Ария. Первый альбом. Мания величия. 1985

Рок-группа «Ария» (СССР, Россия, 1985 - наши дни).

Первый альбом «Мания величия» (1985).


Осень… Льют холодные дожди… Ветер понемногу начинает срывать ещё зелёные листья с деревьев… Тепло покидает нас до следующей весны… 

05.00 утра. Я включаю на плеере сборник «Арии», беру зонт и выхожу из дома. На работу. Звучит «Бой продолжается», я и понимаю, что это идеальная песня для такой погоды, для такой коронавирусной жизни, для этих серых будней… Медленно «улетаю» и прихожу в себя уже на работе, где включается «Ретро FM» с молодой Мадонной, «АББОЙ», “Modern Talking”, песнями из советских кинофильмов, мультфильмов, итальянской эстрадой… Всё это мило, лирично, мол, золото 60-х, 70-х, 80-х, 90-х, но душа просит иного... Хочется слушать «Арию»… Всю… Целиком… Альбом за альбомом… Вот уже 23 года подряд... Что поделать, если же они входят в 20-ку моих самых любимых русских групп и исполнителей. И никто, ни при каких обстоятельствах их уже оттуда не выбьет. Это на веки веков…


Доброго всем времени суток!

Неплохое вступление, правда? Да, так уж вышло, что после старого доброго английского рока, в лице новаторских “Pink Floyd” (коих я слушал всё лето), мне захотелось перейти на родное, русское, крепкое слово (товарищей «пинков» переводить же приходилось!). Осень с дождём тому поспособствовали, и вот, у меня в плеере - первый альбом «Арии» «Мания величия»…

Я не буду рассказывать вам про группу, про которую, кстати говоря, уже давно написал всё, что хотел, а перейду непосредственно к самой записи... Лишь упомяну, что коллектив создали гитарист Владимир Холстинин и бас-гитарист Алик Грановский. Название придумал Холст, он же начал играть русский “Iron Maiden”. Ну, и подбирать подходящих под это дело участников. А менеджер Виктор Векштейн поддержал его. Ведь гитарист вместе с басистом играли у него в составе одного ВИА. «Поющие сердца», кажется. Ну, а как же иначе! Время-то было какое. Подпольное. Нельзя было так просто металлистам собираться в группы и заниматься творческой деятельностью. СССР. Чай не Запад, на который они ровнялись, и который хотели играть. Но по-своему… Однако они попытались. И у них получилось…


Итак, «Мания величия», 1985.

1. «Это рок» (слова: Александр Елин, музыка: В. Холстинин, А. Грановский). – 5.54.
2. «Тореро» (слова: Маргарита Пушкина, музыка: А. Грановский). – 5.29.
3. «Волонтёр» (слова: А. Елин, музыка: В. Холстинин, А. Грановский). – 8.24.
4. «Бивни чёрных скал» (слова: А. Елин, музыка: А. Грановский). – 4.51.
5. «Мания величия» (инструментальная композиция, без слов, музыка: К. Покровский). – 1.49.
6. «Жизнь за даром» (слова: А. Елин, музыка: В. Холстинин, А. Грановский). – 4.19.
7. «Мечты» (слова: А. Елин, музыка: В. Кипелов). – 5.16.
8. «Позади Америка» (слова: А. Елин, музыка: В. Холстинин, А. Грановский, К. Покровский) – 5.14.

Общее время альбома: 41 минута 16 секунд (примерно).


Состав участников:

Валерий Кипелов – вокал.
Владимир Холстинин – гитара, вокал (3).
Алик Грановский – бас-гитара.
Кирилл Покровский – клавишные, бэк-вокал, вокал (3).
Александр Львов – ударные.

Обложка: художники Василий и Александр Гавриловы.
Менеджер группы: Виктор Векштейн.

Это первая часть формальностей. Теперь вторая – слушаем альбом три раза! В не зависимости, мол, нравится он или нет. Это будет правило! Ну, и третье. Выбираем и выделяем песни, которые западут в душу. Особенно те, на которые раньше не обращал внимание. Поехали!.. 

Так-с… И что же мы видим?..

1. 1985-й год! Советское время, подполье. Запись альбома на магнитофонные кассеты.
2. Молодой, высокий голос Валерия Кипелова. Я бы даже сказал слишком высокий и металлический. Артистизма и зрелости пока мало, так как это приходит с годами и опытом жизни, но слушается хорошо. Он молодец! Харизматичный, представительный, яркий, мощный парень. 
3. Наличие клавишника. Кирилл Покровский. Хм… А нужен ли он здесь? Видно, что это пробы металлической группы, которая ищет своё звучание, своё лицо, почерк и отличительную черту. Чаще всего это бас, вокал, одна или две гитары и барабан, творящие гармонию в определённом жанре музыки. А он… Да, играть умеет, это видно, но похоже, он не туда зашёл. Эксперименты на начальной стадии. Обычно таких можно приглашать в качестве гостей, но не звать в основной состав. Так это видится…
4. Алик Грановский. Не только бас-гитарист, но и сочинитель. И при таком раскладе видится мне следующее: когда слишком много авторов, то кто-то явно захочет уйти. Слишком часто будут возникать творческие разногласия… Я, конечно же, знаю, что он создаст свою группу, но забегать вперёд не хочется. Ведь мы на первом альбоме. Хитрый смайлик.
5. Слова всех песен написали приглашённые поэты. Александр Елин и Маргарита Пушкина. Причём, женщине дали только одну песню, а все остальные - мужчине. Ай-яй-яй, дискриминация. Шутка. Маргарита ещё своё возьмёт. Это же только начало… А кстати! Кто такой это Александр Елин? Поэт-песенник, журналист, литератор, любящий работать с металлическими рок-группами и писать для них политические, социальные, военно-исторические тексты. Оно и видно. Что ж. Раз получается, то почему бы и нет. Только знаете, один горький осадок у меня, всё же есть. Рок-музыкант – это революционер, бунтарь, человек с острым пером и сильным словом. А тут. Ребята сами ничего не пишут, приглашают популярных поэтов, те им подготавливают несколько вариантов текстов на выбор, музыканты используют самые подходящие из них, берут потом аккорды западных хард-рок и металлических групп и всё, песня, альбом готовы! «Ария» - самая нечестная из всех команд! Но люблю их чертяк. И ничего поделать не могу. Результат-то вон какой мощный получается. Затмевают многих сразу!..
6. Это верно. Я слушал «Август», «Тяжёлый день», «Круиз», «Чёрный кофе», «Рок-штат», «Мономах», «Галактику», «Мастер», «Союз» Игоря Романова, синтез труппу Игоря Гранова с его «Балтикой» и «Скоморохом»… Но все они металлисты и тяжёлые рокеры 80-х уступают «Арии» в силе, подаче, слаженности. Всем чего-то не хватает. Есть, конечно, у них классные песни, но, в целом… «Чёрный кофе» надоедает, у «Круиза», «Союза» - мощная гитара, а вокал - не всегда, ну, и так далее. А вот у «Арии» всё есть, и всё на месте! И даже в нелюбимой мною песне «Позади Америка», где реально слышится попсовый припев, всё слаженно! Валера старается, Холстинин тоже, вкладывая душу, ударник – на высоте! И даже клавишник тут изгаляется! И они ещё на неё клип свой сняли! Мол, они пираты. Круто же!..
7. Бросается в глаза не только нелюбимая песня «Позади Америка», но и то, что Холст, он же Владимир Холстинин, тут работает один! ОДИН! За себя и за вторую гитару! Ритм и соло идут с наложением, так как второго парня пока не нашли! (На момент записи). А Холст отдувается за двоих! И как отдувается! Мне очень понравилась его игра! Молодец, Володя!!!.. 
8. Раньше я не обращал внимание на песню «Бивни чёрных скал». А сейчас она для меня стала открытием! Вот, что значит годами слушать один и тот же альбом! И я выделяю её, как одну из самых любимых на диске! Это помимо: «Тореро» и «Мечты», которые я обожаю давно!!! «Бивни…»! Приятно познакомиться! Алекс!..

«Бивни чёрных скал и пещер тупой оскал,
Человек среди гор ничтожно мал.
Он ползёт наверх, он цепляется за снег,
За туман и за воду быстрых рек.

Он до цели доберётся,
По своей пройдёт стезе.
Он дотронется до Солнца,
Сокрушит преграды все…».

Класс!!!

9. Вообще, всё слушается неплохо, кроме затянувшейся концовки «Волонтёра» (смелый эксперимент, но не всем он приходится по душе), припева «Позади Америка», инструментала «Мания величия» (хотя вступление на клавишах и многоголосый хор смотрятся неплохо, но стоит включить второй альбом, как «Мания величия» сразу начнёт ему проигрывать в качестве подборки материала, помяните моё слово!) и песни «Жизнь за даром». Я готов её слушать и слушать, но в сравнении с другими вещами «Арии» она также проигрывает. И, кстати, и в этот раз я не обратил на неё особого внимания. А вот за «Бивни…» - низкий поклон!..

«Он кричит богам: "Я не должен больше вам!
Я смогу всё понять и сделать сам!".
Эхо этот крик подхватило в тот же миг,
Унесло и разбило о ледник.

Он до цели доберётся,
По своей пройдёт стезе.
Он дотронется до Солнца.
Сокрушит преграды все…».

Гениально!!!.. И как я раньше её мог пропускать?.. 

10. За ударной установкой – Александр Львов. Знаю, что это талантливый звукоинженер, но, ёлки-моталки, мне понравилась его игра! Недаром он потом в «Парке Горького» стучать будет. То есть, участвовать. Ай, вы меня поняли… Классный барабанщик!.. Это также плюс дебютной записи «Арии» и объяснение тому, что её можно слушать, и слушать. Кипелов, Холстинин, Львов. Бас Грановского… Да, это всё вызывает интерес. Первые начинания великой рок-группы…

Ну, что же… Вроде бы, всё разобрали. Можно подвести итог…

У Пушкиной пока только одна песня на диске.

Сейчас им социальный Елин больше по душе пришёлся.

Кипелов отличился, как композитор в песне «Мечты». А так - он пел высоко и металлически. Но сильнее и мощнее различных конкурентов, и коллег по цеху (и это правда).

Холст (Холстинин) отдувался за двоих, показав, что силён. Но это также и выявило, что «Арии» нужен второй гитарист. Перекличку, соревнования, джемы “Iron Maiden” не с кем устраивать.

То, что сама группа – это русская «Железная Дева», видно сразу. Именно “Iron Maiden” (я несколько лет назад слушал целиком все их альбомы, так что знаю, о чём говорю. Но русские - талантливый народ всё равно. Научиться так играть! Это дорогого стоит!).

«Бивни чёрных скал» - классная вещь (как оказалось)!!!..

«Бивни чёрных скал и пещер тупой оскал,
Человек среди гор ничтожно мал.
Треснула скала и лавина вниз пошла,
И его, как песчинку унесла.

Он до цели доберётся,
По своей пройдёт стезе.
Он дотронется до Солнца,
Сокрушит преграды все».


Также мы выяснили, что магнитофонная запись не портит слух. Да я мог бы и на двухкассетнике её поставить, если бы у меня была такая кассета! Но именно этого альбома у меня нет. Из старой коллекции найду «Ночь короче дня», «Генератор зла» и… И всё, пожалуй... Ах, да! И сборник «Легенды русского рока». Но на этом всё.   

Александр Львов – классный барабанщик, а бас-гитарист Алик Грановский – не просто музыкант, но ещё и талантливый композитор. Ну, и Кирилл Покровский мог бы тут быть просто приглашённым музыкантом на запись, так же, как и хор, поющий в инструментале «Мания величия». А то, пройдёт время, ребята начнут работу над «Героем асфальта» и скажут: "Не, нам клавишник не нужен! Спасибо! Что мы лошадь что ли?" (вольная шутка на фильм «Формула любви»). А ведь я, когда дойду до него обязательно напомню вам об этом. Я такой. Хлебом не корми…

Вот так и родилась эта легенда советско-российского рока… 

Стоит ли добавить несколько слов про обложку? Думаю, что да. Она пафосная, выделяющаяся. Мол, скала, в виде букв «АРИЯ», на фоне разноцветного заката, находящаяся где-то за Северным полярным кругом (так видится. Айсберг, холод, Северный Ледовитый океан). Неплохо, но скала стоит слишком близко к нам. Не хватает того драматизма, что окружает группу всю её жизнь. Нету волн, бьющихся о скалу, чёрных воронов, летящих над… Всё слишком просто и незамысловато. Не хватает… Но буквы смотрятся стильно. «АРИЯ» - и этим всё сказано…

По поводу не вошедших на альбом песен, можно пошутить, процитировав кинокритиков-любителей с “Youtube”. Мол, если в кадре чего-то нет, то этого нет, вообще! Так и тут. У нас есть 8 песен, вот их мы и разобрали. А что там не вошло, убрали – нас пока не волнует… Встретим в будущем, разберём. А пока…

Пока!.. Увидимся на следующем альбоме!.. 


Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.


P.S. Жалко, что у «Бивней…» не осталось больше текста. Я бы их сюда с удовольствием вставил… Смайлик…    
               


Рецензии