаулла в Скрижали Святого Морехода, “воспарить на крыльях духа к той стоянке, которую Господь возвысил превыше всякого упоминания в тех мирах, что внизу”, “полететь сквозь пространство, словно любимые птицы в царстве вечного воссоединения” и “узнать тайны, сокрытые в Морях света”.

Среди Его спутников было несколько таких, кто достиг этого возвышенного положения. Эти души явили такую степень веры и преданности, такое смирение и отрешение, какие редко когда могло засвидетельствовать человечество в прежних Откровениях.

Другие же могли войти в присутствие Бахауллы и прикоснуться к Его божественному знанию, все же будучи неспособны, из-за своего эго и амбиций, приобрести необходимые качества скромности, смирения и покорности пред Явителем Бога. Они были слепы к божественному положению Бахауллы, были полны ревности к Его растущему престижу и власти и домогались занять положение, равное Ему.

Человек сотворен, чтобы любить Бога и поклоняться Ему, признать Его Явителя и подчиняться Ему. Его величайшее достижение -- пребывать в царстве служения и развивать духовные качества. Однако всегда находились те, кто, признав Явителя Бога, поднимались против Него и сознательно пытались поднять себя до Его положения. Такое действие вызывает гнев Бога и несет человеку разрушение. К людям такого типа относились, например, те, кто нарушили Завет Баба и противодействовали Бахаулле, а также и те, кто нарушили Завет Бахауллы и противодействовали Средоточию Его Завета, Абдул-Баха. Именно насчет таких личностей Бахаулла и пишет в Скрижали Святого Морехода:

Возжелали они достичь того состояния, что поставил Господь превыше их положения.
И тогда пылающая звезда извергла их прочь из тех, что пребывают в Царстве Его Присутствия,
И слышали они Глас Великолепия, поднявшийся из незримого шатра на Высотах Славы:
“О хранящие ангелы!  Верните их в обиталище их в том мире, что внизу,
Поскольку намеревались они подняться в ту сферу, коей крылья небесной голубки никогда не достигали...”

В этих словах Бахаулла впервые четко указывает, что те, кто противостоят Центру Дела и нарушают Его Завет, будут извергнуты прочь из людей Баха.

“Пылающая звезда” может считаться символом того могущественного инструмента, который учредил Бахаулла для защиты Своего Дела, а именно -- Его Завет. В дни Бахауллы право изгонять раскольников Завета принадлежало одному лишь Ему; позднее оно перешло к Абдул-Баха как Средоточию Завета, а затем -- к Шоги Эффенди как Хранителю Дела, дабы этот авторитет оставался сохраненным. В нынешние дни, если кто-то вдруг нарушил бы Завет, то его изгнание произошло бы по решению Десниц Божьего Дела, пребывающих в Святой Земле, с последующим утверждением Всемирным Домом Справедливости.

Никогда прежде в религиозной истории не создавал Явитель Бога способов, которыми бы раскольники Его Завета и те из общины, кто противостоит Средоточию Дела, извергались бы прочь. Это -- одна из уникальных особенностей Откровения Бахауллы. С помощью этого процесса Дело Бога очищается от тех нечистот, что попадают в него время от времени. В точности как и физическое тело человека имеет особые органы для удаления ядовитых веществ из кровеносной системы и выбрасывания их через определенные интервалы, так и Дело Бога было наделено институтами, предназначенными очищать общину от омерзительных элементов внутри ее рядов.

В то время, когда была открыта Скрижаль Святого Морехода, неверный сводный брат Бахауллы Мирза Яхья, Сейид Мухаммад-и-Исфахани и несколько других по прежнему вращались в среде верующих. Несмотря на все их злодеяния они по прежнему считались частью общины Баби. Бахаулла дал знамение их судьбы в этой Скрижали. Несколько лет спустя, как мы увидим это более подробно в следующем томе, эти люди были выброшены прочь из общины Величайшего Имени и зарождающаяся Вера, очищенная от этих загрязнений, продолжала расти с еще большей живостью и стремительностью.

В каждом Откровении некоторые люди нарушали Завет Бога и были неверны Его Явителю. В прежних религиях они преуспевали в разделении Веры Бога и создании сект. В этом же Откровении, которое является завершением всех прошлых религий и циклов, хоть и восстали многие из общины против Средоточия Дела, они никогда не преуспевали в разделении его. Бахаулла, в одной из Своих Скрижалей, утверждает, что сколь велико в сей день Дело, таковы же и силы, противостоящие ему; страшен натиск неверных против него. Нарушители Завета Баба и Бахауллы делали все, что было в их силах, дабы подорвать величественное здание Дела Бога; и все же, несмотря на их согласованные усилия, они были неспособны расколоть его единство. Это одна из уникальных особенностей Дела, обязанная Завету Бахауллы, через которую постоянно будет поддерживаться единство Его Веры.

Каждый из нарушителей Завета Бахауллы изгонялся из Его общины.  Больная ветвь, отсеченная от дерева, поначалу кажется полной жизни, но в конечном счете умирает в изоляции. Это в полной мере применимо к раскольникам Завета в наши дни, когда из-за их нападок на Веру поначалу кажется, что они производят ужасные опустошения в рядах ее. Однако отсеченные от Древа Божьего Дела, они в итоге гибнут. Сегодня лишь имена их записаны; от влияния же их не осталось и следа.

Появление “Девы Небес”, упомянутой в Скрижали Святого Морехода, аллегорично. В Писаниях Бахауллы Он использовал “Деву Небес”, ссылаясь на Самого Себя или на один из атрибутов Бога, и иногда -- как олицетворение “Величайшего Духа”. Он также ссылался на Самого Себя в этой Скрижали как на “возвышенного и славного” Юношу, “который сокрыт был в скинии света”, и Который “оставлен в одиночестве и покинут в земле изгнания в руках нечестивых”.

Скрижаль эта содержит множество прекрасных самоцветов знания, и множество истин Дела Его сокрыто в ней. Все это можно открыть только через углубление в Веру и медитацию над Его словами.

Скрижаль Святого Морехода на персидском в большей своей части соответствует содержанию арабской Скрижали. Кроме того, она содержит некоторые конкретные призывы Бахауллы и советы Его последователям. Например, Он вдохновляет верующих не обменивать дары Его присутствия даже на все, что есть на небесах и на земле, и не искать близости к иному помимо Него. Он напоминает им, что сердце -- это царский трон для Лучшего из Возлюбленных и предупреждает их, чтобы они не позволяли всяческим проходимцам поселяться там. Он призывает их подняться и выйти из гробов самолюбия и страстей, и призывает их к верности; пусть даже они неспособны достичь высочайшего зенита отрешения и святости -- они должны по крайней мере пытаться стать искренними, должны всеми силами бороться, дабы их поведение могло достоверно отражать тайны их сердец.

Искренность и верность являются атрибутами истинного верующего.  Тяжелейшее горе для Явителя Бога -- неверность, проявляемая теми, кто во всеуслышание заявляет о своей принадлежности к Его последователям. Никакое другое страдание, даже физические пытки и мучения, не может доставить Ему такую боль, как это.

Именно осознание того, что на Бахауллу обрушится такое страдание, предсказанное в Скрижали Священного Морехода, и привело Его спутников в состояние столь глубокой тревоги, когда они в первый раз ее услышали. На самом деле, в день, последовавший за ее открытием, Его достигла горестная новость о решении Султана призвать Бахауллу в Константинополь; эта была новость, повергшая в уныние всех мужчин, женщин и детей, что любили Его в Ираке. В эту ночь потрясенные Его спутники, все без исключения, не могли ни спать, ни есть. Некоторые плакали, говоря, что они отказались бы от жизней своих, если им помешают сопровождать Его в Его изгнании. В конце концов, однако, через силу Его слов и теплоту Его любви, Бахаулла преуспел в утешении их эмоций, так что они согласились предать свою волю Ему.

ДРУГИЕ СКРИЖАЛИ ЭТОГО ПЕРИОДА:

Власти Багдада были удивлены, что Бахаулла не протестует против правительственного решения пригласить Его в Константинополь. На самом деле, письмо от Али Паша, которое было передано Бахаулле в мечети, было изложено учтивым языком, и Правитель Багдада выражал свою готовность передать любое послание, которое бы Он мог послать Премьер-Министру, в том числе и насчет уклонения от приглашения. Однако Бахаулла принял его, выдвинув только требование, чтобы Его семья и некоторое число Его спутников сопровождали Его и чтобы им было позволено в течение месяца подготовиться к путешествию.

В этот период Бахаулла особенно выказывал Свою любовь к тем из Его последователей, кто должен был остаться, и готовил их к тому дню, когда они будут покинуты в одиночестве. Он желал им испытать свои жизни, свою целостность и возвышенность цели, свою веру и яркость духа. Также в это время Он собственноручно открыл Скрижаль для каждого из них, включая детей. В этих Скрижалях Он часто намекает на будущий бунт Мирзы Яхья, предчувствуя, что возникнет самый серьезный кризис внутри Дела, и вдохновляет верующих быть твердыми в дни испытаний и трудностей.

Из многих Скрижалей, что открыл Он в течение этого короткого периода времени в Багдаде, упомянем лишь две -- Лоух-и-Булбулу’л-Фирак (Скрижаль Соловья Утраты) и Сурату’лла (Сура Бога).

Лох-и-Булбулу’л-Фирак является одной из Его Скрижалей, обращенной к верующим вообще. В ней Бахаулла напоминает Своим возлюбленным, что период союза подошел к концу, что Райский Соловей взлетел с одной ветви и собирается свить себе гнездо на другой. Он упрекает подстрекателей за обращение к “птицам ночи” в тот момент, когда Солнце Истины сияет в своем полуденном великолепии. Слова Бахауллы в этой Скрижали написаны с такой нежностью, что, когда верующие пели ее, их сердца приходили в волнение и наполнялись печалью при мысли о разлуке с Ним.

Сурату’лла была открыта для верующего по имени Мухаммад-Али. В ней Бахаулла обращается к людям Байана и упрекает тех, кто был слеп или выказывал злобу к Нему. Говоря об их отношении, Он напоминает им, что если они почитают за Его преступление открывать Слово Бога, то Он не первый, кто это делает. Ибо именно Баб был Тем, Кто открывал Слово Бога перед Ним, а прежде того -- Мухаммед, Иисус и Моисей. Каждая из этих Святых Душ была движима и поддерживалась Святым Духом.

Эта Скрижаль раскрывает величие положения Бахауллы для людей Байана, ибо Он подтверждает, что Ему нет равных в целом творении и что Он есть его всемогущий Правитель. Тот, кто отвращается от Него, заявляет Он, поистине отвращается от Бога, и тот, кто отвергает Дело Его, отверг всех Пророков прошлого.

Бахаулла советует получателю этой Скрижали отвернуться от людей сомневающихся, отречься от мира и остановить взор свой на великолепии Его Откровения. Такое действие, заверяет Он его, позволит ему воспарить в атмосфере близости к Богу и наделит его таким знанием, таким пониманием и мудростью, что с этим никакой ученый человек, каким бы ни был он великим, не сможет соперничать. И в этой Скрижали Бахаулла еще раз подробно останавливается на враждебности неверных среди Баби и говорит об их оппозиции Ему.


Рецензии