Футболист Альберт Шестернев

Сегодня мы вспомним нашего легендарного футболиста Альберта Шестернева. К несчастью, после окончания игровой карьеры судьба великого защитника сложилась трагически. Футболист столкнулся с ужасными проблемами, с которыми так и не смог справиться.

Альберт Шестернёв родился в Москве 20 июня 1941 года.  (В этот день родился и я, только на 6 лет позже). В детстве он занимался лёгкой атлетикой - здорово пробегал стометровку и даже был чемпионом столицы среди юношей. Алику, как называли его друзья и просто хорошие знакомые, прочили славу десятиборца , таким разносторонним спортсменом он был.

Но Шестернёв очень любил футбол и занимался им сперва в команде московско-ярославского отделения железной дороги, а затем перешёл в школу ЦСКА (забегая вперёд замечу, что Альберт стал настоящей легендой армейского клуба). Причём, обладавший хорошими физическими данными, Альберт Алексеевич играл в воротах и лишь потом перебрался в центр обороны.

Альберт стремительно ворвался в большой футбол (в 17 лет) и стал капитаном ЦСКА (в 21 год). Многие болельщики, следившие за чемпионатом СССР в 1960-е, просто не могли представить оборону армейцев без Шестернева.

Высокий, спокойный и неприступный как скала, блестяще читавший игру, таким был Шестернёв на поле. Даже оставаясь у своих ворот, футболист все равно активно участвовал в созидании. Защитник умело разгонял атаки блестящими первыми передачами.

В основном составе ЦСКА футболист заиграл в 1961 году при Константине Ивановиче Бескове. В армейской команде тренер начал с омоложения состава, введя в основу команды Владимира Федотова и Альберта Шестернева.

И почти сразу же, 20-летний футболист получил приглашение в сборную от Гавриила Дмитриевича Качалина. Случилось это перед товарищеским матчем с австрийцами.

Через два года Альберт Алексеевич был уже твёрдым игроком стартового состава сборной Советского Союза, в течении своей международной карьеры, выступил на двух чемпионатах Европы и двух первенствах мира.

Альберт прочно обосновался в истории футбола как один из лучших защитников СССР. В родном ЦСКА игрок 11 раз попадал в список 33 лучших футболистов сезона в СССР, выигрывал чемпионат (1970), а также признавался футболистом года (1970). В составе сборной становился серебряным призёром кубка Европы 1964 и бронзовым призером мирового первенства 1966 года.

Иностранные тренеры и футболисты опасались хладнокровного неприступного защитника и даже называли Шестернева Иваном Грозным.
Когда футболист отправился на свой первый чемпионат мира в качестве капитана советской команды, нападающий сборной ФРГ Эммерих, спрашивал у наших тренеров:
"А ваш Иван Грозный приехал?"

Шестернев так отыграл на мундиале в Англии, что попал в символическую сборную ФИФА. Альберт мечтал сыграть против знаменитого Пеле и ждал этой встречи. Но, когда в 1965 году сборная Бразилии (в ту пору двукратный чемпион мира), приехала на товарищеский матч в Москву. Защитника ЦСКА в ее составе не оказалось - накануне он получил травму и не смог принять участие в этой встрече. Бразильские кудесники забили в наши ворота три безответных мяча. Пеле, который находился в расцвете сил, чувствовал себя вольготно и забил два мяча.

Спустя несколько месяцев сборная Советского Союза отправилась на ответный матч в Рио-де-Жанейро. На переполненной  арене "Мараканы", вопреки скептикам и забитым до отказа трибунам, отчаянно болеющим против гостей, наши футболисты сыграли очень достойно. Проигрывая во втором тайме со счетом 0:2, советская команда сумела свести встречу к ничьей, благодаря голам Банишевского и Метревели.

Нельзя сказать, что этого результата сборной СССР удалось достигнуть лишь благодаря Шестерневу. Но нельзя не признать, что без него дела сложились бы гораздо хуже.

Непререкаемый футбольный авторитет Николай Старостин подвел короткое резюме: "Без Шестернева в составе наша сборная сыграла с бразильцами - 0:3, а с ним 2:2. Вот вам и разница".

В матче  за третье место чемпионата мира 1966 года Альберт Шестернев не играл. Сменивший его в центре защиты Муртаз Хурцилава допустил две ошибки, которые привели к двум голам в наши ворота. До сих пор многие игроки и болельщики, кто видел тот матч, считают, что с Шестерневым мы не проиграли бы португальцам.

Альберт был в заявке сборной СССР на ЧМ -1962, но на поле не выходил. Выступал в составе национальной команды на ЧЕ-1964 (провел две игры в финальном раунде). В качестве капитана команды сыграл в финальных турнирах ЧМ-1966 (5 игр), на ЧЕ-1968 (2 игры) и на ЧМ-1970 (4 игры). 27 октября 1971 года в ключевом матче отбора на чемпионат Европы-1972 с Испанией продемонстрировал чудеса самоотдачи и помог сборной СССР добиться нулевой ничьей, благодаря которой наша команда вышла в финальную часть турнира.

Футболисты сидели на скамейках, забыв, что надо переодеваться, идти под душ, что их ждет автобус. Сидели, бессильно опустив руки, и через силу улыбались в ответ на поздравления тренеров и нескольких наших туристов, которым удалось сюда пробраться с трибун сквозь все заслоны.
Ну и матч, - тихонечко выдохнул Альберт Шестернёв, покачивая головой. - В шестьдесят четвертом в Мадриде и то было полегче...

Однако едва ли кто-то мог подумать, что матч отбора с Испанией станет последним в карьере легендарного защитника в сборной СССР. Из-за тяжелой травмы колена он провел весь сезон-1971 на уколах, а в следующем году был вынужден завершить карьеру.

Кто знает, какие бы еще великие достижения покорились игроку, если бы его карьера не закончилась слишком рано .
"Ни до Алика, ни после него таких центральных защитников в нашем футболе не было. Да что в нашем — „на втором этаже“ мало кто в мире мог с ним поспорить. Мяч в штрафной площадке будто сам находил его. А как он действовал на подстраховке! Когда он был на поле, я часто ловил себя на том, что вообще не обращаю внимания на мячи, летящие мне за спину, и даже не оглядываюсь, поскольку не сомневался, что Алик с его умением читать игру всегда окажется в нужном месте", — вспоминал защитник ЦСКА Юрий Истомин.

"Я играл с Шестерневым и в сборной, и в ЦСКА и не припомню случая, чтобы при выборе капитана у кого-то возник вопрос, а не пора ли Алику отдать капитанскую повязку кому-нибудь другому. Но однажды капитан нас… подвел. Произошло это в 1968 году на чемпионате Европы. Полуфинальная встреча с итальянцами закончилась нулевой ничьей и по регламенту победителя определял жребий посредством монетки. По-русски говоря, "орел" или "решка". Алик не угадал и мы не вышли в финал, а потом проиграли англичанам и матч за третье место.

Расстроились, конечно. Но никто не попрекнул Шестернева. Все понимали – не фарт. В тот же несчастливый вечер Шестернев повел команду в пиццерию на не знакомую нам лазанью. Вот тут Алик не ошибся! Мы с удовольствием отведали новое блюдо. Алик вообще здорово разбирался в кулинарии и мог о любом блюде прочитать целую лекцию",-вспоминал-Валентин Афонин.
За сборную СССР прославленный футболист сыграл 90 матчей.

Распрощавшись с игровой карьерой, Шестернев, как и хотел, стал тренером. Работал с детьми в армейской школе, входил в тренерский штаб основного состава, а с 1981 по 1982 год был главным тренером ЦСКА. Тем не менее, даже приблизиться к былым успехам уже на тренерском поприще, футболист не смог.

За пределами поля неуступчивый и хладнокровный Шестернев оказался совсем другим - мягким, дружелюбным, бесконфликтным и ранимым человеком. Поэтому тренерские неудачи он переживал очень болезненно - замыкался в себе и впадал в депрессию.

К несчастью, к карьерным неудачам прибавились и житейские. После шести лет брака Шестернев развелся со своей женой ,известной фигуристкой Татьяной Жук. Тогда уж великий футболист еще и взялся за бутылку.
"Его развод с женой надломил. Да и отказывать он не умел. „Давай выпьем?“ — „А давай…“ В 1974-м Алик был играющим тренером в ЦСКА. На сборах в Сухуми у него канистра с чачей стояла в шкафу. С тренировки пришел — опрокинул", — вспоминал нападающий ЦСКА Борис Копейкин.

К сожалению, алкоголь очень быстро закрепился в привычном укладе жизни бывшего футболиста. Казалось, что Шестернев даже не видел в этом проблемы, но на самом деле справиться с ней он просто не мог - алкоголь его погубил.

5 ноября 1994 года Альберта Шестернева не стало. Умирал он тяжело и мучительно. Официальный диагноз-цирроз печени, но у него был целый букет болезней, каждая из которых могла привести к летальному исходу.

О последних годах жизни великого футболиста рассказывал защитник ЦСКА Владимир Пономарев.
"Со временем в ЦСКА на него махнули рукой. Пьет, чего с него взять… В последние годы жил с женщиной, которая работала в баре гостиницы „Националь“. Приходил к ней, вместе квасили. Начались проблемы с печенью, поджелудочной. Сильно располнел. Чтоб как-то отвлечь Алика, брали его в ветеранские поездки. Там не просыхал. На столе бутылка водки. Протягивает граненый стакан: „Наливай! Полный!“ Рядом ставил второй. Залпом выпивал оба! Общался как ни в чем не бывало. Алик никогда не пьянел. Мог выпить сколько угодно. От этого и умер в 53"...

Вот такая трагичная судьба у прославленного футболиста Альберта Шестернева оказалась после завершения спортивной карьеры. Впрочем, не у него одного. Воронин, Численко, Банишевский из прославленной сборной 1966 года преждевременно ушли из жизни, и всех погубил алкоголь.  А сколько таких известных футболистов и хоккеистов умерли преждевременно, не сосчитать. И тяжелые тренировочные нагрузки сказались, и нарушения спортивного режима, как тогда говорили, а попросту пьянки. Это мое личное мнение, не буду на нем настаивать. Обратите внимание, что чаще всего от этого страдали игроки, которые совсем в молодые годы стали «звездами». Они привыкли жить на сборах и тренироваться под присмотром нянек-тренер, которые посмотрят, чтобы вовремя поел, отдохнул, лег спать.  А им хочется жить, как их сверстникам – ходить на танцы, в кино, на свидания с девушками.  Куда там, если их и на собственную свадьбу отпускали со скрипом.  Вот и отрывались по полной в выходные дни, когда их отпускали со спортивной базы. А там болельщики, которым лестно выпить с футбольной или хоккейной звездой и потом хвалиться перед друзьями.

Поэтому почти все сильные футболисты в постсоветское время, попавшие в зарубежные клубы, не смогли закрепиться там на долгие годы, хотя вначале подавали большие надежды. Тот же Заваров, Смертин, Аршавин. Только Канчельскис много поиграл за «Манчестер Юнайтед», да Мостовой, Онопко, Карпин в испанском чемпионате.  Не привыкли они правильно, без вреда для здоровья и спортивной формы проводить свободное время. Отсюда снижение результатов и отчисление из команд. 

Но у меня рука не поднимется ругать за это их тренеров. Они хотели как лучше, чтобы росло спортивное мастерство игроков, многих заставляли учиться, получать высшее образование. Ведь сколько других их воспитанников имели нормальную жизнь по завершении спортивной карьеры.


Рецензии