Встреча с Кантом

Это произошло давно, так давно, что память об этом случае покрылась тысячелетней пылью - в конце пресловутой горбачёвской "Перестройки".

Деньги бешено обесценивались. Однако проектный институт, где я работал тогда, ещё проявлял быстро затухающую активность в отношении туристических поездок по стране. Они были для нас, работников института и членов профсоюза, весьма недороги.

Я участвовал почти во всех поездках такого рода. Я спешил пользоваться благоприятным моментом для путешествий, понимая, что этот момент продлиться недолго. Страна летела в пропасть.

Приехал в январе как-то раз с группой туристов и в Калининград ( Кёнигсберг ) - город Иммануила Канта.

Мои коллеги, высунув от сладострастия языки, лихорадочно скупали серебро - ложки, вилки и прочие предметы, изготовленные хотя бы отчасти из этого металла. В Калининграде их ещё можно было купить в это время.

Я купил цветы и отнёс их на могилу Канта.

Стоял очень морозный январский вечер. Могила, чудом уцелевшая во время Великой Отечественной войны, расположена на небольшом острове, окруженном каналом, в центре города, у стены полуразрушенного собора ( ныне собор восстановлен, но в те дни моего приезда он сохранял ещё живописный послевоенный вид - возвышались только руины ).

Кругом не было ни одного человека. Цветов на могиле не было тоже. И на то существовала веская причина, ведь количество ложек и вилок в магазинах катастрофически уменьшалось, а мороз усиливался.

Я подошёл с цветами к гранитной плите, над которой на стене собора большими золотыми буквами готическим шрифтом на немецком языке было выведено всего два слова "ИММАНУИЛ КАНТ" и положил цветы на плиту.

Белые гвоздики во мраке наступившей ночи словно озарили своим светом эту чёрную плиту, как когда-то своим светом озарили мою тёмную голову мысли великого философа.

Сердце моё забилось сильнее. Какое-то удивительное чувство связи времён и бессмертия души охватило меня.

Смутно помню, что нас тогда куда-то возили, на какие-то экскурсии - на янтарное побережье Балтийского моря, в город Светлогорск, и по местам боевой славы, но именно это чувство и осталось самым ярким и, пожалуй, единственным воспоминанием о путешествии в Калининград.


Рецензии