Описание лезгин в сочинении Евгения Козубского

Описание лезгин в сочинении Евгения Козубского (1906)

Евгений Иванович Козубский (1851–1911) — российский историк, педагог, исследователь Южного Дагестана. Секретарь Дагестанского областного статистического комитета. Автор известного сочинения «Исторія города Дербента» (1906).


Евгений Козубский родился в 1851 году в г. Одесса Новороссийско-Бессарабском генерал-губернаторстве в Российской империи, существовавшее в 1822–1874 гг. с центром в г. Одесса (ныне, город и община в Северном Причерноморье на юго-западе Украины). После обучения в Ришельевской гимназии поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, по окончании которого работал вначале здесь же, а позже в Киевском университете под руководством профессора Иконникова. Однако какие-то обстоятельства, о которых нам уже не узнать, «оторвали» его, кандидата исторических наук Новороссийского университета, от научных занятий и «забросили» на самую окраину России. В одном из своих рапортов губернатору Дагестанской области он писал, что был «вызван на службу в Закавказский край». С 7 января 1878 г. до лета 1881 г. он преподавал историю в Тифлисской прогимназии, откуда был переведён в Дагестанскую область и с 1-го августа начал свою службу в Темир-Хан-Шуринском реальном училище учителем истории и географии. В г. Темир-Хан-Шура —столице Дагестанской области —Евгений Козубский прожил более 30 лет (он скончался от паралича сердца 29-го сентября 1911 году). Его основная служебная деятельность здесь проходила в двух учреждениях — в Темир-Хан-Шуринском реальном училище и в Дагестанском областном статистическом комитете.


Евгений Козубский проработал в Темир-Хан-Шуринском реальном училище с 1881 по 1902 год. Одновременно служил и в женской прогимназии, где преподавал те же предметы, был членом и секретарем педагогического совета, входил в комиссию, готовившую для Кавказского учебного округа материал по вопросу об улучшении преподавания русского языка и литературы. В течение 20 лет он был классным наставником во II–VI классах и придавал этой работе большое значение, считая, что классные наставники определяют «надлежащее направление внешкольной жизни учащихся». Среди внеклассных мероприятий, имевших большое образовательно-воспитательное значение, выделялись традиционно проводимые торжественные акты училища, посвященные знаменательным историческим событиям и датам. Е. Козубский принимал в них активное участие. Так, в разные годы он подготовил и выступил с «торжественными словами» по такой тематике: «Исторический обзор коронации русских государей», «Историческое и общественное значение деятельности И.С. Тургенева» (1883 г.), «О значении деятельности святых Кирилла и Мефодия для славянского мира» (1885 г.), «Об истории как науке» (1888 г.), «Отчет о десятилетней деятельности училища» (1890 г.), «Очерк жизни святого Сергия Радонежского и его значение в истории России» (1892 г.), «П.К. Услар и его деятельность в Дагестане» (1895 г.), «О значении царствования Екатерины II для Кавказа» (1896 г.), «Сто лет со дня вступления русских войск в Тифлис» (1899 г.)


Евгений Козубский не только сам служил в учреждениях системы образования, он заинтересованно и со знанием дела исследовал процесс формирования русских школ в Дагестанской области, обосновывал его цели и задачи. Собранный им материал был обобщен и опубликован в виде большого очерка, в котором он в хронологической последовательности воспроизвел картину возникновения и развития в Дагестанской области государственных школ разных типов (уездные училища, прогимназии, реальные училища, гимназии), показал, как через открытие доступа горским народам в средние и высшие учебные заведения Ставрополя, Баку, Тифлиса, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, Дагестанская область включалась в российское образовательное пространство.


6 марта 1903 году на заседании дербентского общественного управления перед секретарём Дагестанского областного статистического комитета Е.И. Козубским была поставлена задача о написании книги по истории г. Дербент, обсуждено содержание будущей книги и обговорена сумма, необходимая на её издание. Протоколом этого заседания, утверждённого 16 августа 1903 года на собрании уполномоченных дербентского городского управления, решено было на празднование 100-летия присоединения Дербента к России ассигновать 3 тысячи рублей и 4 тысячи рублей на издание книги, освещающей историю города Дербент. Книга, посвящённая столетию присоединения Дербента к России «История города Дербента» («Исторія города Дербента») была издана в срок в г. Темир-хан-Шура (ныне г. Буйнакск, Дагестан) в 1906 году. Его издание стало настольной книгой всех специалистов, занимающихся историей и культурой г. Дербент и Южного Дагестана в целом. Работая над составлением книги «История города Дербента», Козубский Е.И. с 1903 по 1906 годы жил в г. Дербент по ул. Коммунарова д. №3 (ныне ул. Курбанова). Е.И. Козубским также были написаны статьи «По поводу биографии А.К. Казем-бека» (Русский архив, Москва, 1894 г.), «Дагестанские воспоминания объ А.П. Ермолове» (Русский архив, Москва, 1900 г.), «Дагестанский конный полк» (очерк даг. старины, Москва, 1909 год. Русский архив, издававшийся П. Баргеньевым).


Первые упоминания предков лезгин в своём сочинении Е.И. Козубский нам даёт в контексте противостояния древних царей Грузии с Арменией. Известно, что союзнические, тесные отношения картвелов (грузин) и аланосов (осетин) продолжали развиваться на протяжении длительного времени. С помощью осетин картлийские цари Азорк и Армазели вернули утерянные ими территории. Именно в союзе с осетинами грузины отстаивали свою независимость от персидских и византийских завоевателей, а с VII в. и от арабов. Сближению этих народов способствовало укрепление христианства в Грузии и Осетии.


«Въ І в. по Р. X. впервые появляется въ исторіи имя аланъ, которые занимали вс; степи на с;веръ отъ Кавказскаго хребта и почти вс; главныя горныя ущелья до Южнаго Дагестана. По разсказу Іосифа Флавія, они въ 72 г. по Р. X. вторглись въ Арменію и Мидію чрезъ Каспійскій проходъ. По грузинской л;тописи, цари Грузіи, Азоркъ и Армазель (87–103 г. по Р. X.), воюя съ царемъ Арменіи, призвали аланъ и лековъ, которые прошли чрезъ Каспійскія ворота, но были разбиты. В;роятно, объ этомъ же поход; говоритъ Моисей Хоренскій, разсказывая, что при армянскомъ цар; Арташес; аланы, соединившись съ горцами, огромными толпами распространились по Арменіи».


Имя 2-го царя 16-го царствования Парсмана Аваза исследователями отождествляется с Парнавазом, спаспетом Парсмана Квели, хотя этот Парнаваз во главе войска Парсмана Квели воевал против второго царя Мирдата. Г.А. Меликишвили, например, Митридата, царствовавшего до 30-х годов н. э., отождествляет с 10-м по «Картлис цховреба» Адерки; Митридата греческой надписи из окрестностей Мцхеты 75 г. н. э. — с 13-й парой (Азорком и Армазели), а Митридата греческой надписи из Рима 114–115 гг. — с 15-й парой (Амазаспом и Дероком) и т. д.


Касаясь событий X века в контексте политической географии региона Е.И. Козубский упоминает и лакзов предков современных лезгин (лезгинских народов):


«Абу Абдулла Магометъ аль;Джейгани († 956 г.) написалъ «книгу путей и государствъ», дошедшую до насъ въ передач; и сокращеніи Абу Бекра Ахмедъ ибнъ;Магометъ ибнъ Исхакъ аль;Хамаданія или аль;Факиха, автора «Китабъ;уль;Булданъ» (книга о странахъ), написанной въ 902–903 г. и дошедшей до насъ въ сокращеніи н;коего аш;Шейзари: Территорія Арменіи – отъ Бердаа до Бабъ;уль;Абваба. Кубазъ Старшій основалъ Бабъ;уль;Абвабъ и обстроилъ его замками. Называется онъ уль;Абвабъ потому, что расположенъ при выход; изъ горнаго ущелья. Состоитъ онъ изъ 360 замковъ, тянущихся до Бабъ;Аланъ; изъ нихъ 110 замковъ во влад;ніи мусульманъ до земель Табарсеранъ, а остальные нахо; дятся въ земляхъ Филанъ и Сахибъ;ас;Сериръ до Бабъ;Аланъ. Къ I Арменіи принадлежатъ: Байлаканъ, Кабала и Ширванъ. Арменія II: Джурзанъ, Сугдабиль, Бабъ;Фейрузъ;Кубазъ и Лакзы. Кубазъ также основалъ, городъ Байлаканъ и города Бердаа и Кабала; онъ построилъ кирпичную ст;ну, а вдоль ст;ны основалъ 360 городовъ. Они были разрушены посл; постройки Бабъ;уль;Абваба. Посл; него царствовалъ Хосрой Ануширванъ. Этотъ посл;дній основалъ Шабиранъ, Маскатъ и Керкерэ; потомъ онъ построилъ городъ Бабъ;уль;Абвабъ; называется онъ Абвабомъ потому, что выстроенъ надъ дорогами въ горахъ. За городомъ Бабъ царства Сура и Лакзъ, царство Аланъ, царство Филанъ, царство Маскатъ, Сахибъ;ас;Сериръ и городъ Семендеръ. Подать Арменіи 2330985 диргемовъ. … Бабъ;эль;Абвабъ расположенъ на Табарестанскомъ мор;; онъ бол;е великъ, ч;мъ Ардебиль, ибо им;етъ въ длину и ширину около 2 миль; возд;лываніе зерновыхъ хл;бовъ очень распространено, но плоды р;дки, почему ихъ привозятъ изъ сос;днихъ странъ… Между гарнизонами границы было племя, называемое Табарестанами, и въ ихъ сос;дств; Филанъ, потомъ лекзы, страшные силою и числомъ, Лиранъ, Ширванъ и т. д. Каждое изъ этихъ племенъ им;ло для охраны изв;стную м;стность; эти племена состояли изъ многочисленныхъ войскъ п;хоты и конницы, и отличались храбростью». Бабъ;эл;Абвабъ главный портъ этого моря, гд; сходятся народы хазаровъ, Серира, Силана, Джандака, Курджи, Зергерана и т. д., которые приходять съ с;вера. Сюда также приходятъ изъ Джорджаж, Табарестана, Дейлехма и Джебаля».


Далее, касаясь времени постройки дербентских укреплений Е.И. Козубский приводит следующую информацию:


«Постройка ея восходитъ къ царствованію Хозроя Ануширвана. Ворота;воротъ: одно изъ сильн;йшихъ передовыхъ укр;пленій ислама. На гор;, возвышающейся рядомъ, ежегодно собираютъ л;съ, чтобы зажигатъ его въ случа; опасности. По данному сиг; налу жители Адербейджана, Арменіи и Аррана приготовляются къ защит;. Волны моря н;сколько разъ разрушали ст;ны города. Хозрои поняли значеніе этой ц;пи горъ и поручили защиту ихъ лицамъ, выведеннымъ изъ персидскихъ провинцій и безусловно преданнымъ имъ. Чтобы заинтересовать этихъ лицъ въ процв;таніи страны и въ поддержк; власти персіянъ, они отдали имъ вс; земли, которыя они могли обрабатывать. Между колоніями, которыя они водворили въ стран;, можно назвать: табарестиновъ, филановъ, лекзовъ, ширвановъ. Каждому изъ этихъ племенъ было поручено защищать, землю, которую оно занимало».


Евгений Козубский приводит также историю возникновения исторического кладбища «Кырхляр» в г. Дербент, дополняя его любопытными сведениями:


«По сю сторону Дербента мы застали чрезвычайно много надгробныхъ и могильныхъ плитъ; ихъ было н;сколько тысячь штукъ; они были длиною бол;е челов;ческаго роста, закруглены въ род; полуцилиндровъ, и выдолблены, такъ что можно было лежать въ нихъ; на нихъ были выс;чены ,арабскія и сирійскія письмена. Объ этихъ могилахъ жители разсказывали сл;д. исторію. Жилъ будто бы въ древнія времена, однако уже посл; Магомета, въ Индіи царь по имени Кассанъ, по происхожденію изъ націи «Окусъ», живущей за Эльбурсомъ въ Табессерани, гд; теперь много іудеевъ. У него была ожесточенная борьба съ дагестанскими татарами, которыхъ они зовутъ лезги, въ этомъ самомъ м;ст;. Онъ поб;дилъ ихъ, убивъ н;сколько тысячъ челов;къ; могилы наибол;е знаменитыхъ изъ убитыхъ онъ вел;лъ выложить могильными плитами такого рода и такой формы. Среди другихъ м;стъ погребенія еще особое, окруженное ст;ною, находилось въ сторону моря. Зд;сь лежали рядомъ сорокъ, подобныхъ огромныхъ надгробныхъ плитъ и были водружены многіе флаги. Персы называютъ это м;сто погребенія – джилтенанъ, а турки и татары – керхлеръ. Зд;сь, какъ говорятъ, погребены 40 князей, святыхъ мужей, погибшихъ въ той же битв;; персы и татары ежедневно приходятъ сюда молитъся. Прежде зд;сь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это м;сто стережется лишь однимъ старикомъ, живущимъ зд;сь; онъ самъ живетъ милостынею отъ т;хъ, кто приходитъ для пос;щенія могилъ. Царь Кассанъ, умершій позже своею смертью, похороненъ у Тавриза при р. Аджи («горькая вода»). Тамъ и теперь можно вид;ть его гробницу.


…Посл; этого ворота отворили, посольство прошло четвертъ мили за городомъ и расположилось рядомъ съ виноградникомъ, гд; небольшая р;ка образуетъ границу между персидскими и дагестанскими татарами. «Зд;сь мы встр;тили гробницы еше двухъ мусульманскихъ святыхъ: одна изъ нихъ – Пиръ;Мухара – была въ пол;, другая – Имамъ;Курхуда въ гор;. Про Курхуда го; ворятъ, что онъ былъ другомъ Магомета, всегда держался у ногъ его, учился у него и прожилъ посл; его смерти еще 300 л;тъ. Онъ направился, какъ говорятъ, къ царю Кассанцу, игралъ передъ нимъ на лютн; и п;лъ п;сни, въ которыхъ уб;ждалъ царя къ войн; съ лезгинами. Когда онъ предпринялъ обращеніе лезгинъ или дагестанскихъ татаръ, бывшихъ язычниками, и открыто сталъ среди нихъ пропов;довать, они убили его. Его могила представляетъ большую пещеру, выс;ченную въ скалистой гор;. Гробъ его былъ сколоченъ изъ 4 досокъ; далеко назади, въ отверстіи, подни; мавшемся на 2 локтя отъ земли, онъ представлялъ весьма б;дное зр;лище и былъ виденъ для каждаго».


Въ 1669 г. астраханецъ Иванъ Исаевъ былъ посланъ проводить Макарія, патріарха Александрійскаго, до Шемахи; возвратясь, онъ показалъ: когда онъ, Иванъ, явился къ Дербентскому салтану сь листомъ шемахинскаго хана объ отпуск; подводъ, салтанъ его къ себ; пустить не вел;лъ, а листъ хановъ вел;лъ взять челов;ку своему и, выслушавъ листъ, толмачу и солдатамъ подводъ дать не вел;лъ, а съ отказомъ выслалъ челов;ка же, да и корму ему, Ивану, и государевымъ людямъ давать не вел;лъ же, и онъ Иванъ подъ толмача и подъ солдатъ до Тарковъ подводы нанялъ. …И онъ де Иванъ съ государевыми людми въ тотъ пригонъ стоять не пошелъ, и салтановъ де челов;къ вел;лъ его Ивана держати нагостин; двор; за карауломъ одинадцать дней, а самъ де пошелъ на лезгинцовъ и на табаранцовъ войною. А мая въ 10;мъ да въ 16;мъ числ;хъ ;здилъ онъ Иванъ изъ армянскія деревни къ Дербенскому салтану въ полкъ дважды на наемныхъ подводахъ, чтобы онъ ханъ изъ Дербени къ государев; бус; подъ пушки и подъ всякіе пушечные запасы, а изъ арменскіе деревни подъ бусные припасы вел;лъ дать подводы и отпустилъ бы его съ государевыми людьми въ Астарахань безъ зядержанія». Къ посл;днему году XVII в;ка отно; сится донесеніе армянскаго агента Орія пфальцграфу Рейнскому: «Дорога въ Арменію между Чернымъ и Каспійскимъ морями проходитъ чрезъ Дамуръ;капа, т. е. Жел;зныя ворота, которыя между двухъ горъ. Персіяне влад;ютъ ею».


Подведя итоги анализу сочинения отметим, что историк Е.И. Козубский в контексте тех событий которых он описывает в своём сочинении «Исторія города Дербента» весьма точно описывает как самих лезгин, так и их предков, ранее известных под такими этнонимами как «леки», «лакзы» и «лекзы». Кроме того, Е.И. Козубский, помимо лезгин описывает также и их соседей: «табарестиновъ, филановъ, ширвановъ».



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Евгений Иванович Козубский.


Литература

1. Дзугаев К. Республика Южная Осетия: история и современность. С. 71. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XUCx8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.09.2021). — Яз. рус.

2. Егорова В.П. Доклад на научной конференции, посвященной 100-летию выхода в свет книги Е.К. Козубского «История города Дербента», Дербент, 2006 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XUC8n, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.09.2021). — Яз. рус.

3. Исторія города Дербента. Составилъ Е.И. Козубскiй, д;йствительный члень;секретарь Дагестанскаго статистическаго комитета. Съ рисунками. Темиръ;Ханъ;Шура. «Русская типографія» В.М. Сорокина. 1906. С. 32; 74; 76; 84; 88–91; 134–135; 144–145.

4. Какабадзе С.С. Некоторые вопросы хронологии древней Картли по грузинским источникам С. 121. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XUCwy, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.09.2021). — Яз. рус.


Рецензии