Моя сильная красивая птица

Всегда: и в детстве, и в юности, и во взрослой жизни считала маму необыкновенной женщиной, самой красивой на свете. У нее удивительные голубые глаза, она видела людей насквозь. Всю душу. Ничего нельзя было от нее утаить или слукавить.

И походка. Только она умела так ходить. Мягко наступать на землю и легко отталкиваться от нее. Вспомнила случай: сижу в областной библиотеке, в каталоге ищу исторические сведения для ее книги "Акулинка". У мамы в то время уже сильно болели ноги, подниматься по лестнице было очень проблематично. И астма давала о себе знать все чаще и чаще. Особенно на запахи духов или другой резкопахнущей косметики. Поэтому, если что-то надо было в библиотеке найти, Гонец золотые пятки - то есть я - ехала туда. Сижу за столом, сосредоточилась и вдруг слышу: идет кто-то мамиными шагами. Думаю: не может такого быть, но на всякий случай оборачиваюсь. Точно. Мама!

- Как ты здесь, откуда?
- Набралась храбрости и поехала сюда к тебе, - улыбается мама в ответ.
- Да это не храбрость, это - подвиг!

Посмотрели с ней все "богатство", что я нашла. Отсканировали необходимую информацию и поехали домой. В тот раз нам повезло: мама почти не удушилась от запаха духов посетителей библиотеки.

К чему я это все пишу: создать книгу - огромный труд. Особенно, если она историческая. Над книгой "Захарка" мама трудилась 6 лет. По крупицам собирала сведения из архивов и первоисточников. Иногда отчаивалась, заходила в тупик, но потом снова собиралась с силами и продолжала работать.

Она привыкла все доделывать до конца. Упрямая - в хорошем смысле этого слова. И упорная. Всего в этой жизни добивалась сама.

- Никогда не сдавайся, не получилось с первого раза, получится со второго, третьего... - говорила она мне.

Все в доме держалось на ней. Не помню ни одного случая, когда бы она не справилась с той или иной проблемой.

Она всех нас очень любила, беспокоилась, всячески поддерживала и словом, и делом. И как теперь ее не хватает. Отрывок из её стихотворения.

Как больно нам часто бывает!

Нам силы любви не хватает.

А все исчезает. В ноль.

И остается - боль.

Говорят, что боль проходит. Физическая - да. А душевная - нет. С папой эта боль не прошла, а забилась в уголок сердца и там живет уже почти 8 лет. Наверное это лучше, чем пустота.

24 мая. Суматошный день. Какие-то дела, заботы. Привезли машину дров на зиму. Всей семьей складываем поленницу. Периодически кто-нибудь из нас заходит к ней в комнату и спрашивает: все нормально? Мама сидит в кресле, окно открыто, и ветерок легко шевелит тюль. С открытым окном ей легче было дышать. Впереди была третья ночь практически без сна. На сумасшедших дозах преднизалона, эуфиллина и других лекарств. Засыпала под утро, сидя в кресле в подушках.

- Мама, ты за компьютер пойдешь? Мне надо твой черновик книги "Детский дом" посмотреть. Ты обещала показать отрывок, который у меня при верстке выпал.

- Конечно, пойдем. Помоги мне подняться. Дрова уже сложили? - волнуется мама.

- А то. Мы, как муравьи, - смеюсь я. - Все растащили.       

Идем к столу, ищем потерянный мною отрывок в черновике рукописи. Находим. Я радуюсь. 

- Слава Богу, завтра вставлю в книгу этот кусочек. И будет почти все готово. Можно в типографию сдавать. Мама, еще обложку книги посмотри. Я её доделала.   

Мама включает модем, но интернет не хочет подключаться. Категорически. Мне опять надо спешить по домашним делам: кормить многочисленных собак и кошек...

Мама заметно устала и сказала: "Давай с утра завтра посмотрим, когда интернет заработает".

Наутро 25 мая 2021 года ее не стало. Для нее прозвенел "Последний звонок"... В три часа утра то ли ночи слышу, как она кашляет и хрипит. Иду к ней, она меня не видит и собирается позвать.

- Я здесь, мама. Совсем невмоготу? Давай преднизолон и все остальное по схеме. Гладишь и полегчает.   

Пьет все таблетки, дышит астмасолом, ждем минут 10-15. Лучше не становится.

- Давай вызовем скорую помощь, - просит мама.

- Давай. Может укол сделают, и ты подышишь...

Ищу в своем телефоне шестизначный номер скорой в Чигирях. Не могу найти. Есть телефон, записанный в блокноте. От страха тоже не могу найти. Начинаю паниковать, вспоминаю, что в комнате на полке есть листок бумаги с заветным телефоном. Бегу туда, сметаю все с полки на стол. Нахожу листок. Звоню...

- Мама, скорая сейчас приедет. Они с другого вызова едут, совсем рядом. Минут 5-10, и будут здесь. Потерпи маленько.

Время ползет очень медленно. Мама сидит на краю дивана, тяжело облокачиваясь на спинку стула. Лицо белое, как мел. Слышу через открытое окно звук подъезжающего автомобиля.

- Приехали!!! - кричу маме, мчюсь на улицу, чтобы встретить доктора.

Во дворе, в вольерах, у нас собаки. Их вида многие, кто приходят к нам, опасаются. Поэтому всегда всех встречаем у калитки и провожаем до дома, чтобы не боялись.   

Идем к дому, я слышу непрекращающийся мамин кашель и вдруг тишина...

Часы-предатели показывают 3:41. Хрупкая девушка-доктор начинает отважно бороться за мамину жизнь. Я бужу мужа и звоню брату. Нужна мужская сила, чтобы переложить маму на пол...

Мама лежит на полу, раскинув в стороны руки, как крылья. Работает аппарат ЭКГ, снимается кардиограмма. Сильное сердце не хочет сдаваться. Искусственно вентилируют легкие, воздух выходит с какими-то бульками. И до меня начинает доходить, что это - все. Конец. Аппарат пищит и выдает прямую линию...

Моя сильная красивая "птица" покинула этот мир. Брат выводит меня из ее комнаты. Сам говорит с доктором. У меня в ушах звенит, я ничего не понимаю.

Мне бы птицей сегодня стать.

Сильной птицей.

С огромным размахом крыла,

Чтобы каждого от беды

Защитить я всегда смогла!
(этот отрывок из ее стихотворения помогает мне жить)

В день похорон мамина старшая сестра читает ее стихи-молитву.
Господи, дай мне терпения

Зиму эту лютую стойко пережить!

До тепла весеннего

Как-нибудь дожить!


Господи, дай мне терпения

Пережить весну!

Я в садов цветение

Может, не усну!


Господи, дай мне терпения

Пережить жару.

В этот зной свирепый

Я ведь не умру?


Господи, дай мне терпения

Осень пережить!

И до снега первого

Как-нибудь дожить!

Уснула вечным сном "в садов цветение". Ничто и никто не смог ее спасти.
Часто говорила мне, чтобы я не плакала сильно и не горевала за ней. Всем и себе тоже говорить: "Отмучилась!"

Странное желание

Родилось во мне.

Я устала видеть

Мир живой в окне.

Костыли отброшу.

Поднимусь легко.

И дойду до леса.

Он - недалеко.

И найду поляну

С шелковой травой.

И на ней прилягу.

Пусть над головой

Веточка сосновая

Пахнет, чуть дрожит.

Тучка в небе светлом

По делам бежит.

Белочке орешки

Не забуду взять.

Накормлю, как прежде,

Будет признавать.

И из рук кормиться

Будет без опаски.

Подарю я миру

Хоть немного ласки.

Дорожите, люди,

Всем, что вам дано!

Грустно видеть мир наш

Только сквозь окно.

Я давно смирилась.

Знать, судьба такая.

Слышу, вижу, мыслю.

И ещё - живая!

Вдруг, калитка стукнет?

Кто-нибудь войдет?

И немного времени

Для меня найдет?

Лучше всех подарков

Прозвучат слова:

- Как ты поживаешь?

Как твои дела?
    
Когда перебирала мамины архивы, нашла листок с записями. Непослушной правой рукой после инсульта она написала: "Я вас всех очень сильно люблю". 
   
Венки похожи на букеты,

Которые несли живым.

Да задержались

Как-то,

Где-то.

Ну, почему мы не спешим?


Рецензии
Здравствуйте, Марина!
Я предполагал, о чем этот текст, поэтому не решался зайти и прочитать.
Теперь прошло время, что-то притупилось, и вот я читаю. Все вроде бы спокойно, но подступил комок к горлу... Она ведь моложе меня была.
Хорошо, что скорая приехала, хорошо, что все случилось при ней. А если бы не успела - как тяжело было бы у Вас на душе!
Время не лечит, оно притупляет чувства. Любая рана затягивается и заживает, если нет инфекции. А ее у Вас нет.
Будьте продолжением!
Василий.

Василий Храмцов   13.11.2021 08:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий. Сейчас зашла на мамину страничку, к ней в гости. Посмотрела, что читают. Перечитала рассказ "Грустная история". Поплакала. Девочкам иногда можно себе такое позволить. 25 ноября будет полгода, как она от нас улетела. Думала сегодня, что изменилось за это время? Поменялся мой утренний режим: некого переодевать, кормить, колоть уколы, давать таблетки, перестилать постель, садить на стул, включать компьютер, слушать, как прошла ночь, что приснилось, гладить руки, сопереживать, смотреть в глаза. Ничего этого нет и никогда не будет. Я сама ее отпустила... Тяжело ей было в последнее время.
Снится мне мама красивая, молодая, сияющая. Голос ее для меня музыка. У нее там все хорошо, ничего не болит. Она свободна.
Снилась вместе с папой. Дом большой, на кухне, возле печки папа, мама что-то вкусное готовит рядом на плите. Говорят мне: у нас все хорошо, не надо плакать. Улыбаются светло. Мама говорит, смотри, что можно приготовить вкусное с фаршем. У тебя в холодильнике давно фарш лежит. Ты про него забыла.
Поснулась, вспомнила сон, пошла на кухню, открыла холодильник, морозильную камеру, нашла и вытащила фарш на разморозку. Приготовить, что мама готовила во сне...
Хорошо, что есть сны. В них можно побыть рядом с родными. И как-то легче становится на душе.
Не болейте, здоровья Вам и сил. Спасибо, что пишите мне, не забываете о моей маме. Это лучшее лекарство для меня.


Марина-Маша Кулакова   15.11.2021 03:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.