Вазира-апа и соседи нашего дома в Ташкенте

.

В 1970г. я получил от работы(Мингео Уз.ССР) 3хкомнатную квартиру на окраине Ташкента, на улице Сагбан, которая соединяла старый город Ташкента с районным центром Келес, граничившим с Казахстанским селением Сарыагач. Это был район,заселённый коренным населением - узбеками и поэтому, многие русскоязычные владельцы, получившие квартиры в этом доме сразу поменялись на районы, где преобладали русские жители. В то время почти все туалеты находились во дворах, поэтому не удивительно, что Розы(дядя Роза, обменявший квартиру в нашем 3х- этажном доме),первое время ходил в туалет через дорогу, на пустырь, а верхний сосед Карим, а точнее его гости умывались прямо в унитазе. Верхние соседи не умели пользоваться сантехникой и неоднократно нас топили. Как то вечером вверху раздался очень сильный грохот. »Один гость упал, объяснил мне Карим причину грохота».

Его невестка как то пришла к моей жене со словами.» Таня у тебя яйца есть.?Есть. Дай мне 4 яйца. А сметана у тебя есть.?Есть. Тогда дай мне и сметану и масло. У меня есть мука и сахар и я хочу испечь кекИТ(кекс)».

Нашей соседкой на первом этаже после обмена оказалась Вазира — апа, с 6-летней Надырой. Она преподавала в Педагогическом училище, чем очень гордилась и возвышала свою персону над жительницами нашего дома. Ей было 32 года. Красивая, полная брюнетка привлекала внимание многих мужчин, но её сердце принадлежало красавцу Иркину, женатому заместителю министра лёгкой промышленности Узбекистана.

«ОН!», так Иркина называла Вазира, появлялся с подарками раз в неделю и иногда просил меня, или мою жену что - то передать любимой Вазире.

Я привёл в порядок и занял одну из 3х подвальных комнат, расположенную под нашей квартирой, во дворе расчистил бульдозером место для своего железного гаража в самом правом углу двора, и посадил напротив балкона две желтых черешни.В Райисполкоме нашего района, когда я записывался на получение автомобильных покрышек. сотрудник — мой старый знакомый, выдал мне разрешение на установку во дворе дома гаража, за подписью Председателя Райисполкома.

Вначале мы жили с соседкой взаимно дружелюбно. Когда Таня отводила в детский сад Андрея, то ей по пути Вазира подкидывали и Надырку. Таня часто колола ей антибиотики(через каждые 6 часов). Таниных подруг Вазира называла так: Юлю-большой, Веру Федоровну-очкастый, Кайдалову Олю-старый,а Галю Тарганскую- толстая. Вазира всегда сидела на балконе и была в курсе всех дел. Она спрашивала у моей жены»Таня! Почему ты не носишь норку серебристый, «палто(пальто) белгийский»? Ты совсем не «културный».

Культурный преподаватель как то возбуждённо- взволнованно прибежала и обратилась ко мне.» Валентин! Честное слово! Мужчин не было, а канарейка яйцо снёс!».

Как то весь 9 класс с Надыркой поехал в Ленинград .У нас Вазира попросила чемодан и с трудом отпустила дочку в опасную для молодой девушки поездку. Когда Надира вернулась, то её потрясли не музеи, сам город, а то, что в самом «сентре Лелинграда есть улица Джалябова (Желябова) На узбекском джаляб переводится как общедоступная женщина. Вазира с презрением и брезгливостью относилась к нашей Мухе (Западносибирской лайке),которую нам привезла Танина сестра Наташа из магаданского питомника. Когда у Мухи родились щенята, то на 10 день кто - то из соседей её отравил.  Мы по молодости выпускали Муху на самостоятельную прогулку. Из потомства, по рекомендации кинологов оставили себе сучку Чару, которая на выставке собак через год заняла 2 место. Если Муха, когда оставалась одна в доме вспаривала подушки, выгрызала из стенки кирпичи, воровала всё съедобное, грызла мебель и прогрызла на сквозь двойную дверь на балкон, то Чара, без разрешения ничего не брала, ничего не грызла и была великолепной охотницей на кекликов (приносила и клала у ног), фазанов и кабанов. Даже как то осенью помогла мне добыть куницу. Она великолепно охраняла геологическую машину, полевой лагерь и дом.

Как то к Вазире, когда её не было дома, полезли воры и начали ковыряться в её многочисленных замках.Чара подняла громкий лай и отпугнула воришек, которые уже вскрыли пару замков. После этого происшествия, отношение Вазиры к нашей собаке изменилось .

Чаре даже доверили охранять многочисленное приданное Надыры, которое сложили во время торжеств в одну из наших комнат.

Вазира любила делать пакости, то угостит нарыном (мелкая холодная конина с самодельной лапшой), в котором оказалось мелкое битое стекло. Ей очень мешал мой гараж, т. к. на этом месте она намечала сделать большой топчан, для вечерних посиделок.

Благодаря Иркину, который трубку поднимал, номер набирал.»Сопляк!» говорил,к нам во двор приехал заместитель Председателя нашего Райисполкома и потребовал, чтобы я убрал гараж установленный без разрешения. Моё разрешение Председателя вызвало щек у приехавшего и он уехал как оплёванный.

Иркин хранил у Вазиры в подвале в 50 литровой фляге свои ценности, когда началось хлопковое узбекское дело. Он обещал жениться на Вазире, после смерти его больной жены, но после её кончины, так и не женился, а сам умер от инфаркта. Когда распался СССР, она с радостным криком «Свобода! Свобода!»,вбежала в нашу квартиру. Соседи узбеки -геологи считали, что Узбекистан имея газ, хлопок, золото Мурунтау обеспечит хорошую жизнь народа, но ошиблись. К русскоязычному населению узбеки, особенно молодёжь стали относится плохо и мы в 2001году переехали в Москву . в подаренную нам т. Тамарой квартиру.

Через пару лет Вазира как то увидела из окна одну из подружек Тани - Ольгу Кайдалову, которую в своё время называла »старой» и сказала ей« Эх!Оля!За Таню я 40 узбечек не променяю ».

В 2012г.Таня приезжала на юбилей мужа племянницы Лены и позвонила Вазире. которая пожаловалась ей. «ЭЭЭ! Таня!Совсем больной я!Один почка бросал, сахар брал,теперь мозговой нарушение пошёл».

Смерть настигла Вазиру в собственной ванне,в которой она пролежала несколько дней…

С соседями нашего дома мы до распада СССР жили дружно. На Пасху каждому жителей нашего подъезда одаривали крашенными яйцами и куличами, а соседи в свои праздники,приносили плов,самсу и всякие национальные пирожки. Сосед по соседнему подъезду, повар Абдували,просил Таню написать после проверки грамотное объяснение — почему в супе или во 2ом блюде и котлетах оказалось мало мяса,в компоте мало фруктов и одна вода без сахара.

Сосед- райкомовский работник помог мне достать и купить дефицитный кирпич для ямы в гараже,

Я угощал соседей жёлтой черешней с 2 моих деревьев и виноградом. До сбора мои фрукты никто не рвал.

После распада республик, Карим начал без разрешения рвать ведрами мой черный виноград (кишмишь) из Паркента, который я сам привёз и посадил. Карим «разрешил» мне мой виноград тоже собирать Виноград оказался урожайным, очень вкусным и образовал своеобразную беседку.Я обещал Кариму вырубить виноград под корень, если он будет продолжать воровство.

Все взаимоотношения изменились. Часто на улице советовали « Иди своя Россия!» В транспорте молодые узбеки перестали уступать моста пожилым русским. Сейчас всё вернулось на круги свои, но большинство русскоязычного населения уехало в Россию, а узбеки с высшим образованием подметают улицы в России и согласны на любую низкооплачиваемую работу.

Можно вспомнить, как соседка спрашивала Таню.»У тебя муж есть»? Есть отвечала Таня. «Не тот муж, а тот, который хыр-хыр делает!» Такой есть.(Оказалось она спрашивала про мышей).

Соседка со второго этажа, Мамлакат работала уборщицей в зоопарке и успешно имела дополнительный заработок, продавая самсу. Старший сын, которого собирались женить, часто помогал ей. Мамлакат говорила нам.»Кто за него пойдёт,ведь он пахнет обезьяной».

-


Рецензии