Мечта

   Я мечтала иметь собаку с третьего класса.  В то время наша семья, мама, папа и трое детей: я – старшая, мой погодок, брат Сашка, и самая маленькая двухлетняя сестрёнка, Леночка, жили рядом с военным городком близ небольшого райцентра Вологодской области.  Мой занятый на военной службе отец редко бывал дома, а практичная мама заводила только нужных в хозяйстве животных – кур, уток и кроликов.  Приходилось, поскольку в продовольственных магазинах, (а их было всего два на весь райцентр), продавали тогда, главным образом соль, сахар, чёрный хлеб, папиросы и спички. Изредка, как тогда говорили, на прилавок «выбрасывали» солёную треску, мясные и рыбные консервы, муку и крупы – за всем этим выстраивались длинные очереди.  Молочные продукты офицерские жёны покупали у частников.  В общем, ни кошек, ни собак у нас не было и не предвиделось, маме было не до них. 
   Наша семья занимала крайний от выхода в посёлок трёхкомнатный финский домик, огороженный деревянным штакетником.  Он был величиной с современную скромную дачу. Во дворе виднелись четыре небольшие грядки под овощи. Завершал картину дровяной сарай в конце двора.  Таких домиков в полку было штук десять и в них селили семьи офицерского комсостава.  Домики располагались вдоль глубокой канавы с водой, отделённой от них узкой полоской деревянных мостков.  С другой стороны канавы стоял высокий забор, окружающий собственно военный городок со штабом, казармами для солдат, бытовыми, хозяйственными постройками и клубом. 
   Я очень любила заходить в соседний двор и, не потому что хотела поиграть с подружкой, кудрявой второклассницей Танькой, и её сопливым братцем, которые там жили, а из-за их чудесной собаки, немецкой овчарки по имени Альма.  Каждый раз я тайно несла своей любимице кусочек сахара рафинада или половину конфеты, полученной к чаю от мамы.  Собака платила мне преданной любовью, и летом вместе со мной и небольшой ватагой моих друзей часто бегала за пределы финских домиков к ближайшему болоту и через узкоколейную железную дорогу в лес.  Альма охраняла нас и держала у самой кромки леса, понимая, что дальше идти опасно.  Мы знали, что там водились зайцы, белки и ежи, а глубже была территория лис и волков.  Собака знакомила нас с безобидными обитателями леса, она, то лаяла на белку, взлетевшую у неё из-под носа на высокую сосну, то звала посмотреть на ежа, свернувшегося в клубок под малиновым кустом.  Рядом с Альмой я была счастлива. 
   К сожалению, моя дружба с собакой закончилась трагически.  Однажды зимой Альма побежала в лес одна, встречать Танькиных родителей с лыжной прогулки.  По дороге на неё напали голодные волки и растерзали бедную собаку.  Её хозяева спаслись только тем, что, услышав шум борьбы Альмы с волками, успели добежать до стога сена, который стоял недалеко от накатанной лыжни, и влезли на него.  Волки расселись вокруг стога и ждали, когда люди не выдержат и упадут вниз.  К счастью в полку вовремя хватились наших соседей и вместе с несколькими вооружёнными солдатами отправились на поиски.  Хозяев Альмы обнаружили совсем близко от военной части, а волков отпугнули выстрелами. 
   После гибели Альмы я пролила море слёз, и много лет мне снился один и тот же сон, будто я иду где-то в парке или в лесу и зову свою любимицу.  Она подлетает ко мне, прыгает вокруг и от избытка чувств пытается лизнуть в щёку или в нос.  Я смеюсь и глажу её по спине, треплю за холку и нам хорошо и весело вместе… 

   Шли годы.  Я окончила школу, пединститут и меня направили на работу в дальний райцентр, учить детей английскому языку.  В то время в каждом большом селе можно было столкнуться со стаей бездомных, голодных собак, бегающих по окрестным дорогам и часто нападающих на прохожих, взрослых и детей.  Однажды я где-то прочла, что если человека окружила такая стая, ему нужно остановиться и замереть, не двигаться и, главное, не показывать животным своего испуга.  Тогда всё обойдётся, и собаки не нападут. 
   Как-то утром я шла на работу по центральной улице села, когда навстречу мне выбежала свора собак и окружила со всех сторон плотным кольцом.  Других людей на улице не было: звать на помощь не имело смысла.  Я застыла и, не шевелясь, ждала, что будет дальше.  Собаки не спускали с меня глаз и громко лаяли, а я поняла, что стоит шевельнуться или закричать, они воспримут это как агрессию и тогда мне несдобровать.  Одна большая псина подобралась ко мне вплотную.  Рыча и грозно показывая острые клыки, она обнюхивала портфель с тетрадками и учебниками.  Другой пёс схватил меня за руку зубами.  Однако я чувствовала, что он лишь крепко держит руку, надеясь, что я дёрнусь, и тогда уж точно мне придёт конец.  Странно, но в тот момент я испытывала скорее любопытство, чем страх, и до того осмелела, что решилась заговорить с собаками.  Они же, не чувствуя  сопротивления, успокоились и начали слушать мой голос.  Я тихо и монотонно рассказывала им, какие они смелые, сильные и умные, какие красивые и просила отпустить, а то я на работу опаздываю.  В глазах самых злобных псов мелькнуло разочарование, и, словно по знаку, вся свора бросилась в противоположную сторону.  Однако, убегая, каждый пёс норовил задеть меня боком, видимо, чтобы не очень-то расслаблялась. 
   Они исчезли также быстро, как и появились.  А я, дрожа от пережитого, пошла в школу... 

   И всё же однажды у меня была своя собака - целый месяц!  В начале девяностых годов прошлого века, мы с мужем и сестрой сняли на лето в отдалённой деревне, старую пустую избу в хорошем состоянии.  Нам хотелось, чтобы наши маленькие дочки хотя бы несколько недель побыли на свежем воздухе и погуляли среди чистейших, нетронутых лесов и полей.  Окно в окно с нами соседствовал местный «чудик» по прозвищу Колька-стопка. Прозвище выдавало главное пристрастие его владельца.  Однако  сосед имел ряд привлекательных сторон - молочную корову Зорьку и пса моей любимой породы, овчарку, по имени Дружок.  Вечно поддатый Колька дурно обращался со своими питомцами – он часто забывал вовремя подоить корову и вывести её на луг пастись, а Дружка кормил исключительно скисшими остатками коровьего молока с чёрствыми корками чёрного хлеба.  Несмотря на это животные любили хозяина: им было просто больше некого любить, деревня стояла почти пустая.  Корова с горя стала такой самостоятельной, что с утра сама уходила в луга, а вечером возвращалась в хлев и стояла там по колено в навозе, громким мычанием призывая Кольку, избавить от молока её разбухшее вымя.  Неухоженный, тощий Дружок сразу же после нашего появления прибежал знакомиться, и был с восторгом принят детьми и взрослыми.  Мы всей компанией бросились кормить его, отдавая  остатки от своих трапез, а девочки угощали пса всем, что полагалось им к чаю и на сладкое – пирожками, блинами, колбаской и сыром, конфетами и пряниками.  А я приберегала для пса, то сахарную косточку, то остатки от супового набора.  Трудно передать словами наслаждение и счастье, которые Дружок  испытывал при этом.  Он откликнулся на наше внимание со всей страстью, не знавшего до этого настоящей любви, существа.  Пёс не покидал нас ни на минуту.  Утром приходил к завтраку, затем провожал всю компанию в лес, вернее бежал впереди, лаем распугивая возможных «врагов», и провожал в обратную сторону.  Поначалу он уходил на ночь к хозяину, но вскоре вовсе переселился к нам и ночевал на сеновале.  Однажды утром, моя посуду у открытого окна я стала свидетельницей разговора моей четырёхлетней дочки с Дружком, который характеризует степень нашей взаимной с ним близости.  Пёс смиренно сидел около крыльца, а дочка обнимала его за шею и, картавя, спрашивала: «Дгужочек мой, ты читать умеешь?» 
Я вышла на крыльцо, и, смеясь, спросила дочку:
   - Ну, и что он тебе ответил?
   - Сказал, что не умеет! – С сожалением заметила она.
    День за днём мы проводили с новым другом один из своих самых счастливых месяцев в том году. 
   Однако, как поётся в одной когда-то популярной песне - «жизнь невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь».  Настала пора собираться в обратный путь, домой.  Скоро за нами должен был приехать мой муж.  Я с грустью думала о том, что нам придётся расстаться с Дружком, быть может навсегда, ведь у него есть законный хозяин, который вряд ли разрешит мне забрать собаку в город.  Вскоре, мы начали собираться к отъезду, при этом ни дети, ни Дружок не помышляли о разлуке, они воспринимали сборы как новую, интересную игру. Девочки весело собирали игрушки и складывали в полиэтиленовые пакеты, Дружок суетился вместе со всеми, а мы с сестрой, упаковывали вещи и переглядывались, не смея начать с детьми разговор о прощании с нашим общим любимцем.  Но вот мы уже готовы, вот уже за нами приехала машина, мы погрузились в неё и закрыли дверцы.  Мотор чихнул, завёлся, и мы тронулись в путь, а наш пёс остался стоять на дороге в полном недоумении.  Боже, что тут началось!  Девочки бросились к окну и закричали:
   -  Остановитесь, мы забыли Дружка!
   - Не забыли, просто мы уезжаем, а он остаётся: у него есть хозяин, - сказала я.
   Наши дочки рыдали, стоя на коленках на заднем сидении и глядя на своего друга.  Мы с сестрой еле сдерживали слёзы, страдая не меньше девочек.  Машина начала набирать ход, Дружок понял, что происходит и побежал за нами: он не собирался расставаться с любимыми.  Но мы ехали всё быстрее и пёс начал отставать.  Наконец, он понял, что его бросили, остановился и тоскливо смотрел нам вслед, пока машина не исчезла из виду.   
   Я уже не помню, как нам всем удалось успокоиться, кажется, мы с сестрой обещали дочкам, что следующим летом обязательно вернёмся в деревню, и Дружок снова будет жить с нами, и всё будет хорошо. 
   Зря обещали, потому что никто не знает, что с ним будет даже через час, не то, что через полгода, а всем на свете правит случай.  Вскоре мы услышали, что Колька-стопка помер в пьяном угаре у себя дома, а Дружок убежал неведомо куда.  Его видели около соседней деревни, а потом на трассе, куда он бегал просить еду у проезжающих мимо шоферов.  Говорят, его насмерть сбил какой-то дальнобойщик… 
   Когда я вспоминаю Дружка, чувство вины не покидает меня, а на ум приходят слова из книжки «Маленький принц» гениального французского писателя Антуана де Сент Экзюпери, - «мы всегда в ответе за тех, кого приручили»!

   После того случая я перестала мечтать завести собаку: слишком это большая ответственность и слишком большая боль, которую придётся пережить, если снова случится расставание или, не дай Бог, утрата.          
   И теперь каждая встреча с чужой собакой на улице, для меня событие!
   Например, сегодня – иду, а навстречу мне семенит, полная собственного достоинства, маленькая лохматая собачонка грязно-белого цвета.  Хозяйка отстала от неё и идёт позади.  Собачка бежит быстро, строго по прямой линии, смотрит вперёд и на меня, вроде бы не обращает внимания.  Пробегая мимо тихо, говорит: «Вав», - и летит дальше, ей не до пустяков.  Но отметиться всё равно надо, мол: «Не смотри, что я маленького роста, а постоять за себя могу»!  Хозяйка проходит мимо меня и улыбается.  И я ей говорю:
- Ну и грозный у вас пёс!
   Она смеётся и идёт дальше, ей, видно, тоже не до пустяков.
   Приятные встречи с чужими собаками всех мыслимых и немыслимых пород, окрасов и характеров регулярно происходят у меня на пешеходной дорожке рядом с домом, в котором я живу.  Здесь хозяева выгуливают своих питомцев, приучая их к поводку и к послушанию, а я ежедневно выгуливаю свою полгода назад сломанную ногу, приучая её снова ходить нормально.  И все довольны.  С каждым днём я хожу всё лучше.  Собаки наслаждаются свежим воздухом, возможностью оставлять метки на известных только им местах, радуются временной свободе, а хозяева испытывают удовольствие, показывая миру своих любимцев и их достижения в дрессировке.  Я же испытываю чисто эстетическое наслаждение, любуясь умственными способностями, красотой и грацией этих замечательных животных. 

   А что ж мечта?  Наверное, мечты не всегда сбываются и, может быть, лишив очередной собаки, судьба сберегла меня от более тяжких и жестоких переживаний, чем те, что выпали на нашу с Дружком долю…

12.09.2021


Рецензии
Расстроили меня чрезвычайно. Как вам сердца хватило бросить собаку?

Стефа Рейо   02.09.2023 18:26     Заявить о нарушении
У собаки был хозяин, хоть и непутёвый, но законный.

С уважением, ТА

Татьяна Александровна Андреева   03.09.2023 11:23   Заявить о нарушении
Не считаю это оправданием. Тем более узнали, что собака стала бесхозной.
Я бы увезла её от такого хозяина.

Корову-то хоть пристроили в деревне кто-нибудь, надеюсь.

Стефа Рейо   03.09.2023 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.