Помнишь, каким ты был десять лет назад?

«Помнишь, каким ты был десять лет назад?».

Затерялось имя автора!сознайтесь, кто написал такой хороший отзыв о "Хобе"?

 С такого вопроса начинается психологическая повесть Г.Щекиной «Хоба». Этот вопрос легко задать случайному попутчику без имени, но похожему на тебя прежнего. Семнадцатилетний Макс Хоботов уезжает в северную столицу абсолютно обновлённым, пережившим школу «взросления». Он помнит, что для дошколёнка были необходимы «плавники», чтобы барахтаться по реке жизни. Конечно, эту поддержку великолепно осуществляла мама Неда, катая сына на буксире, но ведь нужно приучаться к самостоятельности.  И мальчик растёт: из  мокрых простыней на неудобной кровати, обид сверстников и школьных неудач к настоящим геройским поступкам, когда  «человек один и на него падает весь мир…» (1, 266) Спасая свою 93-летнюю бабушку, он не чувствует себя героем, но понимает, что пришло время самостоятельно быстро и чётко принимать решения. «Знаешь, что я понял? На подвиг никогда никто не идет по желанию, подвиг — это не кино, не боулинг. Если бы в страшный момент пожара рядом оказались взрослые, я не стал бы подрываться, бегать, тревогу бить. А тут не оказалось взрослых. Их просто не было рядом, поэтому взрослым пришлось быть самому. Как той девчонке, у которой мать работала в первую смену. Тебе не на кого будет надеяться, и ты, задыхаясь, будешь заливать горящий холодильник, потому что от этого зависит ещё одна жизнь…» (2, 267). В этот момент мальчик не просто перестаёт быть «тормозом», он начинает  видеть живительную силу иконы. Бабушка передаёт веру, которая не пропадает после её ухода. И ребёнок взрослеет.
Мальчик, действительно открыт ко всем людям, сочувствует и готов прийти на помощь, но нередко от этого вынужден страдать. Например, он с радостью принесёт любой тяжёлый  ящик для  карамельки Лариски, молодой изящной кассирши. И хотя их дружба заканчивается банально- из-за грубых слов жениха девушки, мать  пытается передать сыну ещё одну истину: «Знаешь, бывает, что люди говорят на русском языке, а хуже иностранцев. Обида настолько свет застит, что просто ужас какой-то… Зачем же всё так бросать?» (3, 276).  Образы родителей ещё не раз будут пересекаться с важнейшими событиями в жизни сына. Так легко и непринужденно, не без иронии,  автор поведает читателю о вечной теме «отцов и детей».  В квартире Хоботовых  ещё в детстве  появится кошка Зима, которая станет предметом ссор и непонимания. «Кошки и собаки в доме — это то, из-за чего дети и взрослые живут как кошки с собаками» (4, 242). А потом будет санаторий в самый Новый год, когда так хочется остаться дома, новая английская школа и институт за деньги. Нельзя не сказать, об автобиографичности родительских персонажей. Помните, отец работает в институте, а мама в библиотеке. Рогнеда постоянно пишет и ведёт  взрослые кружки, на которых немало людей побывало.  И,конечно, и тот город, английская школа явно вписывается в реальное временное пространство. Но вот ссылка на популярность сериала «Секретные материалы» и фильма «БРАТ» изрядно запутывает читателя, неправильно склеивая отрезки времени, так как через 10 лет после этого не было мобильных телефонов или Максу должно быть не 17, а 35.  Название повести тоже вызывает много вопросов. С одной стороны автор даёт ответ прямо в произведении, что «Хоба!»- горловый клич дворовых мальчишек, вероятно появившийся  из сокращенного  «Опа!». С другой, как известно, что существует книга «Хоббит», где героями становится маленький народ, высотой  с половину человеческого роста.
К тому же, популярный фильм «Покровские ворота»  передаёт жизнь забавного Хоботова, который тоже явно не был забыт автором.
Повесть построена как поток сознания, в котором есть дневники, записи в социальных сетях и реальные воспоминания. От сложности построения текста: сочетания прошлого и настоящего,  эпистолярного и разговорного, детского и повзрослевшего ощущения жизни, не меняется довольно лаконичное и чёткое повествование, при котором не распадаются образы и сюжет. Тяжёлая правда жизни не обрушивается на читателя как неподъемный груз, так как  есть в повести  ирония, искренняя трогательность и даже любовь, хотя и безответная…  В произведении уместились многие проблемы ребёнка до взросления, а потому великолепные дневники, где автор передаёт не просто мысли, но возможности писательского творчества ребёнка, становятся настоящим подарком читателю.  Используя несложные структурные предложения, Макс  рассказывает  об отношениях в семье, любви к природе и близким. Кажется, что такой дневник мог написать только  реальный мальчишка, но ,возможно, трижды пережив этот возраст со своими детьми,  писательница и имела опыт документального подтверждения детских мыслей. Хотя благодаря художественным достоинствам этого произведения, не остаётся сомнения, что автор имеет изумительный мир воображения и огромный талант.
В конце повести Макс празднует свой день рождения, одновременно подъезжая к северной столице. Реальный мир опять соприкасается с внутренними переживаниями – итогом взросления.  Макс уже не боится посмотреть на себя со стороны,  принимает свою сущность, гармонично вписываясь в современную жизнь.
А нам остаётся очередной раз  хвататься за книги по психологии и педагогике, чтобы понять, как актуальны и злободневны,  проблемы ребёнка в современном обществе.  Зачем…?  Заспорит читатель-взрослый, ведь вот оно пособие на все времена. Вот только  ребёнок-подросток, листая страницы повести «Хоба»,  ещё не раз  задаст себе вопрос: «А каким я был десять лет назад?».  И пусть ему в этом поможет эта книга, потому, что только осознавая себя,он сможет стать настоящей личностью.


Рецензии