Об именах. Виктор Васнецов

Картины «Богатыри», «Алёнушка», «Витязь на распутье» художника Виктора Васнецова висели во многих домах кыштымцев. Наш сосед Сергей после службы в армии вернулся с ящиком художественных масляных красок и занялся созданием ковров со сказочными мотивами по картинам Васнецова. Цветную картинку из книги он покрывал мелкими квадратиками, как страницу из тетради по математике. И столько же клеток было на большом холсте, который он делал сам из байкового одеяла, натянутого на прямоугольную раму. По клеткам он переносил узоры с картинки на полотно. Я ещё не учился, времени свободного у меня было больше чем достаточно, и я много времени проводил на втором этаже дома Куклевых, где он оборудовал себе художественную мастерскую. Жили они на первом этаже, а горница использовалась для гостей и для художеств сына. При мне Сергеем создавались образы трёх богатырей, ковра-самолёта и трёх царевен подземного царства. Он мне тоже предлагал взяться за кисти, но я опасался испортить полотно.

Когда в нашей школе создавалась «Школьная Третьяковка», я мог бы с лёгкостью сформировать папку работ Виктора Васнецова, поскольку названия многих его картин знал назубок,  но меня опередили. А потом, через несколько лет,  для меня было открытие, когда я увидел гигантское панно «Каменный век» в Историческом музее, в том самом, что на Красной площади. Его длина – почти 20 метров, ширина более двух метров (1954 х 230 см). Художник Виктор Михайлович Васнецов создавал это панно в 1884 – 1885 годы.

Панно невозможно не заметить, оно недалеко от входа и опоясывает круглый зал. Сцены жизни людей каменного века как бы сменяют одна другую: женщины и дети возле пещеры, охотники возвращаются с добычей; величественный вождь стоит в горделивой позе с тяжёлой дубиной на плече; седой старик добывает огонь трением, мальчик раздувает затеплившийся огонёк; а вот древние мастера изготавливают каменные орудия и лепят глиняную посуду, а вдалеке можно видеть рыболова, поймавшего рыбу; две массовые сцены привлекают особое внимание, это  охота на мамонта и пир у костра. Все фигуры очень выразительны. Вклад Васнецова был очень заметным, уже вскоре после открытия Виктора Михайловича пригласили в Киев расписывать Владимирский собор.

Из Википедии известно, что Указ о создании в Москве музея русской истории император Александр II подписал в 1872 году и тогда же на Красной площади началось строительство музейного здания.

В. М. Васнецов знал основателей Исторического музея известного: историка Ивана Егоровича Забелина и графа А. С. Уварова, учредившего в 1864 году в Москве Московское археологическое общество. Весной 1882 года, когда здание музея уже было построено и шла внутренняя отделка залов, Виктор Михайлович получил записку от Уварова с приглашением на чашку чая. Художник застал в доме  Уварова за чайным столом собрание учёных историков и археологов. Чаепитие переросло в производственное совещание по вопросу, каким быть Историческому музею. Васнецову было скучно, пока к нему не обратился  Уваров с предложением написать фреску о жизни людей каменного века. Уваров добавил: « Лучше вас, по нашему мнению, никто этого сделать не сможет. Вы прошлое знаете, любите и умеете его, как никто, передавать!»

Васнецов заявил, что он ничего не знает о людях каменного века и категорически отказался. Из почтения посидел ещё и раскланялся с участниками  «чаепития», а на улице нанял извозчика и поехал домой. По дороге он вообразил, чем заняты люди  неведомого ему каменного века, сперва поторапливал возницу, а  дома бегом поднялся по лестнице и на первом попавшемся клочке бумаги набросал композицию будущего панно.

Васнецов сказал Уварову, что  согласен писать «Каменный век» и получил в помощь возможность смотреть материалы, уже поступившие в собрание Исторического музея. Он  читал исторические труды, смотрел вещи давно минувших времён, представлял, чем жили люди того далёкого времени, которое называют «каменным веком».
Задача стояла трудная, расположить панно  в верхней части стены круглого зала, общая длина 25 м,  разделённая окнами на две неравные части.
 
Работа впечатляет. Недавно я посмотрел советский художественный фильм режиссёра Элема Климова из далёкого 1964 года «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»,   снятый на «Мосфильме». Чудесная комедия о перегибах в организации летнего отдыха детей. Через пять или шесть лет после выхода фильма я работал в лагере и меня отчитывали директор лагеря в присутствии медицинских работников, что в моём отряде, где я был воспитателем, каждый потерял за первую неделю от 2 до 4 килограммов веса. Пришлось отшучиваться, что мы не на животноводческой ферме, а в пионерском лагере, и здоровье детей определяется не по весу. Это к слову. В фильме для оформления помещений использованы классические картины Виктора Васнецова. «Богатыри» - в лагерной столовой, а «После побоища Игоря Святославича с половцами» - в одной из спален. Не завидую тем, кто на ночь смотрит такое полотно, где над трупами убитых «пируют» хищные птицы.

Можно было лагерь украсить другими работами Васнецова, используя фрагменты панно, например,  «Охота на мамонта» и «Пир у костра». Было бы выразительнее, правда, эти картины в сознании большинства россиян с именем Васнецова не ассоциируются, поскольку не получили массового копирования и распространения.
Это сегодня опубликовано великое множество картин, полотен, рисунков, фильмов, видео с фантазиями о жизни людей каменного века. Художник Васнецов сталкивался с этим впервые, потому в его архиве на одном из набросков сохранились пометки от руки: «У пещеры шьют, готовят пищу, делают орудия, делают горшки, обжигают горшки, выжигают лодку, рыбная ловля, охота, пир…»

Работа увлекла, Васнецов стал ощущать своё кровное родство с древними людьми. «Изображая людей каменного века, — писал художник, — я провидел в них предков наших древних вятичей. Писал я их вовсе не по книгам, не по материалам раскопок, а по внутренней догадке, по своему чутью. Может быть, и присочинил что, добавил и даже исказил, но всё это шло от моего понимания и чувства прошлого».

Почти 140 лет прошло, а мы не в состоянии сказать, в чём правда, а где явный вымысел. Историческая наука не свободна от заблуждений, наоборот, часто возникает ощущение, что правду запрятали поглубже, подлинные документы сожгли или уничтожили, а из остальных фактов сформировали некое подобие правды. И художник Васнецов оказался, скорее всего,  по незнанию, участником фальсификации истории.

Коснусь двух фактов. Первый – о жизни в пещерах. Это не самое удобное жилище, потому сегодня ни жвачные, ни травоядные, ни хищники в пещерах не живут. Могут на час-другой спрятаться от дождя или ветра. Но жить длительное время, да ещё веками, как уверяют некоторые учёные, невозможно.
И второй факт – охота на мамонта.
 
 Говорят, что  Уваров предложил Васнецову включить в композицию сцену охоты на пещерного медведя, но художник решил показать охоту на мамонта: «Это, по-моему, должно было звучать более сильно и больше соответствовать тому времени, когда жили каменные люди. А то медведь! Это мелковато. Мамонт же — другое дело».
Учёные признали правоту художника. Когда Васнецов красочно описал своё представление об охоте на мамонта, учёный секретарь музея В. И. Сизов воскликнул: «Чему же нам вас, Виктор Михайлович, учить! Вы лучше нас всё это видите и чувствуете».

В доме художника было мало места для столь монументальных полотен, и Васнецов с семьёй переехал в подмосковное село Абрамцево, принадлежавшее его другу, известному меценату С. И. Мамонтову. В большом сарае, переоборудованном под мастерскую, были установлены огромные подрамники. Васнецов сделал множество предварительных набросков с натуры. Для фигур людей каменного века ему позировали друзья и знакомые (в сидящем юноше с камнем, изображённом со спины, можно узнать молодого В. А. Серова), а также абрамцевские крестьяне. К лету 1884 года  были выполнены эскизы в натуральную величину, и  Васнецов приступил к живописи. Писал он маслом на отдельных холстах, которые потом предполагалось наклеить на стену.
К осени грандиозный труд был завершён, холсты можно было отправлять в Москву. В неотапливаемой мастерской краски медленно сохли, поэтому Елизавета Григорьевна Мамонтова, жена Саввы Ивановича, посоветовала перенести холсты в дом. «Мы с братом Аполлинарием, — вспоминал В. М. Васнецов, — перенесли на себе огромнейшие полотна, наколоченные на длинные жерди, и повесили их в столовой, где топились печи и камин. В тепле краски скоро просохли, и холсты, свёрнутые в трубки, можно было перевозить в Москву».

Панно  благополучно доставили в Исторический музей, чтобы картина не испортилась от сезонной влажности, например, стену обили листами цинка, а уж на них рабочие стали наклеивать холст.

Торжественное открытие археологического зала Исторического музея состоялось в ноябре 1885 года. Васнецовское панно стало событием в культурной жизни Москвы, его отметил даже присутствовавший на открытии зала собиратель лучшей картинной галереи в Москве П. М. Третьяков. Многие обратили внимание на сцену охоты на мамонта.

Десятки лет я ценил выразительность изображения охоты, пока не включил логику. Пищевые цепочки людей и мамонтов не могли совпадать, люди и мамонты – не конкуренты, им нечего делить. Зачем людям  охотиться на мамонтов? Зачем рисковать собой, загоняя мамонта в ловчие ямы? Мясо мамонта к деликатесам не относится. Людям легче прокормиться мелкими стадными животными, зайцами, водоплавующими птицами.

Ножка слоника — чем не деликатес? Ели же наши давние предки забитых ими на сибирских просторах мамонтов. Это нам внушили без всяких оснований. В тех странах, где водятся слоны – а они близкие родственники мамонтов – слоновье мясо люди не едят. Уже в этом веке в одном из ресторанов Челябинска меня угостили мясом страуса. Жёсткое, со специфическим запахом. Говорят, что мясо слона в несколько раз хуже…


В глобальной сети выловил, что в  1864 году, изучая Мозамбик, шотландский миссионер Дэвид Ливингстон удостоился откушать на завтрак ножку слона, приготовлено блюдо из коленного сустава в виде кашки, ему понравилось. В своем дневнике он описал блюдо, как «белесую, слегка студенистую массу, нежную и сладкую, как костный мозг». К слоновой ноге иностранцу подали пиво, что удачно оформило каймой алкогольной неги утро экзотического завтрака.

 Ливингстон так же сообщил, что разделка туши слона происходила в полном молчании, а помимо ножки в перечень деликатесов входил пятачок хобота животного, а также жареные ребрышки.  Слоновий язык миссионеру показался похожим на говяжий, а крестьяне при его поедании вообще входили в некий мистический экстаз. Требование подать на завтрак, обед или ужин слона в сметане – это гипербола.

А теперь обратимся к событиям 1870 года. Идёт франко-прусская война. Французская  столица Париж осажена  прусскими войсками.  В военной операции было задействовано 590 000 солдат, это больше, чем пришло в 1812 году врагов в Россию.  Осада Парижа продолжалась с 19 сентября 1870 по 28 января 1871 года.  Интересно, вспомнят ли во Франции и в Германии об этом противостоянии?

Википедия с пафосом сообщает, что после победы над французами в битве при Седане была открыта дорога на Париж, и прусская армия продолжила продвижение вглубь территории противника. Прусскую армию вёл лично Вильгельм I.

Немецкие силы быстро продвигались быстро и уже 15 сентября были под стенами Парижа.

 17 сентября прусские войска отбили последние попытки французов спасти пути снабжения Парижа.

18 сентября были окончательно заблокированы все железнодорожные пути сообщения с Парижем.

 19 сентября прусская армия официально осадила французскую столицу.


Ответственные за осаду города в прусском штабе Мольтке и Блюменталь забеспокоились,  слишком уж затянулась осада. Бисмарк говорил о  бомбардировке города. Были опасения, что на помощь придут свежие армии из других стран, например, из России. В армии осаждающих прусаков появились заболевания  туберкулёзом, а осаждённые парижане голодали.

 К середине зимы в Париже закончились запасы продовольствия и топлива. Жители города срубили все деревья в парках для отопления в квартирах. На улицах города нельзя было встретить ни одной собаки или кошки: всех их уже съели парижане. Единственная пара слонов в городском зоопарке также была употреблена в пищу. Но это особый случай. Очень голодный человек не станет обращать внимание на специфический запах слона или мамонта.


Рецензии
В 1885 году был издан роман Хаггарда "Копи царя Соломона".
Я как-то в детстве и юности не удосужилась прочесть этой книги. Прочла её года три назад. А мне сейчас 57 лет.

Начинается она как раз с ужина, для которого убили слона. Ну, приключения стартовали раньше. Но эта первая сцена, которая запомнилась мне своей смачностью.

Если верно помню, для ужина было взято слоновье сердце.
Но я ещё скажу, что прочла сценарий фильма "Земля Санникова". Нельзя было не узнать перепитий сюжета.

Только в "Копях" жаркая-прежаркая пустыня, а в фильме холодные-прехолодные снега. В детстве я была уверена, что фильм снят по книге "Земля Санникова". Научно-фантастический роман Обручева.

Лариса Дудина 2   15.09.2021 10:45     Заявить о нарушении