Безграмотность молодежи это катастрофа в России

Я прочла приводимый ниже материал с душевной болью и отчаянием. У  меня возникает чувство ужаса от излагаемых в этой работе фактов. «Нез наю”, “генирал” и “через-чюр” — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы.  Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники.
от
 

Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом.  Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева.

 

— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку.  Подтвердили ли они оценки,


д с которыми поступали?

 

— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год.  Обычно с ними не справляются 3—4 человека.  Но результаты этого года оказались чудовищными.

 

Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%.  Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок.  Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости.  Понять многие слова просто невозможно.  Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.

 

— То есть?

 

— Ну что такое, например, по-вашему, рыца?  Рыться.  Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать.  Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения.  Так сказать, элита.  А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются.  Это скорее наскальные знаки, чем письмо.  Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела.  Храню все диктанты как вещдок.  По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

 

— У вас и правда был такой слабый набор?

 

— В том-то и дело, что формально сильный:  средний балл по русскому языку — 83.  То есть, не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов.  И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут:  “Вы получили “супертовар”.  А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов.  Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!”

 

Кстати, в этом году, благодаря ЕГЭ, победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение:  все они учатся на вечернем.  Мало и москвичей.  Впрочем, журфаку еще грех жаловаться.  Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса.  А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать.  Это национальная катастрофа!

 

— В чем ее причина?

 

— В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке.  Однако главная беда — ЕГЭ.

 

По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки.  В итоге они не умеют не только писать, но и читать:  просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик.  Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях.  Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе:  говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.

 

— С этим можно что-то сделать?

 

— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета.  Вырабатываем экстренные меры по ликбезу.  Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать:  компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые.  Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет.  Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.

 

— Многих можете потерять?

 

— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника.  ЕГЭ уничтожил наше образование на корню.  Это бессовестный обман в национальном масштабе.  Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности:  медиков, физиков-ядерщиков.

 

И это еще не самое страшное.  Дети не понимают смысла написанного друг другом.  А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество.  Мы столкнулись с чем-то страшным.  И это не край бездны:  мы уже на дне.  Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям.  С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки.  Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались."

 

Да, уж! Мимо этой информации нельзя пройти, оставшись равнодушным.  Кем они станут, эти нынешние студенты?  Как и чему они будут учить следующие поколения?  Или уже не будут?  Помнится, какой-то дядька говорил, что и четырёх классов вполне достаточно...

 

Предпосылки зрели давно, неграмотность стала привычной, и на фразы, произнесённые дикторами ЦТ, вроде "порядка пятиста человек", уже никто не обращает внимания.  Это норма, увы.  А ведь это было только начало всеобщей (а она уже таковой стала) неграмотности.  Пушкинский русский исчез практически полностью.

 

"Ёшный", "ейный", " евойный", "ихний" - прочно вошли в обиход, и, даже звуча из телевизоров, уже не вызывают улыбку у подавляющего большинства прильнувших к экранам.  Безграмотность стала нормой.  ЕГЭ и "реформа" образования сделали своё чёрное дело.  Неужели это не ясно верхам, ратующим за продолжение образовательной вакханалии?  Почему нельзя отменить глупость?  Не хочется думать, что это делается специально, да результаты говорят о другом.  "Левые" учебники в школах, бессмысленные рабочие тетради, где только и надо, что вставить в слове нужную буковку, и Т9, в виде корректора для самых "продвинутых" учеников...

 

Теперь на помощь ЕГЭ пришла дистанционка.  Видимо, темпы деградации не так быстры.  Народ, куда катимся?!  "Не" и "ни", " ча" и "ща", " тся" и "ться" - давно уже вне всяких правил.  Про "кто то" - вообще молчу.  И всё больше "умников" в комментариях к замечаниям по поводу безграмотности того или иного автора:  "Ну чё вы взъелись?  Ведь смысл понятен!".

 

Понятен.  Пока.

 

Тут один претендент на работу в анкетной графе "Образование" написал - "ВИСЧЕЕ.  ФЕЛФАК".  Мы с коллегами долго смеялись, а потом вдруг одновременно замолчали, и всем захотелось заплакать, как тем девчонкам, написавшим с 15-ю ошибками диктант в виде любовной записки

 
 
 
 
 


Рецензии