Вспомнить имя своё ч. 17

Кинжал - оружие горцев

"Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время"
("Белое солнце пустыни" TV)

   Ингуши  уверены в том, что ремесла, которыми они искусно владеют, были посланы человечеству родственниками бога Селы. Например, его дочь Сату, подарила женщинам напёрстки, иглы для шитья, а сам Села дал мужчинам ружья и кинжалы.
  АйК был хорошим сказителем. Тумбулат слушал, не обращая внимание на время.
- О герое  Сеска Солсе говорили, что он из кованой стали. А имя твоё, АйБулат, - нож!  Ингуши звали  тебя  Хазаболат - красивая сталь.
"...так закалялись цепи и, может, сталь:
в майские грозы и северное сиянье,
льды и вулканы, время и расстоянье,
боль и надежда, встреча и расставанье…"
(Дарёна Хейл)
 На Кавказе  нож или кинжал -  традиционное оружие. Более того, оружие-символ. Считалось, что кинжал олицетворяет дух мужчины.
 Горец получал его ещё  ребёнком и носил не снимая. Кинжал - подтверждение того, что ты настоящий мужчина, это оружие чести и гордости, самостоятельности, самодостаточности и уважения, знак принадлежности к воинам. (1)
  О кинжале слагали песни и стихи, его упоминали в пословицах и народных сказаниях.
  Есть легенда про бога смерти - Азырена. Он приходил к умирающему и убивал его. Марийцы поэтому у умирающего ставили чашку с водой, дабы Азырен омыл свой кинжал от крови. (2)
  Однажды Баг, столяр по профессии, захотел перехитрить бога подземного мира. (3)
"Я не знаю, как в гроб ложиться",  -  сказал он богу. Тогда  Азырен  сам лёг в в него. Баг быстро накрыл домовину крышкой и заколотил гроб. Гроб скинул в глубокое озеро. На земле люди стали бессмертными, но болезни не исчезли. Люди терпели  мучения и однажды решились на  поиски Азырена.
   Месяц рассказал и показал людям то место, где находится  бог подземного мира. Гроб достали и освободили пленника.  Азырен в первую очередь убил столяра Бага, потом всех измучившихся от своих болезней больных. Сам же   стал невидимым, чтобы люди не нашли его снова. (4)
  Прослушав  эту легенду, у Тумбулата  возникла мысль:
"Интересно, как мог выглядеть  кинжал Азырена?"
  Ему казалось, что он подумал, но произнёс вопрос вслух.  АйК ответил сразу:
- Вначале у бога мерти был костяеой  кинжал.  А когда люди стали пользоваться железом выкинул костяной и сделал в замен стальной кинжал. Но при этом сохранил форму.
  Без кинжала кавказец чувствовал себя голым и беззащитным, буквально теряющим основу основ под ногами.
 Лермонтов писал:
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза - жемчужина страданья.
И чёрные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный;
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
   Кинжалу приписывали магические, целебные и совершенно невероятные свойства, наделяли его душой.
Обнажённый ради победы над врагом, восстановления справедливости, защиты родины, спасения слабого или кровной мести, кинжал олицетворял свет и могущество народа.
  Неудивительно, что на Кавказе кинжалов было больше, чем любого другого холодного оружия. И они были разные. Так, кинжал с прямым двухлезвийным клинком и прямой рукоятью называется "кама", а кинжал с такой же рукоятью, но искривленным клинком - "бебут".
   Мужчины носили это оружие постоянно, начиная с подросткового возраста. Есть совсем крохотные кинжалы по 13 - 15 см, которые дарили детям.
  Даже  женщины защищали свою честь кинжалом.
"Словно звон рокового удара - для того и дано бытие,
Чтобы выковать тело кинжала или бренное счастье своё!
(Лоик Шерали (5)
   Кавказские кинжалы имели характерные черты. Поверхность прямого двухлезвийного клинка разделялась долами/желобами, число которых с каждой стороны могло доходить до четырех и даже до шести.
Долы облегчали вес клинка, увеличивали его прочность и одновременно служили неким декоративным элементом.
Некоторые мастера украшали их серебряной всечкой, писали на них слова молитв, пожелания владельцу, ставили свою подпись или имя хозяина кинжала.
 Висит кинжал старинный на гвозде,
Сияя, словно луч луны во мраке.
В набегах не бывал со мной нигде,
Его в руке я не сжимал для драки.

На поясе его я не таскал —
Я вырос на земле в другой одежде
И никогда с кинжала не стирал
Кровавых пятен - ни теперь, ни прежде.
Лишь пыль сотру - он снова на стене,
И даже дичи кровь с него не льётся.
Оружие совсем иное мне
Вручила жизнь, что крепнул мир под солнцем.

Но для чего же я кинжал держу,
Его, как дар бесценный, сохраняю?
Зачем тобой, кинжал, я дорожу
И остриё нередко проверяю?

Зачем, когда приходят гости в дом,
Устраиваю вроде бы смотрины?
Неужто с битвой хочешь быть знаком?
Прошу тебя, ответь, кинжал старинный!

С кинжалом разговаривал я так,
Холстиной пыль стирая осторожно.
- Ты потому хранить меня мастак,
Что горец ты! - сказал кинжал тревожно.
(Расул Гамзатов, перевод Ян Таировский)


"Из всех видов разрушительного оружия, которые способен придумать человек, самое ужасное и самое сильное — слово. Кинжалы и копья оставляют следы крови, стрелы видны на расстоянии. Яд можно вовремя обнаружить и избежать смерти.Слово же разрушает незаметно"
(Пауло Коэльо)


(1) Охотники ру. Кинжал - сердце воина
(2) Яндекс Дзен "Кинжал Азырена"-оружие бога из марийской легенды"
(3) имя  Баг означает "смолистое дерево",  "лучина".
(4) Мифология Северного Кавказа
По мифологической системе народов Северного Кавказа с сайта:fanfics.me.
(5) Лоик Шерали (20.05.1941 - 30.06. 2000) - таджикский поэт, иранист, одна из основных фигур таджикско-персидской литературы Таджикистана и Центральной Азии.


Рецензии