Родом из детства
«Ну как ты тарелку моешь? Вот горе ты моё, неумеха!». Девочка, вздрогнув от неожиданности, выпускает скользкую мыльную посудину из рук. Дно раковины усыпано осколками. «Вот безрукая! – сердится мама. – Иди отсюда, тебе ничего доверить нельзя!».
«Это ты так пол помыла? А вот эта пылища по углам кому осталась! Да кто ж так моет-то? И в кого ты такая грязнуля?» - стыдит мать девочку, которая после школы решила сделать маме сюрприз, убрать в квартире. Оправдываться и говорить, что в тот угол лезть страшно, там темно и, бабушка говорила, живут серенький волчок и барабашка, не стоит, девочка это знает. Скажи про волчка с барабашкой, и сразу не только грязнулей будешь, а ещё и дурой набитой. Лучше молча снести обиду.
«Это пальто тебе слишком шикарно будет, возьмём ту курточку. Ну и что, что пальто лучше, какая тебе разница, что рвать?». И девочка покорно надевает не сидящий на её фигуре наряд и терпит насмешки одноклассников.
«Что ты хочешь на день рождения? Приставку? Ах, у всех есть, а у тебя нет? Всё равно же сломаешь сразу, а денег мало, так что купим тебе костюм. И не ворчи, будешь сам зарабатывать, будешь покупать приставки". И мальчик плетётся покупать ненавистный костюм и ждать, когда он вырастет и подарки на день рождения будут подарками… как для мамы: не потому, что полезно, а для радости.
«Мама, а к нам сегодня в школу артисты приходили!» - глаза девочки сияют, эмоции ещё не улеглись, она хочет поделиться счастьем со всем миром. «Да пофиг на твою ерунду. Ты уроки сделала? Как нет?! У тебя же там сплошные тройки!» - голос мамы всё громче. Её не смущает, что гневный монолог слышат все в вагоне метро. А сияние в глазах дочери тем временем гаснет…
Это лишь малая часть обид, которые взрослые – из лучших побуждений, конечно! – наносят детям. И дети с самых юных лет впитывают это пренебрежение их интересами и подарками.
Привыкают: что ты сделаешь какую-то домашнюю работу, что не сделаешь – всё равно мама не довольна. Будешь ты послушный ребёнок или ребёнок капризный и гадкий – бабушка расскажет только о плохом. Или похвалит так, что это будет мало похоже на похвалу. И чтобы иметь право самостоятельно принимать решения, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения – мальчику надо начать зарабатывать. А девочке – выйти замуж. А до тех пор покорно слушаться: здесь ничего твоего нет, и решения принимаю я!
А потом, годы спустя, мамы жалуются подругам: он такой безынициативный! И в кого только? А дочка-то замуж сразу после школы выскочила, родила, развелась, опять замуж вышла, ни образования, ни работы нормальной – в кого такая? И невдомёк им, что это отработка детских установок.
В кого же? А в себя – маленького. Ни в кого другого. Всегда неуверенного в себе, всегда мучимого чувством вины, не имеющего права голоса, не свободного в своих желаниях. И совершенно не знающего, что можно – иначе. И нужно - иначе.
Эти дети, становясь старше, всё так же боятся нарушить, разочаровать, сказать о своём желании, не замалчивать своё мнение… Оттуда всё: зависимости и созависимости, лень и болезненная стеснительность, полное равнодушие к своим детям или жестокость в их отношении…
Об этом говорят, говорят, говорят, но всё впустую. При постоянном подобном давлении рано или поздно приходит успокоительная мысль: всё так и должно быть. Я действительно неумеха, грязнуля, транжира, капризуля, наглое создание. А если так – то зачем быть хорошим? Я попробовал. Вам не понравилось. И я буду таким, каким вы видите меня.
P.S. Этот текст не претендует на звание психологического эссе. Описанные в нём ситуации не имеют отношения непосредственно к автору, все они подслушаны в транспорте или подсмотрены в сети. Автора жалеть не надо, у него всё хорошо!
Свидетельство о публикации №221091401339
Такова её биологическая природа.
Автор своей статьёй это демонстрирует самым блестящим образом.
Собственно, автор в отношении матерей и бабушек совершает именно то, за что их упрекает.
И ведь единственный разумный выход из подобных затруднений автор никогда не предложит.
Беднарский Константин Викторович 15.09.2021 05:46 Заявить о нарушении
Такова его психологическая природа.
Критик это своим замечанием демонстрирует самым блестящим образом.
Автор не упрекает. И не совершает. Автор создал зарисовку - и сообщил, к чему такие монологи мам и бабушек приводят. Автор любит акцентировать внимание глубокоуважаемых читателей на проблемах. Особенно - неудобных.
Критику повезло с семьёй. Раз он не встречал подобного отношения к детям.
Единственный разумный выход надо было прописать словами? Делайте так-то ти так-то - и будет вам счастье? Но автор - не психолог и совершенно не собирается давать советы. Автор считает, что человек разумный сам в состоянии сделать выводы. Иногда просто нужно подтолкнуть. Открыть, так сказать, глаза. Убрать шоры. А человеку не разумному можно сколь угодно давать советы - не поймут-с.
Алёна Босуэлл Карпова 15.09.2021 22:41 Заявить о нарушении