Они шли на восток

   (на фото: кладбище немецких солдат в парке "Живых и Мёртвых" города Воронежа)


   Речь пойдёт о так называемом "полку Листа", в котором в Первую мировую войну служил будущий фюрер Германии.

   10 сентября 1914 года из резервистов и добровольцев была сформирована 6-я Баварская резервная дивизия. Среди добровольцев был молодой человек из Австрии по имени Адольф Гитлер. Он был зачислен в 16-й пехотный полк сначала рядовым пехотинцем, затем повышен в звании до ефрейтора и получил должность полкового посыльного. Историки до сих пор не могут понять, как австрияк Гитлер попал в баварскую армию. Поскольку шла война, иностранца должны были немедленно депортировать на родину. Сам Гитлер объяснял свое нежелание служить в австрийской армии тем, что в ней наряду с "истинными арийцами" было много представителей других национальностей, в том числе, славян и евреев.
   
   Исследователи считают, что свою роль сыграла обычная небрежность: никто в документы новобранцев особенно не вчитывался. Словом, Гитлер оказался в рядах "полка Листа", названного так по имени своего командира, уважаемого военачальника Вильгельма Листа. Описания службы молодого Адольфа в баварской армии сильно разнятся.
С одной стороны, он, вроде бы, воевал совсем недурно, получил два Железных креста, был уважаем товарищами, и большинство однополчан вполне разделяли националистические взгляды Гитлера. Однако, есть воспоминания, что Гитлер был всеобщим посмешищем, про его чистоплюйство и неумелость рассказывали анекдоты, национализмом в полку и не пахло, а кресты посыльный Гитлер получил, поскольку частенько бывал в штабе полка.

   Полк Листа воевал на Западном фронте, участвовал во всех крупнейших сражениях Первой мировой, в том числе, был при Ипре, Сомме, Аррасе, и завершил войну во Фландрии.

   Почетное прозвание "полк Листа" перешло в 1939 году 199 полку 57-й пехотной дивизии, которая была сформирована в Баварии в 1939 году. В ее ряды встали новобранцы второго призыва Рейха. В состав дивизии вошли три пехотных, один артиллерийский полк и несколько вспомогательных батальонов. В пехотных полках служили добровольцы из баварских городов.
   199 пехотный полк считался преемником боевых традиций "полка Листа", того самого, где начинал свою службу сам фюрер. По этому случаю, весь личный состав полка, от рядовых до офицеров, имел на левом обшлаге нашивку в виде темно-зеленой шелковой ленты с надписью "Infanterie-Regiment List" ("полк Листа").

   Полк в составе дивизии вначале воевал в Европе. К началу операции "Барбаросса" дивизию перебросили на восток и она была в числе первых, перешедших советскую границу.
   "Полк Листа" с боями прошел через всю Украину, воевал под Харьковом, а летом 1942 года объявился на берегах Дона.
После того, как в Воронеже на правом берегу реки Воронеж (ныне Воронежское водохранилище) начались августо-сентябрьские контрнаступательные операции, "полк Листа" принял участие в боях на Чижовском плацдарме. Ветераны 100-й стрелковой дивизии вспоминали:
 "После встречи на Чижовке с 100-й стрелковой дивизией генерала Перхоровича через два дня боёв в этом полку осталось 8 живых "штыков". Так это или нет - сказать трудно. Однако, парк ЖиМ ("Живых и Мёртвых") стал кладбищем для многих солдат и офицеров "полка Листа".

   Немецкий военный корреспондент Густав Штёбе, участник боёв за Воронеж, писал:
   "... В этих боях погиб не один наш товарищ. Кресты немецких могил стоят повсюду, где требовались жертвы, посреди разрушенного города, между сгоревшими фасадами домов и баррикадами, перед фабриками, на улицах и на берегу Дона...
    ... Каждый немецкий солдат понимал, что эти позиции должны были удерживаться.
    Здесь находился клин фронта, который должен был сдерживать операции на Кавказ и Сталинград..."
 
   Когда началось контрнаступление РККА под Воронежем, 57-я дивизия оказалась в "мешке" между Доном и рекой Оскол. Тяжелые бои шли до весны 1943 года, когда дивизии удалось, наконец, выбраться из окружения и отойти к Сумам.

   Но и после катастрофы на берегах Дона 199-й полк продолжали преследовать неудачи. Дивизия отступала, попадала в окружения, с трудом вырывалась из них и отступала снова. В болотах Белоруссии летом 1944 года остатки некогда славного полка были окончательно уничтожены в ходе операции "Багратион". О том, что 57-я пехотная дивизия прекратила свое существование, командование объявило 3 августа 1944 года.


Рецензии