Этюд в психиатрических тонах. Часть 3

- Я сегодня купила новые шторы, посмотри.
- Да, очень красиво.
- Ты же не против, что я заменила старые? Мы говорили об этом, помнишь?
- Да, да, конечно.
- Тебе не до штор, да?
Он притянул её к себе и усадил на колени.
- Я устал. Но не это меня тревожит, а то, что эта усталость подведёт меня в решающий момент. Он всё не настаёт, а я теряю силы.
- Тебе надо отвлечься. Давай пазлы собирать.
- Лучше в шахматы поиграем.
- Ты белыми.
- Почему?
- Они начинают и выигрывают.
- Мне кажется, что я уже выиграл. Ты мой выигрыш.
- Возможно. Но я выиграла ещё больше.
В его глазах скользнула какая-то отчаянная нежность и в эту минуту раздался телефонный звонок.
- Да, я слушаю тебя. – от его участия и доброты защемило сердце. Одно дело слушать о симптомах больной девушки, о путях решения её проблемы и совсем другое – слышать  как он разговаривает с ней. – Нет, я не забыл о тебе. Только что думал. Постоянно думаю.
Том вышел в кухню, но Изабелла продолжала слышать его голос.
- Послушай, ты же знаешь, что я желаю тебе добра. Да. Если ты хочешь. Конечно.
Он положил трубку и стал быстро натягивать джинсы.
- Ты едешь … к ней?
- По-моему это он, тот момент. Нужно быть предельно собранным.
- Будь осторожен, пожалуйста, на дороге.
- Конечно.
- Просто я вижу, что ты ни о чём, кроме неё и думать не можешь. Чтобы в аварию не попал.
- Я понимаю, что тебе неприятно то, как я ношусь с ней, но по-другому нельзя. 
- Или ты не умеешь по - другому?
- Может и не умею.
- Она верёвки из тебя вьет. Держит на привязи и делает что хочет.
- А ты разве нет? Разве я не делаю всегда то, что ты хочешь кроме случаев, когда я должен что-то сделать по работе?
- Ты всегда делаешь что-то по работе.
В его глазах появилась и стала стремительно нарастать усталость, тяжесть, пригибающая его к земле.
- Мне очень тяжело, ты знаешь. Хочешь стать грузом, который я не смогу поднять и надорвусь? Хочешь добить меня, окончательно утопить? Сейчас у тебя легко это выйдет.
- Да Бог с тобой уже, иди.
Он устало улыбнулся, выдохнул: «Спасибо» и выбежал в дверь.
Она осталась одна. Представляла как он бежит в темноте, без дороги, как слушает голос той девушки в телефоне и отвечает что всё сделает для неё. Сердце Изабеллы сжималось от этих мыслей и начинало болеть, но она не могла перестать думать об этом. Думать о нём. Она уже забыла то время, когда думала о чём-то кроме него.
***


По мокрой от дождя дороге он добрался до её квартиры. Бросил взгляд на освещённое окно и увидел там её, плотно прижавшуюся к стеклу, пытаясь рассмотреть его в ночной тьме. Бегом преодолев ступеньки, он постучал в дверь условным стуком. Она отворила сразу же, не успел ещё затихнуть в воздухе его стук.
- Привет. - Она втянула его в квартиру.
- Привет.
Он внимательно разглядывал её, выискивая тревожные симптомы, но Конни лишь мило улыбалась ему.
- Ты быстро.
- Да.
- Раздевайся. На улице что, дождь?
- Да.
- У тебя мокрые волосы.
Она провела по ним и вытерла влагу об себя.
- Зачем ты звала меня?
- Соскучилась.
- Мы же виделись сегодня.
- Ну и что? Ты разве по мне не скучал?
- Я был занят разной работой.
- А сказал, что думал обо мне.
- Конечно думал.
- Вот и хорошо.
Она принялась расстёгивать его пальто прижимаясь к нему, холодному и мокрому всем телом.
- Конни, это не слишком хорошая идея.
- Почему?
- У меня есть девушка.
- Ну и что?
- Это не очень красиво, не находишь?
- Нет.
- Я нахожу.
- Она не станет думать ничего такого.
- Я стану думать.
- Ты совсем не хочешь быть со мной?
- У нас же совсем не такие отношения.
- У нас отношения. Сам сказал.
- Не такие.
- Ты же не уйдёшь? Не оставишь меня?
- Ты, вроде, в порядке.
- Нет. Без тебя я не в порядке.
- Ты согласна с тем, что у меня может быть личная жизнь?
- Ну… я, вообще-то, подумывала о том, чтобы ты перебрался ко мне.
- Ну что ты.
- А что? Ты знаешь, у меня много денег. Моя семья не пожалеет ничего для моего здоровья. Мы будем жить вполне счастливо, ни в чём не нуждаясь. Ты сможешь не работать, моих денег хватит нас обоих. Мы станем путешествовать по миру, жить в самых роскошных отелях, купаться в лазурном море, завтракать в Ницце, ужинать в Париже, на крыше какого-нибудь романтичного ресторана. Здорово, правда? Без тебя меня никуда не отпустят, а я так хочу посмотреть мир. Ты нужен мне. Тебе будет хорошо со мной. А мне с тобой.
Она заглядывала в его глаза, пытаясь разглядеть в них его мысли. Он опустил глаза. Не делал из прихожей ни шагу. Он чувствовал себя пойманным в сеть, причем, сеть эта была создана и им самим, в том числе. Он просчитался. С самого начала упустил возможность такого развития событий. Он видел в ней сестру, а она в нем – мужчину.
Надо было действовать не лаской, а холодным убеждением, но он не думал, не думал, только хотел спасти её. Он уже однажды позволил себе связать жизнь с пациенткой. Одного раза ему достаточно. Не слишком то он ловок. Не слишком хорош в общем, но, в частности, довольно результативен. Да, ей нужно тепло, нужно общение. Да, её душевное одиночество прогрессирует в болезнь. Она хочет быть кому-то нужна. Это и есть решение её проблемы. Он – её решение. Но когда завтра к нему придёт другая такая же, что он сделает? Станет жить со всеми, чтобы они поубивали друг друга? Нет, это не выход. Выход есть, и он другой, только нужно его найти. Наверняка есть хороший выход.    
Конни потянула его в комнату, и он пошёл, не переставая размышлять, надеясь, что его вот - вот осенит, как азартный игрок надеется, что вот-вот выиграет.   
Её пальцы пробежали по его рукавам, по теплой клетчатой ткани домашней рубашки, которую он не переодел, потому что спешил.
- Ты такой домашний сегодня.
- Я же из дома.
- Ну, на работу ты тоже идёшь из дома.
- То работа.
- Значит, сейчас это не работа?
- Я спешил. Ты сказала, что тебе требуется срочная помощь.
- Так и есть.
Он нервно постучал пальцем по спинке дивана. Коллективная терапия – подумал он – вот с чего надо было начинать. Случай не личный. В коллективе она найдет себе кого-нибудь и будет с ним. Вот выход. То, что она рассказывала про голос было, скорее всего, симуляцией. Это был крик о помощи – это он понял, но не понял, какая помощь нужна. Он попался из-за личного опыта, бросился спасать. Теперь нужно как-то спасаться самому.
- Это твоя квартира?
- Да. Нравится?
- Да. А книжки у тебя есть?
- Целый шкаф.
- Покажешь?
- Да.
Она гордо провела его к книжным полкам.
- Ух ты. Что нравится?
- Да я не читала почти ничего.
- А кто книги покупал?
- Это семейные. Папа навыбирал, когда я переезжала.
- Хорошие. Твой папа молодец.
- Он вечно читает.
- Знаешь, читать - это очень интересно.
- Читать – это сидеть в одиночестве, а я хочу общения.
- Это и есть общение. С очень умным, очень интересным собеседником. Среди друзей и знакомых можно такого и не встретить, но вот он в книге, написанной его душой. Сокровенные мысли, тайные желания он поверяет тебе. Делится с тобой собой. И ты уже больше не одна.
- Но зачем нам книги, если у меня есть ты. Ты можешь поделиться собой со мной, а я поделюсь с тобой.
- Поверь мне, читать очень интересно. Я почитаю тебе что-нибудь.
Он стал разглядывать книги на полке.
- Посмотри, что у тебя тут есть. Настоящее сокровище.
Она любопытно вытянула шею.
- Карл Юнг. Один из моих любимцев. От всей души старался помочь людям. Совершенно искренне.
- Спасал их из горящих домов?
- Да. Из горящих домов их сознания.
- Это про психов?
- Это про то, что все люди разные. Дело не в нормальности или ненормальности. Дело в индивидуальном стремлении человека, в его развитии, в становлении его как личности, в высвобождении, реализации его потенциала. Знаешь, каждый человек внутренне наполнен и его наполненность очень важна для мира, очень важна. Однако, только он сам может понять, что же в нём такого важного, такого уникального, что нужно всему миру. Но это не значит, что он должен блуждать в темноте. Есть люди, которые всю свою жизнь посвятили тому, чтобы помочь человеку разобраться в себе.
- Карл Юнг?
- Да. Он родился в Швейцарии в 1875 году. Всю свою жизнь писал книги, работал врачом.
- Помогал разным людям?
- Да. Вот смотри.
Том открыл книгу, прошелся взглядом по страницам.
- Вот, послушай. «Если в учебнике патологии обнаруживается, что для одной болезни предлагаются многочисленные лекарственные средства самой разной природы, то из этого можно сделать вывод, что ни одно из них не является особо действенным. И если также указывается множество различных путей, которые должны вести нас к душе, то можно с уверенностью предположить, что ни один из них не приведет к цели, по крайней мере тот путь, который так фанатично расхваливается. На самом деле множество современных психологии является выражением трудности проблемы. Подход к душе и сама душа постепенно выявляются как трудная задача, как «проблема с рогами», если употребить выражение Ницше. Неудивительно поэтому, что накапливаются попытки снова и снова, с других сторон, подступиться к трудноразрешимой загадке. Из этого с неизбежностью следует полное противоречий множество точек зрения и мнений…»
Конни удобно расположилась на его плече и слушала тихо, не перебивая, тепло прижавшись к нему. Через некоторое время Том почувствовал, как её тело стало тяжёлым, переложило всю свою тяжесть на него. Он очень аккуратно, чтобы не разбудить, уложил её на диван, где они сидели, укрыл одеялом и стоял рядом, гадая, скоро ли она проснётся и как отреагирует на его отсутствие. Ему надо хоть немного поспать перед работой – думал он. - Если поедет домой, то придётся долго рассказывать что как было, возможно уговаривать и успокаивать, так что времени на сон толком не останется. Можно остаться здесь. Тогда он наверняка успеет поспать, но Конни, так же почти наверняка обнаружит его здесь и не позволит уйти. Больше никогда. Ему чудесным образом удалось усыпить её, не дав реализовать её замысел. Если останется, то обратной дороги не будет.
Тихо, очень осторожно, он вышел из комнаты. Она не просыпалась. Вся засада состояла в том, как захлопнуть дверь уходя и не разбудить её? Как? Только положиться на судьбу. Если она не услышит, то всё хорошо, а если услышит, то позвонит и он вернётся, или, может быть, ему удастся уговорить её по телефону.
Он обулся, одел всё ещё влажное пальто и тихо – тихо открыл, а потом закрыл за собой дверь. Раздался щелчок замка, показавшийся ему оглушительным в ночной тишине. Он не стал прислушиваться к звукам в квартире, сразу побежал по ступенькам вниз, желая оказаться как можно дальше отсюда. Понимал, что это не решение, что если он успеет убежать, то трагедия всё равно может разразиться и будет только хуже от того, что его нет рядом. Но ноги несли его и он послушно бежал, все ниже. Выскочил на улицу, глянул, на всякий случай на её окно. Свет горел, хотя он точно помнил, что выключал его. В окне появилась маленькая фигурка, которая силилась открыть раму, кричала его имя через плотные оконные блоки. Окно, обычно, открывается легко, но тут, видимо, что-то заело.  Как удачно. Он смотрел на неё снизу вверх, видел в ней решимость прыгнуть на улицу, если ей удастся открыть окно. Бежать обратно бессмысленно, он не успеет, да она и не услышит его через дверь. Оставалось только стоять здесь и смотреть, что выйдет.
Он попробовал позвонить ей по телефону, но она не покидала окна, дергая и дергая ручку. Каждую секунду окно может открыться. Каждую секунду она может запросто вывалиться из него, а он на сможет её поймать, хоть и стоит тут внизу. Она убьёт его своим весом, если он попытается. Две бессмысленные смерти лучше ли чем одна?
Но вот она отошла от окна. Он внимательно следил за ним, предполагая, как вариант, что она побежала за чем-то, чтобы выбить стекло. Но она сделала более осмысленную вещь: спустилась по лестнице и выбежала на улицу в одном нижнем белье. Увидев его, она ринулась к нему, стала обнимать.
- Я так боялась, что ты ушёл. – она плакала и смеялась одновременно.
- Что бы ты сделала, если бы окно открылось?
- Я не знаю. Я кричала, хотела увидеть тебя, но на улице так темно, а этот дурацкий свет не давал рассмотреть ничего.
- Надо было выключить его.
- Как хорошо, что ты не ушёл. Ты видел, как я открывала окно?
- Видел.
- Подумал, что я хочу броситься?
- Подумал.
- Я бы, наверное, бросилась. Почему ты ушёл?
- Мне надо поспать перед работой.
- У меня можно было остаться.
- Я привык спать дома.
Она замолчала, растерявшись и этот миг Том решил использовать для попытки убедить её. Всего лишь попытки, и всё же.
- Конни, мне нужно домой. Мне нужно собрать вещи на работу. Давай увидимся с тобой завтра. Приходи ко мне к 12.00.
- Я хочу с утра. Во сколько ты будешь утром?
- Раньше 10.00. точно не буду.
- Тогда к 10.00.
- Ладно. – и чувствуя, что победил, не желая дать ей вырвать победу из его рук сразу же двинулся прочь. – Увидимся в 10.00 – Он махнул рукой на прощание, окинул взглядом её хорошенькую фигурку в нижнем белье, дрожащую от холодного осеннего  ветра, отвернулся и пошёл дальше. Нужно было сказать, чтобы она заходила, а то замерзнет, но тогда ему не удалось бы уйти. Оставалось надеяться на её благоразумие. Благоразумие больной? Мозг отказывался решать эту задачу. Он устал. До сих пор он не мог поверить в то, как ему повезло с окном. Он чувствовал кожей, сжавшейся от напряжения так, что стала гусиной, что произойдёт что-то непоправимое. И оно произошло бы, если б не окно. Оно может открыться, когда его не будет. Она может броситься. Но это будет уже не его вина – устало сообщило сознание, как будто всей его целью было не спасение девушки, а лишь избежание собственной вины. Он откинул все мысли. Ни до чего хорошего он сейчас не додумается. Нужно поспать. Всё потом. Завтра.


Рецензии