Георгий Булгаков - краевед

ГЕОРГИЙ БУЛГАКОВ – КРАЕВЕД,
ПОСТРАДАВШИЙ ЗА «СВЯЗЬ С РЕЛИГИЕЙ»

Аннотация. Статья посвящена жизни, научной деятельности и творчеству преподавателя Курской Духовной Семинарии, специалиста по гомилетике, историка, краеведа и участника Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов Георгия Ильича Булгакова, пострадавшего в годы гонений на Церковь. В работе предпринята попытка систематизировать научное наследие Г.И. Булгакова, проследить эволюцию его интересов, оценить его вклад в работу Поместного Собора и в сохранение исторических знаний о Курском крае.


Имя бывшего преподавателя Курской духовной семинарии Георгия Ильича Булгакова нельзя назвать забытым.  Его вспоминают, когда ведут речь о курском краеведении начала XX века. На него ссылаются, когда пишут работы по истории русской гомилетики. О нём говорят как об участнике Поместного Собора 1917-18 годов, представлявшего Курскую епархию. Однако и биографические сведения о Георгии Булгакове довольно скудны. И научное наследие его не удостоено должного внимания.
 
Булгаковы. В литературном мире эту фамилию сделал известной Михаил Булгаков. Попал знаменитый писатель и в «Православную энциклопедию». Биографический очерк о Михаиле Афанасьевиче помещен под статьёй о его отце – профессоре Киевской Духовной академии Афанасии Ивановиче Булгакове, уроженце Орловской губернии.

Орловские корни и у известного богослова и философа протоиерея Сергия Булгакова.
Нельзя не упомянуть и о ещё одном Михаиле Булгакове, который в церковной истории оставил более глубокий след, чем все его однофамильцы, перечисленные выше.

Правда, этого богослова и историка мы узнаём не по его мирскому имени, а по имени монашескому. Думаю, многие уже догадались, что я говорю о митрополите Московском Макарии (Булгакове), авторе многотомной «Истории Русской Церкви» и фундаментального труда «Православно-догматическое богословие».  Он родился в Курской губернии, когда та включала в себя территорию современной Белгородской области. Как бы то ни было, начатки духовного образования будущий учёный архипастырь получил в нашем крае.

Но Георгий Ильич Булгаков (главный герой этого очерка) не только ро-дился и учился в Курском крае. Он здесь и пригодился. Жизнь будущего педагога и проповедника началась в уездном городе Судже в январе 1883 года. Но позднее его отец протоиерей Илья Булгаков был переведён в Курск. С Курском связаны лучшие годы Георгия Ильича. В Курске он, пережив вынужденный пе-реезд, лагерный труд, далёкую ссылку, и нашёл, наконец, покой в 1945 году.

 После окончания Курского духовного училища Георгий Булгаков посту-пил в Курскую духовную семинарию, а затем учился в Киевской духовной ака-демии. В 1907 году Г.И. Булгаков вернулся в Курск кандидатом богословия и сразу же активно включился в местную церковную жизнь. В первую очередь Георгий Ильич зарекомендовал себя как учёный и педагог.

8 февраля 1909 года Киевский Духовный Цензурный Комитет дозволил печатать книгу «Русская Гомилетическая Хрестоматия». Цензором издания был известный библеист профессор Киевской Духовной Академии священник Александр Глаголев, скончавшийся в тюрьме НКВД в 1937 году. Книга имела развёрнутый подзаголовок: «Опыт систематизации образцов русской проповеди применительно к плану учебных занятий, устанавливаемому НОВОЮ про-граммою Гомилетики для Духовных Семинарий с прибавлением кратких сведений по истории русской проповеди». Разумеется, это учебное пособие имело значение для всех российских духовных семинарий. Отрадно, что составлено оно курянином, и издано в Курске.

Составил эту книгу молодой преподаватель Курской духовной семинарии Георгий Булгаков. В предисловии он сообщал читателям, что преследовал две цели: дать образцы русской проповеди и сделать их доступными для более широкой аудитории учащихся. Уже существующие издания (протоиерея М. Проторжицкого, С.В. Булгакова, Я.И. Зарницкого) пугали своей дороговизной и не вполне соответствовали требованиям новой программы по гомилетике.

Свою хрестоматию Георгий Ильич разделил на несколько отделов. В первый поместил образцы проповеднического изъяснения Священного Писания: евангельских и апостольских чтений, псалмов и текстов библейских книг, используемых во время богослужения в качестве паремий. Во втором отделе собраны проповеди, разъясняющие христианское вероучение с догматической, апологетической и миссионерской точек зрения. В третий отдел вошли проповеди нравоучительные. А завершается хрестоматия очерком составителя «Краткие сведения по истории русской проповеди» [14, 437-462]. В нём прослежены влияния на русскую гомилетику Византии и латинского Запада, выявлены ростки самобытного творчества, прозябшие в XVIII-XX веках, и даны ёмкие характеристики проповедникам, представленным в хрестоматии. Среди них святители Кирилл Туровский, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Инно-кентий Херсонский, Феофан Затворник и ряд других архиереев, монашествую-щих и священников разных времён, включая некоторых современников автора-составителя.
В 1915 году вышло второе издание «Русской Гомилитической Хрестоматии», существенно переработанное автором-составителем. Изменён был и под-заголовок. Теперь он звучал так: «Русские проповеди, конспекты, темы: мате-риал для практических занятий при изучении видов построения пастырской проповеди». Книга увеличилась в объёме. Число разделов выросло до восьми. Помимо проповедей в книге появились конспекты и тематические задания для учащихся. Значительно увеличилась доля проповедей, произнесённых в начале XX века. Среди новых авторов были те, кто вскоре засвидетельствовали свою веру мученической кончиной: священномученик Владимир (Богоявленский), священномученик Аркадий (Остальский), священномученик Иоанн Восторгов, священномученик Философ Орнатский. А так же бывший Курский епископ Лаврентий (Некрасов), будущий Патриарх Сергий (Страгородский) и многие другие. Присутствуют в подборке проповедей и опыты самого составителя, ко-торые он поместил в книгу «как переход от классических талантливых образ-цов… к собственным проповедническим опытам учащихся» [7, IX]. Своё предисловие Г.И. Булгаков завершил смиренным признанием: «Мы будем нравственно удовлетворены, если предлагаемые результаты нашей кропотливой многолетней работы будут хотя бы каплей, облегчающей святое дело подготовки к великому служению на ниве пастырской проповеди» [7, X].

Но не этим изданием Георгий Ильич увенчал свою многолетнюю работу по изучению искусства проповеди. В 1916 году в свет вышел новый труд неутомимого преподавателя Курской духовной семинарии  - книга «Теория православно-христианской пастырской проповеди. (Этика гомилии). Очерк систематического курса». Книга не потеряла своей актуальности и в наше время. Со-временные авторы учебных пособий по гомилетике дают ей высокую оценку. Епископ Феодосий считает, что Г.И. Булгакову удалось в небольшом по объёму труде осветить «вопросы онтологии, этики, общей и частной методологии пас-тырской проповеди» [15, 39]. Упоминается работа нашего земляка в изданном Общецерковной аспирантурой и докторантурой в 2018 году учебнике для бака-лавров теологии. Здесь говорится, что Георгий Ильич «сумел ёмко и системно изложить разные направления гомилетической науки». [9, 74]. К слову сказать, один из авторов последнего учебного пособия, архимандрит Симеон (Томачинский), в недавнем прошлом - ректор Курской духовной семинарии. В этом нельзя не усмотреть некую связь времен, которая по милости Божией не порвалась.

Вообще, год 1916-й и последующие два года можно считать пиком писательской и общественной активности Георгия Булгакова. Чуть ли не в каждом номере «Курских епархиальных ведомостей» неофициальная часть открывается его проповедью на тему ближайших церковных праздников и актуальных событий. В некоторых газетах можно встретить и несколько его публикаций. Владеет он жанром репортажа. Готовит обстоятельные отчёты и деловые документы. Разбирается в тонкостях церковного искусства. Хорошо знает историю края. В порыве вдохновения от прозы переходит к стихосложению. Попали на страницы епархиальной газеты стихи Георгия Ильича, посвящённые им вы-дающемуся земляку и однофамильцу митрополиту Макарию (Булгакову); юбилею Курского Епархиального женского училища; раненым, проходящим курс излечения в здании семинарии; крестному ходу с Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение». 

«Осеннее солнце садится.
От Курска идём по дороге вперёд
Навстречу иконе святой, помолиться,
Как молится наш Богоносец народ» [3, 416-417].

Увы! Народ наш уже не только молился. Долго в его среду всевались се-мена безбожия и вначале XX века они начали приносить свои ядовитые  плоды. До двух революций 1917 года, поколебавших не только государственные устои, но и духовное единство народа, оставались считанные месяцы.

Но пока куряне читали в «Курских епархиальных ведомостях» воспоминания Георгия Булгакова о прославлении святителя Иоасафа Белгородского, состоявшемся в 1911 году. Георгий Ильич сообщал читателям так же о торжествах текущего года, состоявшихся по случаю столетия митрополита Москов-ского Макария. На собрании Епархиального Историко-археологического Общества в сентябре 1916 года, проходившем в здании Курской семинарии, Г.И. Булгаков выступил с докладом на тему «Нравственно-практические воззрения покойного Высокопреосвященного Митрополита Макария (Булгакова) по его проповедям». Проанализировав ряд гомилий владыки Макария, докладчик выявил основную мысль, которую доводил архиерей до своих слушателей. Цель жизни – в освещении всего, что есть в мире, светом Божией правды.

Свой доклад Георгий Ильич завершил на высокой ноте: «В нашей среде, особенно в школьной семье Курской духовной семинарии, воспитавшей Митрополита Макария, не может остаться без отклика этот вечный вселенский церковный идеал, не может поэтому не гореть в нашей душе неумирающая признательность славному носителю этого идеала, а вместе с тем и горячие пожелания, чтобы воспитавшая его школа не оскудевала никогда ревностными носителями этого идеала…» [6, 438-439].

По пространному списку книг и газетных публикаций видно, что Г.И. Булгаков за десятилетие, прошедшее после окончания духовной академии, приобрёл в Курском крае и широкую известность, и авторитет. Неудивительно, что именно ему выпала почётная честь представлять Курскую епархию на Поместном Соборе 1917-1918 годов и сложная задача: решать церковные проблемы, накопившиеся за бессоборную эпоху. Кроме Георгия Ильича, в работе Собора принимали курские священники Иоанн Андреевский и Леонид Иваницкий, миряне Т.Г. Суринов и Н.Н. Мавровский (последний из белгородской части губернии).

В многотомном издании «Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов», которое осуществляется Новосспасским монастырём и ещё не завершено, имя Г.И. Булгакова встречается довольно час-то. Чаще, чем иных архиереев. Георгий Ильич активно участвует в прениях по животрепещущим вопросам, включая установление даты выбора Патриарха. Обменивается мнениями с другими участниками. Главной темой его выступлений и тут остаётся проповедничество.
Бурное обсуждение вызвал доклад Г.И. Булгакова, с которым он выступил 8 ноября 1917 года на заседании в Соборной палате. Доклад услышали 325 человек. Председательствовал там митрополит Арсений (Стадницкий) – один из кандидатов на Патриаршество.

Георгий Ильич, цитируя святителя Иоанна Златоуста, говорил, что «сила слова не даётся природою, а приобретается образованием». Говорил, что «в нашем проповедничестве так мало нравственной силы; наша проповедь слаба - она не та, которая «глаголом жжёт сердца людей»». Говорил о необходимости внешкольной подготовки к проповедничеству и предлагал от имени Собора об-ратиться с посланием ко всем православным проповедникам [10, т.6., 31].

В прениях по поводу доклада принимали участие архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский), архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) – будущий священномученик, профессор И.М. Громогласов и другие. Архимандрит Вениамин (Федченков) - впоследствии митрополит - оспорил один из тезисов доклада, в котором церковная проповедь называлась «главнейшей обязанностью пастырского служения». Он заметил, что от такой фразы веет духом протестантизма. «Пастырь Церкви есть прежде всего совершитель таинств, и это – его главная обязанность, - подчеркнул отец Вениамин. - Но и на второй ступени пастырских обязанностей проповедь не стоит… Народ почитает в священнике прежде не оратора, а молитвенника… Проповедь среди пастырских обязанностей в сознании народа стоит только на третьем месте» [10, т.6, 35-36]. Архимандрит Вениамин не отрицал необходимости и важности проповеди, предлагая чуть подкорректировать фразу, назвав проповедничество «одной из главнейших обязанностей» священника.
Любопытно, что некоторые выступающие, отстаивая главенство проповеди в перечне пастырских обязанностей, сами не спешили принимать священ-ный сан. И наш Георгий Ильич, обучая премудростям гомилетики будущих священнослужителей, оставался мирянином.

Уже на одном из первых заседаний собора в августе 1917 года Г.И. Бул-гаков заявил: «Нам необходимо, чтобы по всей земле нашей громко звучало слово пастырской проповеди. Когда я делал по этому вопросу доклады на епархиальном съезде, мне говорили, что на местах разные гражданские комитеты ставят духовенству преграды в этом отношении. Нужно от лица Собора сказать об этом вслух». [10, т.5, 149]. 8 декабря Георгий Ильич огласил проект послания от имени Священного Собора ко всем православным проповедникам. И этот проект был одобрен [10, т.3, 234]

«Вся страна наша оглашается проповедью неверия и нечестия, - говорилось в послании. – Страшная рать врагов Креста Христова неотступно нападает на Св. Церковь Православную… Вы, дорогие нашему сердцу труженики на ниве Христовой, и теперь возвещаете ближним глаголы вечной жизни… Как пламя церковной свечи, как огонёк лампады, светится ваше слово правды Божией среди духовной тьмы, окутавшей современную жизнь страны нашей, светит и согревает душу народную. Велик и свят подвиг служения вашего! Велик и свят этот бескорыстный, безвестный, часто непонятный труд, а теперь соединённый с исповедничеством и многими скорбями… Помогайте друг другу, привлекайте новые силы к св. делу проповедничества, организуйте благовестнические братства, создавайте могучую Божию рать воодушевленных служителей слова. И ваше слово благовестия разбудит уснувшую совесть народную, как разбудили её 300 лет назад грамоты св. Патриарха Гермогена» [10, т.6, 859-860].

Горячо поддержал Георгий Ильич идею основать специальный общецерковный журнал для проповедников. 28 сентября 1917 года нашего земляка из-брали в Редакционный Отдел Собора [10, т.2, 89]. 26 марта 1918 г. он вошёл в состав Комиссии, созданной «для разборки вопросов, связанных с гонениями на Церковь» [10, т.2, 368]. 11 апреля именно ему было доверено огласить доклад Комиссии «О вызываемых обстоятельствами времени мероприятиях в связи с гонениями на Церковь» [10, т.3, 487]. 
В декабре 1917 митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) прочёл собравшимся заявление Г.И. Булгакова с просьбой разрешить посвятить Собору свою книгу «Западно-русские православные церковные Соборы, как органы церковного управления». Соборяне постановили: «посвящение принять и автора поблагодарить» [10, т.3, 221].

В своей книге Булгаков исследует церковные соборы, проводившиеся в западной части Русской Церкви с 1303 по 1721 года. Он замечает, что историки не обходили их вниманием, «но специальным предметом историко-канонического исследования их не избирал никто» [4, 2]. К тому же выбранная автором тема имеет практический смысл. Церковные соборы в России не соби-рались долгое время, и опыт прошлых веков был крайне необходим.

«После 10 лет изучения истории Украины и Юго-Западной России, - го-ворил Георгий Ильич на одном из заседаний, на котором обсуждались украинское церковное движение, - я подчёркиваю ту глубину преданности православию и идее патриаршества, какой обвеяна вся эта история. И теперь в глубине украинского народа нет стремления к сепаратизму. От Собора требуется пастырской отношение к Украйне… Ещё отмечу, что движение украинское надо направить в каноническое русло… Моё предложение: поручить Отделу о высшем церковном управлении разработать вне очереди в спешном порядке проект учреждения митрополичьего округа для объединения украинских епархий и рассмотреть этот проект в пленарном заседании до перерыва занятий Собора» [10, т.6, 471].

Георгий Ильич анонсировал приложение к своей книге о соборах, состоящее из указателей, примечаний и документов, которое предполагал издать «особым выпуском при первой возможности» [4, 3]. Возможности, к сожалению, не представилось.
Не удалось наладить и издание журнала для проповедников. Не сумев решить этот вопрос в Москве, Г.И. Булгаков реализовал проект на уровне региональном. С августа 1918 года в Курске начал выходить в свет еженедельный церковно-народный журнал «Воскресение» с ежемесячным приложением – пастырско-проповедническим журналом «Благовест». Однако церковная жур-налистика в «Стране советов» доживала уже свои последние дни.

Вышло не менее пяти номеров «Воскресения». Выявлен один номер «Благовеста». (Редкие экземпляры этих изданий хранятся в Государственной Публичной Исторической Библиотеке России). Тираж курских журналов не указан. Есть сведения, что в одном только приходе было распространено около 240 экземпляров журнала «Воскресение». Но это, по всей видимости, исключи-тельный случай. В других храмах епархии спрос на новое церковное издание был куда умеренней.

Предполагалось, что каждый новый номер журнала «Воскресение» будет доставляться в каждый приход не позднее вечера субботнего дня. Однако вскоре «по независящим от Редакции причинам» [11, 16] издатели выбились из графика. Пятый номер журнала вышел не в субботу, а в понедельник. 

Редактором новых изданий был Георгий Булгаков. 19 апреля 1918 года он отбыл из Москвы в Курск, получив «прогонные» [10, т.2, 421]. И через месяц был избран в Курский Епархиальный Совет – административно-исполнительное учреждение, ставшее преемником упразднённой Духовной консистории [13, 472].

Вдохновенно обращался Георгий Ильич к читателям со страниц первого номера журнала «Воскресение»: «Затягивает душу, как липкая тина, серая буд-ничная жизнь. Захлёстывают нас своими могучими колебаниями грозные волны мировой истории. И мёртвая зыбь будней, и буря революции отодвигают от сознания и сердца те вопросы, которые дороже и ценнее всего для вечности…» [2, 1].

Не рассчитывая на какие-то субсидии от высшей церковной власти, а уж тем более от государства, редактор искренне надеялся на поддержку отцов-настоятелей, церковных старост и приходских советов. Но «буря революции», разметавшая утлые судёнышки приходов по просторам житейского моря, за-ставила настоятелей и старост сосредоточиться на элементарном выживании и молитве. Вероятно, существенных вложений новые издания не получили и кур-ские журналы, громко заявив о себе, тихо прекратили существование.

Экономические немощи были не единственной причиной сворачивания издательской деятельности. Ужесточилась политика властей по отношению к Церкви. Если в первые месяцы большевицкого правления верующие страдали от отдельных стихийных выходок новых хозяев жизни. То с осени 1918 года государство объявило о начале «Красного террора», поставившего практику физического уничтожения носителей всякого инакомыслия на промышленные рельсы. Все периодические издания, кроме советских, были попросту запрещены.

Как переживал эти события Георгий Ильич, мы не знаем. Поскольку следующие документы, в которых фигурирует его имя, представляют Булгакова в новом качестве. Нет, он не отрёкся от веры. Но «мёртвая зыбь будней» поглотила и его жизненные силы. Поместный Собор прервал свою работу, так и не решив многих вопросов. (Хорошо хоть успел их сформулировать). Курской духовной семинарии уже не существовало. Церковную жизнь большевики загнали в подполье, пресекая всякую общественную активность верующих. И Георгий Ильич Булгаков, чьи познания в области гомилетики, оказались невостребованными, ушёл с головой в изучение прошлого. Его и раньше интересовала история Курского края, но как краевед он состоялся именно в 1920-е годы.

Г.И. Булгаков был внештатным сотрудником Курского губернского музея. Он из тех хранителей, которые героически выхватывали из пламени революции обгоревшие осколки старины.

Значительный период в биографии Булгакова занимает его деятельность в Курском Губернском обществе краеведения, которое следует считать преемником Курской губернской учёной архивной комиссии. (В работе последней Ге-оргий Ильич так же принимал участие).

Не оставил Георгий Ильич и педагогику. Он преподавал в школе №1 г. Курска и даже одно время был директором [1, 53]. В школе трудилась и его супруга Анна Ивановна, с которой они вместе воспитывали двух детей: Лидию и Илью.

Г.И. Булгаков публиковал свои работы в альманахе «Курский край» (1925г.)  и журнале Известия Курского губернского общества краеведения» (1927-1929гг.). В некоторых номерах этого издания встречается две, (а то и три) его публикации, посвящённых истории края и организации краеведческой работы. «Не претендуя на научную новизну, эти булгаковские сводки отличались полнотой и корректностью изложения историко-археологического материала по местной истории, накопленного в дореволюционной историографии» [12, 72] - такую оценку краеведческим трудам Г.И. Булгакова дал современный исследователь С.П. Щавелев.

О Булгакове так же писали курский краевед Ю.А. Бугров и воронежский исто-рик А.Н. Акиньшин. С Воронежем был связан самый драматический период жизни Георгия Ильича. В 1930 году его «за связь с религией» исключили из ря-дом Курского краеведческого общества. Грянувшего грома не отвели и конформистские  публикации 1929 года, в которых краевед с богословским образованием цитировал краевых лидеров партии и приспосабливал краеведческую науку к борьбе за урожай [5, 3]. Булгаков покинул родной Курск и перебрался в Воронеж, где преподавал в ФЗО и на экономических курсах.

Но «буря революции» гнала уже новую волну. Советская власть, разделавшись с большими историками (дело академика С.Ф. Платонова и др.), взялась за краеведов.
Так называемое «Дело краеведов», по которому обвинялись 92 человека, завершилось в июне 1931 года. Пятерых краеведов приговорили к расстрелу. Остальных отправили в лагеря или в ссылки на срок от пяти до десяти лет. Г.И. Ильич получил 5 лет. Срок он отбывал на строительстве Беломорканала. Относился к работе добросовестно и даже получил две награды: почётную грамоту и знак «Ударник Мосводстроя» [1, 53]. После освобождения жил в посёлке Крас-ная Глинка (Ныне в черте города Самара). Несмотря на возраст, поступил учиться в Куйбышевский педуниверситет на географический факультет. Но на-чалась война, и учёбу пришлось ограничить первым курсом.

В Курск Георгий Ильич вернулся в конце войны и скончался от тяжёлой болезни летом 1945 года. Его могила со скромным памятником находится на Никитском кладбище неподалёку от храма. Но настоящим памятником педагогу и историку Г.И. Булгакову было бы переиздание его трудов.

Священник Владимир Русин,
председатель Историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно- (церковно-) служителях Курской епархии.

Доклад прочитан на научно-практической конференции "Дамиановские чтения" в 2019 году.

Список литературы

1. Бугров Ю.А. Булгаков Георгий Ильич // Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск : ГУИПП «Курск», 1997. 496 с.
2. Булгаков Г.И. Господи! Благослови! // Воскресение. 1918. №1.
3. Булгаков Г.И. Два этюда. Встреча чудотворной иконы Знамения Божией Матери. // Курские епархиальные ведомости. 1916.  №35-36. Часть неоф. С. 416-417.
4. Булгаков Г.И. Западно-русские православные церковные соборы как ор-ганы церковного управления. Опыт историко-канонического исследования. Курск : Епархиальная типография, 2017. 324 с.
5. Булгаков Г.И. Краеведение и борьба за урожай // Известия Курского об-щества краеведения. 1929. №1-2. С. 3-9.
6. Булгаков Г.И. Нравственно-практические воззрения покойного Высоко-преосвященнейшего Митрополита Макария Булгакова по его проповедям // Курские епархиальные ведомости. 1916. №37-38. Часть неоф. С. 433-439.
7. Булгаков Г.И. Русская Гомилетическая Хрестоматия. (Русские проповеди, конспекты, темы: материал для практических занятий при изучении видов построения пастырской проповеди). Курск : Епархиальная типография, 1915. 296 с.
8. Булгаков Г.И. Теория православно-христианской пастырской проповеди. (Этика гомилии). Очерк систематического курса. Курск : Епархиальная типография, 1916. 168 с.
9. Бурега В.В., Симеон (Томачинский), архимандрит. Гомилетика: учебник бакалавра теологии. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2018. 452 с.
10. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 1-6, 12, 14, 19. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2012-2017.
11. Извещение // Благовест. 1918. №1. С. 16.
12. Историки Курского края. Библиографический словарь / сост., отв. ред. Щавелев С.П. Курск : Издательство Курского государственного медицинского университета, 2009. 458 с.
13. Постановления первого Курского чрезвычайного Епархиального Собрания // Курский епархиальный вестник. 1918. №23-24. Часть неоф. С. 470-474.
14. Русская Гомилетическая Хрестоматия / сост. Булгаков Г.И. Курск, 1909. 264 с.
15. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Сергиев Посад: МДА, 1999. 326 с.


Рецензии