О ересях и догмах

Друзья! Познавать мир, природу, космос, Слово, Священное Писание, Бога не хобби и не просто способ заработать – это смысл нашей жизни. Познавая данное Богом, стремясь постичь Творца в своих человеческих пределах, мы растем духом. Все, что мы «пробежали» на этой Земле и как пробежали – это, по «количеству и качеству», и будет дано нам в награду, в Вечное пользование.
Не буквально, конечно, но адекватно.
 Для тех, кому интересно, кто хочет услышать что-то для себя познавательное…  -
Опять о ересях! 
Очень сложная тема. Почему? Да потому, что за тысячи лет она приобрела смысловой контекст, отличный от первоначального. Ведь оно, учение было от Христа и записано евангелистами. А все, что вне – есть лжеучение, ведущие к погибели.
Однако за тысячи лет к учению Мессии и всего Писания прибавились догматы, появившиеся, как из волшебной лампы…
Согласно толкованию в трактате «Этимологии» средневекового учёного Исидора Севильского, слово «ересь» происходит от haeresis, латинской транслитерации греческого слова др.-греч. ;;;;;;;, означающего выбор, или в широком смысле школа мысли. В этом значении слово изредка упоминается в Новом Завете (Деян. 5:17,  15:5, 24:5,  24:14, Гал. 5:20, Коринф. 11:19) и у ранних Отцов Церкви. Примерно в таком смысле это слово употреблялось ранее, в древнегреческой и римской философии, где под «ересью» имелся в виду заслуживающий уважения выбор той или иной философской школы для изучения. По предположению французского историка религий Марселя Симона, более близким по смыслу здесь будет слово иноверие, др.-греч. ;;;;;;;;;;, впервые встречающееся у Платона для обозначения ложного убеждения. В текстах Нового Завета слово «ересь» употребляется преимущественно в негативном контексте, как оно принималось римлянами, например, как обозначение, даваемое Церковью секте или группе, которая угрожает единству христиан, — то есть не как доктринальное отклонение(!). В Послании к Галатам это одно из многих «дел плоти», наряду с пьянством и идолослужением (Гал. 5:20), Послание к Титу предписывает отвращаться от невразумлённого еретика (то есть, спорщика ради утверждения себя, без понимания основ Писания и учения Христа) (Тит. 3:10). Второе послание Петра предупреждает против лжепророков и лжеучителей, «которые введут пагубные ереси» (2Петр. 2:1). Ересь в конечном счёте стала рассматриваться как отход от ортодоксии, и в смысле «иноверие» это слово применялось уже вскоре после 100 года, когда Игнатий Антиохийский в «Послании к траллийцам» призывал удаляться от «яда еретиков», которые к «яду своего учения … примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие». Постепенно эти два значения сблизились по смыслу, и во время Афанасия Великого (IV век) выражение др.-греч. ;;;;;;;;;; ;;;;;;;, «иноверная ересь», уже было плеоназмом, то есть тавтологией.

Но, важнейшая «формула» апостола Павла об опасности лжеучений «охватила вдруг» и всех тех, кто хочет сказать, глядя в «новорожденные» человеческой мыслью догмы: Позвольте! Господа!  Вы где это взяли?!
«…Бог содействует (?!) Ангелам в их доброй деятельности и управляет ими сообразно с целью их бытия.
Бог попустил падение демонов и попускает их злую деятельность, и ограничивает ее, направляя ее, по возможности (Бог – по возможности!!!), к добрым целям.» Это смущает...
Скажу честно, никогда, ни в одной религии, и даже в языческой, не встречала описаний – ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ БОГ! Друзья! Где предел человеческой гордости и… неразумию!
Мы не можем этого знать никогда. Даже, если Творец дает нам Свои Имена и возможности видеть, исходя из них, характер Своих действий, характеризующееся этими Именами, однако эти понятия, данные только самим Богом с полностью известный только Ему целью, Его имманентные энергии – НИКОГДА НЕ ДАТУТ ХАРАКТЕРИСТИК САМОГО ТВОРЦА, КОТОРЫЙ ТРАНСЕНДЕНТЕН - НЕПОСТЯЖИМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НИКОГДА!
Ставить О-пределения – пределы Богу – верх (как бы мягче выразиться…) гордости и…  неверия в Живого Бога, «в руки Которого впасть страшно».
И еретиками теперь, со 2 века и далее, называют всех тех, кто не согласен с
 «Христос +» учением!
И рассуждения на эту тему, попытка осмыслить – что и к чему, и откуда – ересь! И указательный палец на Павла! КОТОРЫЙ, КСТАТИ, К КОНЦУ ЖИЗНИ И САМ СТРАДАЛ ОТ ЭТОЙ БУРНО РАСТУЩЕЙ «ХРИСТИАНСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ» (в которой, действительно, не мало обозначено чудовищных человеческих фантазий и глупостей… чего только стоят докетизм, где Христос, как человек, во плоти лишь иллюзия, или или маркионизм, где «Бог Ветхого завета» иной, чем» Бог Нового Завета») новых ересей. Однако не помогло, список «ересей» ширился, и теперь, все, что не прописано в догматах – ересь… Так оказались в «еретиках» целые церкви.
Борьба «ортодоксального» христианства с «ересью» велась уже во II веке, однако вопрос об истоках этого конфликта в раннем христианстве является дискуссионным. Тогда же возникли первые теории о происхождении ереси от дьявола и апостольского преемства ортодоксии от Иисуса Христа и его учеников. С III века сложилась традиция осуждения ересей на поместных и вселенских соборах. В 385 году состоялась первая казнь по обвинению в ереси, широко это явление распространилось только в XII веке. В 1215 году были сформулированы принципы работы инквизиции, а вскоре борьба с ересью была передана ордену доминиканцев. Последний человек был казнён по обвинению в ереси в 1826 году.
Вот об этом и речь, друзья, кто хочет понять, о чем…
Априори, неграмотны еще в учении Христа по немощи язычники не назывались Павлом еретиками, НО- НАМЕРЕННЫЕ И ЗЛОСТНЫХ ЛЖЕУЧИТЕЛЯ И ЛЖЕУЧЕНИЯ…, греческий и восточный гностицизм, латинский эгоцентризм и превосходство во всем, разврат души и плоти.
 Какая малозаметная грань - скажите вы.
Да, и она исходит от сердца, из его состояния. Человек, желающий научаться – научается Истине из Священного Писания, а не желающий научаться – подгоняет Священное Писание под свои догмы и взгляды… И как важно здесь иметь дискуссию, о которой и говорил Павел в своем послании…, дабы изучать и постигать истину.
Следует иметь в виду, что в библейских текстах на греческом языке термин   - ересь используется в ином значении, как, например, в Первом послании к Коринфянам апостола Павла:   В русском синодальном переводе в данном месте слово переведено как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19). Однако, в книге Деяний в тексте  слово переведено как «ересь»: « ….и представителем Назорейской ереси» (Деян. 24:5), то есть, в речи римлянина слово ЕРЕСЬ имеет Негативный смысл, который слово «ересь» впервые приобретает в некоторых новозаветных посланиях, как более понятное значение римлянам. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. 14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужение (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви, сообщества верующих, вследствие приверженности такому учению.
Апостол Павел, как и апостол Иоанн, обличал страстно, тяжелыми, порой не переводимыми корректно, словами (потому, как звучат очень резко!) называл: волками в овечьих шкурах, лже учителями, лжепророками итд… ЭТО обличение - ВСЕГДА ОБЛИЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ УГРОЗЫ НОВОРОЖДЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ ЗА ХРИСТОМ! Иудеи, например, уверявшие в Мессию, Христа, приходили к «несмышленым» коринфянам, галатам и учили, что не можете стать христианами, если, например, не обрежетесь и не будите исполнять всей Торы. Но для только родившихся из язычников коринфянов, например, галатов, ефессиан, это было немыслимо! От того Павел пишет им такие многоговорящие послания, обличая их в аморальном поведении, не возможным для ученика Христа, и предупреждая о лжеучителях, говорящих не то, что он, Павел, им проповедовал… 
Друзья! Изучая Священное Писание, надо опираться на исторический пласт, понимать понятийные категории, используемые в ТО время, стараться понять традиции и верования простолюдинов, бытующие легенды и суеверия, иначе мы не понимаем, о чем говорит Христос и его апостолы, тем, кто их окружал. Не понимая же, начинаем сочинять, опираясь на НАШИ СЕГОДНЯШНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ.  Происходит подмена истин Христа истинами писанных человеками догматов канонов от головы своей. От того происходят разделения среди последователей Христа и недопустимая перекошенная иерархия в самой церкви.
Кстати, хочу заметить, надо стараться не выдергивать цитаты Писания из контекста, от этого происходят противоречия в головах. А стараться чаще писать смысл сказанного, передавая контекст п с его опорой на все излагаемое учение – от первой буквы Торы, до последней точки Апокалипсиса. Помним, кто первый выдернул цитату из слов Бога, намеренно исказив ее? То было в Эдеме: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
Далее:
О какой «чистоте веры» Вы говорите, дорогой оппонент?
Уж точно не о той, которую рьяно отстаивал Павел. (Наши понимания "чистоты веры" теперь с пониманием ее апостолами, увы, рознятся...) От чего отстаивал? От намеренного искажения из вне ради власти или корысти, или по глупости во вновь прибывших, изнутри – николаиты, которые проповедовали независимость тела от души, и что бы тело не делало, каким бы грехом не осквернялось плоть, по их учению -  это не важно, душа все равно спасется. И от тех, кто искажает его учения, будто Павел учит, «что надо грешить, дабы умножилась благодать». Были и такие.
А блуждающих же еще малых братьев в вере он называл «немощными» и говорил, что: Бог в силах наставить каждого из них (не цитирую, пишу по памяти, излагая смысл).  Я кормил вас молоком, вы были не в силах постичь учение, да и сейчас не в силах! А извращенного изгоните из среды вашей.
Итак - Догма – в понятии Христианском -«мнение, решение, постановление» — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).
Ознакомитесь с ними, пожалуйста. С сегодняшней, так называемой «чистотой веры», которую некоторые рьяные от христиан готовы отстаивать на баррикадах.
Апостол Павел крайне бы удивился некоторым из этих догм. Никогда, ни Тора, ни Сам Христос, ни он, апостол, этого не говорили!
 А вот что, опасно, «ересь» по Павлу – это «дела плоти»:
 А дела плоти явны: это - блуд, нечистота, распутство,  идолопоклонство, ,соперничества,  раздвоения,  идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, распри, разлады, ереси.
Вот список, к которому Павел присоединяет, лжеучения, используя то же слово, но с иным, негативным оттенком. Каким? Какое придавали ему римляне, используя это греческое слово… Вспомним, как «боролись» в последующие времена латиняне и иже с ними с «еретиками» … Аутодафе!
И таким образом, догматы и вероучения, возникшие в последующие времена, успешно использовали обозначение «еретик» для борьбы со всякой мыслью. Какая тонкая грань!
Не это ли действие, обвинить в «ереси» и вредном мышлении, против мыслящей части населения используют и сейчас? Не так ли навязывают абсолютный яд, причем, в смертельной дозе под видом пользы и панацеи, пользуясь доверием людей? Разве нет на свете яда? Есть! Разве нет ереси, пагубной для спасения? Есть! Но все ли иное от общепринятого, мышление, есть ересь? Нет! Курица – это птица? Да! А птица, – это курица? Нет! Вот такая парадигма.
Надо помнить, размышления - разные мышления (ереси на греческом в данном контексте к коринф.) о толковании мест Писания (а не собственных инсинуаций, отличных от учения Торы!) - приветствовались в традициях иудаизма. Потому, мы найдем разные толкования - Мидраши на Тору и Танах, а не только "в рамках учения".  Павел - иудей из иудеев, лучший ученик школы Гиллеля. Лучшими учениками, которые могли сидеть у ног учителя, всегда считались те, кто задает вопросы и оспаривает учителя (для искреннего понимания, а не просто для спора) Потому Павел и говорит о надобности дискуссий.
Нам следует не путать три понятия:
Понятие Ереси в употреблении Павлом в данном тексте;
и лжеучения в понимании времен апостолов;
в догматическом сегодняшнем понимании;
Везде – слово «ересь» употребляется с разным смысловым оттенком.
Слово же «догма» сегодня в богословии обозначает - так, и не иначе! Что - так и не иначе? Как раз ТО в нашем списке догматов Церкви, что вы не найдете в учении Христа и его апостола.
У Иоанна, например, было бы крайнее удивление, если бы он вдруг обнаружил, что День Господень это – воскресенье, а не суббота, как повелел Сам Бог через Моисея!
Или, что - вавилонская легенда о «падших ангелах», греческий дуализм, стали ДОГМОЙ для христиан! ИТД
Апостолы были бы крайне шокированы нашей «чистотой веры», где церковная иерархия иногда, раздувшаяся до размеров египетских фараонов – основа нашего церковного якобы поклонения единому Богу, который в наших рукотворных храмах находится в пантеоне других лиц человеческих. «Да не будет так между вами» - Христос сказал… Ну и что! Мало ли, что Он там говорил! А кто не согласен с нашими фантазийными догматами – еретик! Анафема. 
И где понятие - церковь, экклесия, как сообщество людей, взятых в удел Господом, имеющих единого Учителя и единую веру в Него, вдруг стало - зданием, и только в котором по канонам и догматам, пребывает Вседержитель и Спасение! А как же: «…не на горе Гаризим… и не в Иерусалиме…
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. (Быт 12, 3 4 Цар 17, 29 Ис 2, 3 Рим 9, 5)
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. (2 Кор 3, 17 Флп 3, 3)
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.»
Это -  Церковь, собрание людей Господних в Духе и Истине. Единый есть хлеб, становясь единым телом друг с другом и со Христом, так, как - Я – есть Хлеб. Любой хлеб – от Бога, хлеб – жизнь, но: «Я – ЕСТЬ ЖИЗНЬ» - говорит Христос и Я ЕСТЬ ИСТИНА Тогда все становится более-менее понятным, на сколько возможно человеку. А где верующие будут собираться, это вторичный вопрос.
Однако весьма скоро сама община верующих, которая и есть церковь и Церковь, стала в нашей «чистой вере» просто – прихожанами, овцами, которых надо не пасти на полях Священного Писания Господа, а стричь…
Интересный факт к данному вопросу о понятиях ереси:
Богослова Иоанна, любимого ученика Христа уже в конце 1 века, некоторые вновь организованные их язычников христианские общины, называли еретиком! Вот где зарождается адская нетерпимость внутри общин! (вспомним еще раз куда Повел относил лжеучения: «идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, распри, разлады, ереси, зависть, пьянство, объедение и тому подобное, о чем я заранее говорю вам, как и сказал раньше, что делающие это Царства Божия не наследуют.» ) Где здесь размышления, например, как праздновать пасху и прочее?
Еретиком же апостол Иоанн вдруг стал в рамках расхождения по вопросу празднования Пасхи, где Иоанн и далее, его ученик Поликарп, настаивал на дне, данным Самим Богом для этого Праздника – 14 Нисана, были и другие расхождения, в результате которых апостол «стал еретиком» уже в понимании нынешнем, пред внесённым пришедшими из язычества римлянами…  Да и Павел с его «неудобоваримым» учениям был оставлен своими учениками: «все меня покинули…, один Лука со мною…». Да и сейчас Павел не понят во многом нами, нынешними христианами..., и учение его, увы, искажено в угоду некоторым доктринам и догматам нынешней Церкви:
Первый Никейский Собор, известный также как Первый Вселенский Собор, наряду с вопросами об арианской ереси и Символе Веры, рассмотрел вопрос о дате празднования Пасхи. Целью Собора в этом вопросе было установление единства во всем христианском мире. Несмотря на то, что текст постановления Собора не сохранился до наших дней, судить о постановлении о Пасхе мы можем по ряду документов. В 1-м послании отцов Никейского Собора к Церкви Александрийской говорится: «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы».
Константин Великий был решительно настроен против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Он был уверен, что это наносит вред репутации христиан, что иудеи могут сказать, что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отказавшись от иудейского обычая. Неприемлемость этого обычая Константин доказывал тем, что иудеи иногда праздновали Пасхи дважды в год.
Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.
(Историк, епископ и участник Собора, Евсевий Кесарийский в книге «О Жизни блаженного василевса Константина» ) Кстати, сам Евсевий, тоже одно время слыл еретиком…, но дружба с императором Константином позволила ему до конца дней оставаться Епископом  Кесарии.
И не страшны были слова: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема!» Да и теперь не страшны.
Итак, мы, христиане, но не можем дискутировать по разным вопросам догм, которых нет в Писании. Такой «конфуз, такая метаморфоза случилась с этим понятием «ереси» и   его применением… Подменив в дальнейшем аспекты учения Христа, под ересь попали все те, кто хочет возразить «новообразованным» догматам, и, даже, сам Иоанн Богослов. И слово «ересь, которое у Павла к Галатам уже используется в «римском понимании» этого слова, стало обличением для всех лжеучений-гностиков, николаитов и прочих, а далее, стало вероломно использоваться и для тех, кто стоял у истоков Благой Вести…, и пытался отстаивать учение апостола Павла.
Во истину: всяк человек есть ложь!
Этот очень серьезный вопрос, скажу я вам.
Итак, Апостол Павел (здесь на моей странице есть работа, посвященная апостолу Павлу), воевал с ЛЖЕУЧЕТИЛЯМИ, ЛЖЕПРОРОКАМИ ОТ ЯЗЫЧНИКОВ И ИУДЕЕВ, ГНОСТИКАМИ ГРЕКАМИ, КОТОРЫЕ ПРИНОСИЛИ «СВОЕ ВИДЕНИЕ» УЧЕНИЯ ХРИСТА, НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЮЩЕЕ С ИСТИНОЙ, ИЗЛОГАЕМОЙ ПАВЛОМ, НАУЧЕННЫМ СОМИМ ХРИСТОМ. Это было крайне опасно для молодых общин христиан. Но, это не дискуссии среди учеников Христа в рамках Писания, которые Павел называют нужными разномыслиями, используя иудео-греческое понимание термина (в Послании к Коринф, например).
 Это – очень кратко. Мира всем и радости познания.


Рецензии