Летите, голуби!

ЛЕТИТЕ, ГОЛУБИ!

Старожилы московского неба

Голубь - одна из самых привычных городских птиц. Десятки сизарей мы видим ежедневно во дворах, у магазинов, в парках, по дороге на работу. Они суетно поклевывают крошки на улицах и пьют из луж прямо у нас под ногами, как, давно уже исчезнувшие неприметные городские дворняги.

Как страшно и беспощадно быстро летит Время! Несется, оставляя позади только память о некоем добром, чистом, светлом… И, к сожалению, зачастую, ничего не открывая и не давая взамен нового. Вот, казалось бы, еще совсем недавно у нас были замечательные голубятни. Тысячи – только в Москве, едва ли не на каждой крыше. Голубей разводили на балконах, на специальных пристройках, а то и просто в квартире. Ими любовались, их берегли, наслаждались их полетами и нежным воркованием. Полет голубиной стаи - удивительное зрелище. А какие названия у этих птиц! Вот тучерезы вертикально взлетают на большую высоту и отвесно падают на голубятню… Звонко хлопают крыльями бакинцы, знатоки говорили, что они в хлопке могут сбить крылья в кровь. Вот турманы, спускаясь из-за облаков, кувыркаются в воздухе через голову или крыло…
Тогда же прямо по мостовым, по Воздвиженке, по Гоголевскому бульвару важно бродили белые, дутые, с хохолками или шпорами птицы. Ни одно официальное мероприятие не проходило без участия белоснежных чаек (тоже голубиная порода) или бакинцев: Вспоминают Фестиваль молодежи и студентов в 1957… Сам я еще помню и 1985 года… Олимпийские игры в 1980 году, Дни Победы…
Есть голубятня и в нашем дворе… Она и сейчас похожа на десятки голубятен из моего детства в окрестностях Коломенского. Сейчас их осталось еще три. Когда-то, очень давно, хозяин одной из них, дядя Миша, рассказывая мне о разных породах голубей, их особенностях и характерах, называл себя непонятным словом «каржатник». Так звались тогда настоящие фанаты, готовые отдать за голубя последний рубль, снять последнюю рубаху. А его птицы садились мне на голову, плечи и охотно брали зерно с ладони.
Какое-то время жила пара краснопегих и у нас дома, прямо на гардеробе. Отец принес. Совсем ручные. Потом были хохлатые, еще какие-то, уже не вспомнить. Но птицам нужен простор, а первый этаж без балкона для них - как плен. Отдали в хорошие руки. Поэтому чилики, павлины, бакинцы, турманы - слова, знакомые мне едва ли не с пеленок.

Эта же голубятня - особенная. Скрытый от шумных улиц питомник – настоящее украшение двора. Дядя Миша рассказывал мне и как он говорил, «об отдельной песне» - спортивных (почтовых голубях). - У них своя, богатая многовековая история.
И в самом деле, почтовые голуби стали служить человеку еще в Древнем Египте, более 6 тысяч лет назад. Голубиной почтой пользовались и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в средневековой Европе. Увлечение голубями было распространено и на Руси. Они упоминаются еще в «Повести временных лет» в записи от 945 года. Увлекался голубями и Иван Грозный, который не брезговал спускаться к холопам в конюшни, подробно расспрашивая их о состоянии птиц.
Большой вклад в развитие голубеводства внес граф Алексей Орлов, который расплачивался за «почтарей» лучшими рысаками. В 1854 году князь Николай Голицын организовал первую почтово-голубиную связь. В 1875 году начали работать крупные почтовые голубиные станции в Москве, Петербурге, Красном Селе. В 1890 году создано первое российское общество голубиного спорта. К концу XIX века разведение почтовых голубей в России уже носило массовый характер.
После 1917 года увлечение голубями некоторое время считалось дворянской прихотью. Но уже к середине 1920-х годов традиции голубиного спорта стали возрождаться. В 1925 году создан единый центр голубиного спорта при центральном совете Осоавиахима СССР, в 1929 году утверждены единые «Правила соревнований».
Во время войны на оккупированных территориях немцы в массовом порядке уничтожали почтовых голубей, любая попытка местных жителей укрыть пернатых считалась связью с партизанами и каралась смертью. «Почтари» же в годы войны послужили на славу. Считается, что ими было доставлено более 30 тысяч ценнейших военных донесений.
Во многих странах в знак особого почтения эти удивительные птицы увековечены в бронзе и камне. Так, например, в Бельгии установлен памятник голубю-«солдату». В Швейцарии - крылатому связисту, сообщившему спасателям о людях, плененных снежным обвалом. В Англии есть памятник голубке, в 1942 году сумевшей добраться в жестокий шторм с борта затонувшей подводной лодки на базу и передать координаты катастрофы. Людей спасли.
Еще одно воспоминание подарил мне несколько лет назад В.Прохоркин из Калуги. -  вспомнил  свое калужского довоенное босоногое детство. Тогда в небе можно было увидеть не одну стаю голубей, а в каждом квартале города - голубятню. Голубятников в городе было, наверное, не меньше сотни. А на рынке имелось специальное место, где они тусовались. (Прямо как некогда наш, Москвский в Калитниках)… Там шли купля, продажа, обмен голубями. Считалось шиком, если проданный голубь не только сам вернется к старому хозяину , но приведет с собой еще и несколько чужих голубей. Их, конечно, вернут хозяину, но не даром. Таких, верных своему хозяину, голубей очень ценили. Были очень дорогие породы голубей, особенно ценились турманы, кувыркавшиеся в воздухе через крыло или голову.
Когда в Калугу пришли немцы, они издали грозный приказ, сдать голубей под страхом смерти в комендатуру. Немцы боялись, что голуби будут использованы для голубиной почты.

Почему такое стремительное развитие получило голубеводство к нас в послевоенные годы? –  Всё просто! - Люди соскучились по миру, по чистому небу, потянулись к природе. А в городе какая природа – крыша и голуби! Они были в то время самыми доступными.

А ведь жизнь рядом, вместе с братьями нашими меньшими, будь то собаки, кошки, птицы или вот забавный зеленый игуан, как у меня сейчас, - это совсем иная жизнь!
Если человек прожил с животным его жизнь, выкормил, вырастил, выстрадал вместе с ним его болезни и принял его смерть – такой человек никогда никому не причинит зла. Внутри что-то перерождается, когда берешь на себя маленькую, но важную миссию – заботу о другом живом существе…
Так и с голубями. – Представьте, голубь, поклевав 30-40 г зерна, готов преодолеть расстояние в 1400 км - за один световой день! – рассказывал Дядя Миша. - Утром стартует в Минводах, а вечером садится на мою голубятню. Без посадки! И никто не знает, что происходит с ним по дороге. Там могут быть штормовые ветра и грозовые дожди… А есть еще хищники, самолеты, высоковольтные провода… И какое к нему появляется уважение - слов нет!
И как птица безошибочно находит дорогу! Ведь в каждом городе есть похожие дома, сотни тысяч голубятен, и даже в Москве голубь безошибочно определяет дом, этаж, окно… А ведь у каждого из них еще и свой характер, своя «изюминка». Как у людей, и даже больше. Недаром, к примеру, о верности голубиных пар складывают легенды. Впрочем, как и об их хозяевах.
- Тот, кто любит голубей, будет умирать, но не променяет их на кусок хлеба, – искренне говорил Дядя Миша. 
Кстати, так не раз было в блокадном Ленинграде, где голубей спасали буквально ценой собственных жизней.
У супружеской пары в начале войны погиб на фронте сын, который разводил голубей. В память о нем родители решили сберечь его птиц. В самые голодные месяцы они делили с голубями свой скудный хлебный паек, оберегали их от воров. Как-то 14-летний Виталик Стрельцов шел по городу и увидел в небе над Ленинградом голубя с голубкой - все, что осталось от стаи. Он разыскал стариков и до самого снятия блокады помогал им подкармливать голубиную пару. Своих-то птиц он уже потерял. После, когда с продуктами стало легче, голуби вывели птенцов, и их подарили мальчику. Его голубятня стоит в Питере и сегодня.

Сегодня в век электронных гаджетов смартфонов, завлекающих «стрелялок» в «компах» в каждом доме, у каждого ребенка, трудно представить, как можно, например, возродить и популяризировать хотя бы вы вот тот же голубиный спорт!.. И приобщить к нему детей и подростков. А ведь это - не только дальнейшее развитие, преемственность и традиции, это еще и решение множества социальных проблем, связанных с детьми, их переходным возрастом и досугом. Разведение голубей – занятие доступное. Были когда-то школьные «живые уголки», клубы во дворах – вот где простор для мальчишек и птиц. И главное, все это в черте города, округа, района. Рядом с взрослыми, под их вниманием и контролем… Всё это было и оказалось потерянным и утраченным. Хотя энтузиасты и сегодня не теряют надежды вернуть наших детей с Добру ,к Природе!
Нельзя не признать, как это очищает человека, делает его благороднее, - А, кроме того, общение с птицами, как и с любыми животными, снимает стресс, которого сегодня хватает и у учебе, и на работе, и в повседневной жизни. Взвинченный, накрученный, наэлектризованный человек, общаясь с животными или вот, с голубями, успокаивается.
Невольно приходят на память сцены из фильма «Любовь и голуби», где именно птицы внесли мир и покой в, казалось бы, распавшуюся уже семью. Вообще, голуби всегда пользовались особым вниманием нашего кинематографа. Мне ли, как «Вгиковцу» это не знать! Когда-то настоящим лидером проката стала в 1961 году лента Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», песня, ставшая лейтмотивом ленты (помните? - «Вот и стали мы на год взрослей…») из этого фильма стала символом целого поколения. С ней уходили в армию, уезжали со стройотрядами на целину. И каждый провожал в «последний полет» своих голубей, распевая: «Пусть летят они, летят! И нигде не встречают преград!»… Да и сейчас можно услышать ее даже на современных радиостанциях.
Увлечение голубями всегда было особенно распространено в творческой среде. Одну из лучших голубятен в Москве держал когда-то молодой Георгий Вицин. Голубями в разные годы увлекались Михаил Жаров, Сергей Образцов (с пяти лет и до самой смерти в 92 года), Лев Дуров, Людмила Зыкина(!!!)…
Но самая удивительная история, связанная с московскими голубями, передается из уст в уста актерами Малого театра. Еще с послевоенной юности голуби навсегда стали страстью народного артиста Виктора Павлова. «Я с птицами раскрепощаюсь», - не раз повторял он. В финале спектакля «Мой любимый клоун» в зал пускали две пары голубей. В 1984 году Павлов добился разрешения разводить птиц прямо под крышей театра и проводил с ними каждую свободную минутку. «Мне кажется, что это души умерших актеров. Вот эта голубка - Раневская, а этот любвеобильный голубь - Царев, самый веселый – Ильинский…» - говорил он друзьям. Когда Виктор Павлович тяжело заболел, голуби улетели. Он просил коллег присмотреть за ними, но птицы не смогли брать пищу из чужих рук. Где-то над Малым театром летает сегодня и его душа!..
Большими любителями голубей были Л.Брежнев и Первый секр КП Украины Щербицкий…
И не секрет, как это не пытаются сегодня забыть и «замылить», что гонял когда-то голубей над Павелецкими переулками и Мэр Москвы Юрий Лужков. Этому эпизоду своей биографии Юрий Михайлович посвятил немало добрых слов в книге «Мы – дети твои, Москва!»… Одна, с автографом Ю.М. подаренная в годы совместной работы и частых добрых незабываемых встреч, хранится у меня под стеклом в шкафу на самом почетном месте!..
После написания этих строк, ноги сами понесли меня на улицу, пройтись по дворам моего детства. К стареньким, покосившимся (а где-то и восстановленным с любовью) голубятням на юге Москвы. Как они там? Оказывается, нормально, стоят. И на одной из них вижу подростка лет 16. Внук хозяина. Наследник. Значит, живы и традиции, и преемственность. И вот раздается пронзительный молодецкий свист - и два десятка птиц взвиваются утреннее московское небо! Какая красота!..
Летите, голуби! Расскажите всему миру о самом спокойном и чистом небе, о самом красивом городе и о самых добрых и светлых людях, которые в нем живут!..


"Круг жизни", № 3, 2007 г., при поддержки КСС и правительства г.Москвы, и лично Ю.М. Лужкова и Л.И. Швецовой.2007 г.


Ред. 14 сентября 2021


Рецензии