Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -5

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто
захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". (Мф.5:38-44)

************************************

" Но кто УДАРИТ тебя в правую щеку твою..."

УДАРИТЬ(Ожегов) 1. кого-то по чему или во что. /Ударить прикладом. Током ударило
(перен.). Ударить кулаком по столу. Ударить в лицо или по лицу. Ударить по рукам (также перен.; заключить сделку; прост.)
2. что и во что. Ударами обозначить что-н., известить о чем-н., а также вообще раздаться (о резком звуке)./ Ударить в барабан. Ударить в колокол. Часы ударили полночь. Ударил гром.
3. На кого-что или по кому-чему. Напасть, обрушиться ударом (в 3 знач.)/ Ударить
на врага. Ударить на переправе. 4. перен. по кому-чему. Пресечь (что-н.
отрицательное, чьи-н. отрицательные действия. /Ударить по разгильдяям.
5. во что. Сильным движением сразу начать делать что-н. /Ударить в смычки
(начать играть). Ударить в штыки (вступить в штыковой бой).
6. (1 и 2л. не употр.) /Ударили морозы, заморозки.
7. (1 и 2л. не употр.) во что. Подействовать на кого-что-н. резко, сразу. /Вино
ударило в голову.//несов. ударять.

ПОЩЁЧИНА (Даль В.И.) - удар по щеке ладонью, оплеуха, заушина. Дать кому
пощечину заехать кого Харьковской губернии Рожественского уезда, в город Рыльск,
шуточн.

ТРЕУХ(Даль В.И.) - 1. Тёплая шапка с тремя опускными лопастями, на бока и на затылок, с ушами и задником; (...) //Надел треух (казачий), так не будь вислоух
2. Заушина, оплеуха, пощёчина.

ТРЕУШИТЬ кого - бить по ушам, по щекам.

ПОДЗАТЫЛЬНИК (Ожегов) - (разг.). Удар, шлепок по затылку.
/ Дать подзатыльник кому-н.

ЗАТРЕЩИНА (Ожегов)- (прост.) Пощёчина, оплеуха./Дать, получить затрещину.
ЗАТРЕЩАТЬ - начать трещать.

ЗАУШИНА (М.Фасмер) - происходит от слов заушать, заушить - бить.
ЗАУШАТЕЛЬСТВО (Ожегов)- (прост.) Оскорбительная, грубая критика с целью унизить, опозорить кого-н.//прил. ЗАУШАТЕЛЬСКИЙ.

ОПЛЕУХА(Ожегов)- (прост.) То же, что пощёчина.
ОПЛЕВАТЬ(Ожегов) кого что. 1. Покрыть плевками, заплевать (разг.)
2. перен. Незаслуженно опозорить, оскорбить (прост.) /Оплевать честного человека.
Ходит оплеванный или как оплеванный.//Несов. оплевывать.

Получивший оплеуху как бы оплеван. То есть осуждён мгновенно, нравственно унижен -
кем-то выплеснувшим свой гнев наружу в желании кому-то сделать больно, причём
больно не только физически, но и душевно, чтобы донести своё осуждение немедленно
до кого-то провинившегося в глазах вершителя своего незамедлительного суда.
Отвесить оплеуху - значит осудить кого-то тут же, не раздумывая, дав волю своему
гневу.

Ещё Мишель Монтень, французский эссеист (1533-1592), в своё время высказывался,
что, конечно же, "чрезмерно важно всегда проявлять выдержку, в особенности для
людей, занимающих высокое положение и находящихся у всех на виду", но "главное
всё же в том, чтобы ощущать её в себе, в глубине души", и потому "плохо поступает
тот, кто тайком непрерывно гложет себя: можно опасаться, что он желает поддержать
эту видимость сдержанности, сохранить эту надетую на себя личину."
"Пытаясь скрыть гнев, его загоняют внутрь (...) Я рекомендую лучше даже некстати влепить ОПЛЕУХУ своему слуге, чем корчить из себя мудреца, поражающего своей выдержкой; я предпочитаю обнаруживать свои страсти, чем скрывать их в ущерб самому себе: проявившись, они рассеиваются и улетучивается, и лучше, чтобы жало их вышло
наружу, чем отравляло нас изнутри."

Таким образом все эти заушины, затрещины, подзатыльники, оплеухи - не что иное как выплески гнева с целью немедленно и открыто осудить кого-то за что-то ошибочное, неправильное - с точки зрения осуждающего: то есть бросить в осуждённого свой камень, чтобы не носить его ни на сердце, ни за пазухой...

ГНЕВ (Ожегов)- чувство сильного возмущения, негодования./ Вспышки гнева. Быть
в гневе. Гнев - плохой советчик (посл.). Сменить гнев на милость (перестать
сердиться, ирон.)
ГНЕВАТЬСЯ на кого-что (устар. и ирон.). Испытывать гнев, сердиться.
ГНЕВИТЬ кого (что) (устар.). Приводить в гнев. *Гневить Бога (устар. и прост.)-
понапрасну быть недовольным, жаловаться на что-н, сетовать. /Нечего Бога гневить.
//сов.прогневить.

КАМЕНЬ(Ожегов). 1. Твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также
кусок, обломок такой породы./ Бросаться камнями. На сердце камень(перен.:
о тяжелом душевном состоянии). Камень с души свалился (перен.: наступило душевное облегчение).
Бросить камнем в кого-н. (также перен.: безоговорочно осуждать, обвинять кого-н; неодобр.). /Кто первый бросит камень в кого-н. (перен.: кто первый решится бросить обвинение кому-н.: от древнего способа казни - закидывания осужденного камнями).
Камень за пазухой держать (перен.: таить злобу против кого-н.;разг.)
Камня на камне не оставить от чего-н. (перен.: разрушить до основания. 2.-3.(...)
   * Камень преткновения (книжн.) - помеха, затруднение. (...)

   "Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб..."

Если рассмотреть более полно Отцовское наставление:

"И сказал Господь Моисею, говоря:
Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на
голову его, и всё общество побьёт его камнями.
И сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой.
И хулитель имени Господня должен умереть, камнями изобьет его всё общество.
Пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за всё, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что
он сделал.
Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле
человека, так и ему должно сделать,
Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё; а кто убьёт человека, того должно
предать смерти.
Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо
Я Господь, Бог ваш.
И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана,
и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею."
(Левит.24:13-23).

Что за дикость нравов - побивание камнями! - можем возмутиться мы. Отчего же
Господь так жесток? А как же проповедуемая любовь?

"И люби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всеми
силами твоими". (Втор.6:4)

То же утверждает и Сын Своего Отца Иисус Христос:
"И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем
разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь.
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; иной большей сих
заповеди нет." (Марк. 12:30-31)

Спрашивается: о какой же любви может идти речь, допуская побивание человека
камнями? Для чего? Зачем?

"Дабы ты боялся Господа Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его"...
(Втор.6:2)

Дабы боялся человек Бога, чтобы возлюбить Его? Но разве это правильно - добиваться любви через страх? Через побивание камнями?

Однако, если вдуматься, то какой любви можно было ожидать от человека-животного,
в душе которого ничего нет, кроме злобы и страха? Который привык преклоняться
только перед силой?
О какой любви может быть речь, если в душе человека-животного никогда не
возникало этого чувства? Там обитал только страх и все животные инстинкты,
накопленные за миллиарды лет эволюционного пути от низших существ до высших,
до эпохи сотворения Адама и Евы.
Значит, в таком случае опираться надо было на то, что имелось, на то, что знакомо,
на то, что привычно...чтобы прийти к соблюдению закона Божьего.

"Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь
ни направо, ни налево.
Ходите по тому пути, по которому повелел нам Господь, Бог ваш, дабы вы были
живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую
получите во владение." (Втор.5:32-33)

Но для того, чтобы обрести любовь К Нему, необходимо было сначала уверовать в
Него, в Его Всесилие, в Его Всемогущество. Да, поначалу через устрашение, через
понятие справедливого суда - обретённого человеком ещё при первобытно-общинном
строе.
Именно из тех времён берёт начало казнь побивания камнями. Самая древняя
документально зафиксированная. Столь страшной и жестокой смертью каралось
богохульство, волхование, идолопоклонство и некоторые другие прегрешения,
в числе которых было прелюбодеяние, то есть супружеская измена.
Не менее популярно являлось побивание камнями в исламе. Такое наказание
содержалось и содержится даже в уголовных кодексах, то есть применяется
в странах, считающих себя вполне просвещенными и современными. В наше время
подобная казнь официально разрешена в шести странах. В первую очередь, это Ирак
и Сомали.

Однако в проповедях Иисуса Христа ни о каком страхе, ни о побивании камнями,
как способе осуждения грешников, речи уже не идёт. Хотя Сын не отвергает и не
опровергает заповеданное Отцом.

"Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я,
но исполнить". (Мф.5:17)

Но эпоха Христа - это уже совсем другое время развития человечества: в первую
очередь духовного.
Как сказано в Ветхом Завете:

"1. Всему своё время, и время всякой вещи под небом.
 2. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать
посаженное.
 3. Время убивать, и время врачевать, время разрушать, и время строить;
 4. Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать.
 5. Время РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ, и время СОБИРАТЬ КАМНИ; время обнимать,
и время уклоняться от объятий;
 6. Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
 7. Время раздирать и время сшивать; время молчать, и время говорить;
 8. Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру."
(Екклез. 3:1-8)


Рецензии