Д. Заборье и её жители - 1929 год

Предисловие.

Я, Николай Александрович Заборский, родился 20 июля 1914 года . Когда начинаю писать свои воспоминания, то в 1993 году мне исполнилось 79 лет от роду. Слава Богу, что прожил много лет и сегодня Бог даёт мне на это право написать свои воспоминания.
   За прожитые годы я пережил Первую империалистическую войну, прожил Великую Октябрьскую Социалистическую революцию, а также Военный коммунизм, Продразвёрстку, годы НЭПА, коллективизацию, ленинский период уничтожения ценностей церквей, церковных святынь. Уничтожение религиозных деятелей в двадцатые и тридцать седьмые  годы страшного сталинского режима. Прожил Великую Отечественную  войну 1941-1945 годов с гитлеровскими захватчиками. Период партийного тоталиризма, краха КПСС, в которой я пробыл пятьдесят лет.
Хочется оставить подробный перечень событий о нашей жизни. Для этой идеи я решил написать свой "автобиографический очерк". Да и чада мои просят написать его, так как я окончил две совпартшколы  с журналистским уклоном.  Мой дядюшка, Иван Дмитриевич Заборский, был писателем. Советовал мне, чтобы я учился журналистике. У меня есть несколько статей, которые писал в газеты.
   Автобиографический очерк я начал писать в 1960 году, когда ушёл из советской армии на гражданку. В армии я прослужил двадцать два года. После окончании армейской службы  я часто ездил, на малую Родину,  домой. Здесь я с головой окунался в жизнь Выйского народа, особенно проявлял интерес к жизни своих односельчан деревни Заборье. Из поездки я всегда привозил полную записную книжку о жизни земляков.
К большому сожалению я очень поздно начал собирать материал про жизнь Выи. В деревне, за годы Советской власти, очень много умерло старожилов. До сих пор я не знаю имени, отчества,  своего прадеда по отцу.
   Ещё одна ошибка: мало написал про свою собственную семью. В моём написании автобиографического очерка  способствовало то, что большая просьба была от моей жены и всех родственников.  Огромную роль в подборе материала  помогла жена, разыскивая данные в моих архивах.
Заранее благодарю каждого, кто соизволит прочитать этот очерк, посвящённый мой любимой жене Зинаиде Никифоровне Заборской.
   Заранее благодарю  того, кто осмелится прочесть этот труд!
Николай Александрович Заборский. г. Ленинград 28 октября 1993 год. 
 
   Моя деревня Заборье и её обитатели.
(по состоянию проживаемых  жителей на 1 января 1929 года.
В этот год   я  уехал с родины на чужую сторону. )

   В те далёкие времена домашний адрес мой был такой: Архангельская губерния Северо-Двинский округ Сольвычегодский уезд Верхнетоемский район Выйско-Ильинская волость д. Заборская.
Волостное управление того времени находилось в д. Степановская (Клинье). В настоящее время эта деревня утратила своё значение и все административные здания  находятся в д. Окуловская - за полем. Деревню Заборская в народе называют Заборье, а Окуловскую - Окулова.
   
   Деревня Заборье расположена в прекрасном месте: со всех сторон окружена лесами, преимущественно сосновым бором, который защищает деревню от ветров.
   В старину деревня находилась на большом тракте, идущим от д. Клинье, через д.Петрухино и далее от д. Заборье в волости:  Гавриловскую, потом в Малопинежскую (Горковскую) и конечный пункт - районный центр село Верхняя Тойма. Кругом нашей деревни находятся плодородные пашни, сенокосные луга, под горой озеро и река Выя с находящийся в ней рыбой. В лесах много ягод, грибов всех сортов и хорошая охота. В лесах, на озере и в реке много дичи, уток, гусей и разного зверья. Так, что наши предки правильно выбрали своё стойбище - поселенцы из русского народа. В деревне проживали работящие люди, которые жили натуральным хозяйством. Всё делали сами: ткали для одежды ткани, выделывали кожи, шили обувь, катали валенки. Делали из дерева всю хозяйственную  утварь, охотились на зверя, занимались сплавом леса по рекам в г. Архангельск.
   Северная часть деревни является более открытой, так как лес находится подальше. Сначала под горой деревни находится озеро, затем пахотная земля, а дальше сенокосные угодья за которыми видна река Выя, а за рекой простилается лес. Леса тут больше лиственные. Деревня стоит на высокой горе, северная часть её больше продувается ветрами. Большой тракт, идущий с востока на запад,  делит деревню на две половины: южную и северную. Северная часть деревни фасадом выстроена на юг, чтобы ветер не дул в окна.
  Южная смотрит окнами на север, чтобы было меньше солнца в окнах.
   Тракт от д.Окуловы  до Верхней Тоймы протяжённостью 150 километров. При Советской власти, когда стал появляться автотранспорт, этот тракт прекратил свою деятельность. Из Окуловы в Гаврилово стали ездить на автомашинах по левому берегу реки Выя, чтобы не переезжать её два раза. Если отъехать от деревни Петрухино , на расстоянии в один километр в сторону деревни Заборье, на пути встретится высокая гора, называемая жителями Городище. Тут находится кладбище для захоронения жителей деревень Жихаревская  Петрухино), Заборская, Бабиновская и Белоусовская (Новинки). Тут покоятся  останки моего дедушки Д.В. Заборского, отца и мачехи и её детей.
   
   Оттуда видны все выйские деревни. Гора покрыта сосновым лесом.  Эта гора начинается от западного   края деревни, идёт в сторону Городища и делает поворот под 90 градусов и уходит на юг в сплошные леса. В угорах Городища растёт много ягод: малины белой и красной, смородины чёрной и красной, много вереска. От Городища до деревни Заборье дорога идёт горой. На Городище, в старину, стояла, срубленная из толстых брёвен добротная часовня. В ней были иконы, среди них распятый Иисус Христос. Минуя часовню и идя сосновым бором приходим в нашу деревню. Оттого,  что наша деревня расположена за бором - получила своё название Заборье.
   В нашей деревне жили замечательные и трудолюбивые люди. Возьму описывать северную половину деревни и пройдусь по домам с запада на восток.
В первом крайнем доме, от реки Выя, жил Засухин Терентий с женой Александрой и сыновьями  Алексеем,  Иваном, Павлом, дочь Мария и Марья ( Мария Терентьевна будет потом моей бабушкой по отцу). Сыновья Алексей и Павел Терентьевичи имели по половине дома. Сын Василий погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны. У его была жена Вера,и сын Валентин.  Дочь Марья умерла в детстве.
   У Сына Алексея Терентьевича жену звали Катей. Их старший сын Арсений погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны. Второй сын Василий умер в семидесятые годы в г. Орёл, туда уехал жить после войны. Тоня, дочь Василия, погибла в войну при бомбёжке. Про сына мне ничего неизвестно.
 Дочь Евгения Алексеевна в последние годы проживала в селе Верхняя Тойма.  Дом этой семьи не сохранился. В хозяйстве у их имелась лошадь, корова, овцы.
Следующим, по направлению на восток, будет дом, в котором я родился. Он и сейчас стоит в исправном состоянии. Это дом моего деда Дмитрия Васильевича Заборского. Потом его купит Вера Ивановна Кулижская.
   Третий дом будет Дмитрия Семёновича  и Татьяны Ивановны Лобановых. В семье было пять детей: сын Михаил и дочери Татьяна, Екатерина, Ульяна и Евгения. Михаил погиб в погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны. Дочь ,Евгения живёт в Москве, а про остальных дочерей ничего неизвестно.  Дом сохранился и в нём живёт жена Михаила Авдотья.  Хозяин, Митя, умел пилить брёвна на доски продольной пилой, чтобы потом крыть крыши.
В четвёртом доме жила семья Засухиных Антона  Васильевича и Натальи Александровны. Сыновья Нестор и Степан да дочки Анна, Соня и Липа.
  В пятом доме жил Лобанов Василий Семёнович с женой Степанидой. Сын Василий, дочери Анна и Мария в тридцатые годы  выехали на постоянное место жительства в Сибирь.
   В пятом доме жили супруги Бабиновские Василий Трофимович и Федосья Михайловна. Федосья рано овдовела, так как мужика убили до революции охотники из Коми. Он тогда был на охоте на реке Вашка.  Федосья Михайловна дожила до 92-х лет и умерла в доме престарелых  г. Вельск. Детей не было, дом не сохранился.
   В шестом доме жили супруги Бабиновские Иван Трофимович с женой Афанасьей.
Было два сына: Вениамин был с детства не здоров и определён в спецбольницу. Василий погиб в погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны. Дочь Кира всё время жила где-то на чужбине.
  В седьмом доме жил Бабиновский Семён Трофимович. Четыре раза был женат, но неудачно. Потом уехал на чужбину и пропал без вести.
   В восьмом доме жили супруги Засухины: Павел Фёдорович и его жена Прасковья. Сыновья у их были Семён и Арсений, дочери Анна, а дочь Мария была от Степаниды. Степанида была матерью Прасковье. У Марии был сын Иван от Семёна. Дочь Анна Павловна проживала в Мурманске.
   В девятом доме  проживали супруги Засухины: Ефим Васильевич и Анисья Трофимовна. Сыновей звали Михаил и Иван да дочь Настасья. Михаил был женат на моей двоюродной сестрёнке Поле, а Иван на дочери Якова Лобанова - Раисе. Михаил и Иван погибли  на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны.
   В десятом доме проживал Аксёнов Афанасий Алексеевич с женой Александрой. У их родились дети:  Павел, Евгения, Володя, Вера, Шура.
   В одиннадцатом доме проживал Аксёнов Иван Алексеевич с женой Доминикой. У их родились дети: Пётр, Андрей, Володя, Анна, Мария, Антонина, Лидия, Александра. Все дети уехали в тридцатые годы в г. Ленинград. Дом их купил Засухин Григорий Фёдорович и перевёз на Новинки на дрова.
   В двенадцатом доме проживал Засухин Григорий Фёдорович, а как звали жену - неизвестно. У их родились дети:  Борис, Виталий, Кронид, Наталья, Зоя. Виталий с семьёй жил на Новинках, Кронид с семьёй уехал жить в Сибирь, а Борис погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны.
   В тринадцатом доме проживал Засухин Михаил Фёдорович  с женой Александрой. Была одна дочь Надежда. Мать у его звали Екатерина, а у брата Федоса жена Тоня ушла на Новинки к Тимичам.
   Южная часть деревни Заборье. Начну с востока на запад.
В четырнадцатом доме проживал Лобанов Яков Семёнович с женой Анной. Было две дочери Мария и Раиса.
В пятнадцатом доме проживал мой отец Александр Дмитриевич с мачехой, Натальей Михайловной.
В шестнадцатом доме жила Поздеева Анна Сосипатровна. Мужа не было, жила с сыном Степаном.
В семнадцатом доме жил Арсений Алексеевич Засухин с женой Надеждой. Про детей ничего неизвестно. Арсений погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны.
В восемнадцатом доме жил Василий Алексеевич с женой Евдокией. Сын неизвестно где обитает, и также дочь Тоня.
В девятнадцатом  доме жил Трофим Бабиновский - отец Ивана, Василия и Семёна Бабиновских.  Дочери Мария, Анна, Анисья. Мария - это жена моего дяди Д.Д. Заборского давно умерла на Осяткино.
В двадцатом доме жил Василий Васильевич Заборский с женой Пелагеей. Сыновья Павел и Яков, дочери Домна и Клавдия.  Павел был мужем моей мачехи,  Натальи Михайловны Заборской, пропал без вести в первую мировую войну.
Яков Васильевич погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны. Вдова Раиса Ивановна Заборская, мать А.Я. Грязных.
В двадцать первом доме жил Фёдор Васильевич Засухин с женой Анной. .
Единственный сын Степан  в детском возрасте повесился.
В двадцать втором доме  жила Наталья Петровна Заборская. Сын Василий погиб после первой мировой войны от разорвавшегося снаряда найденного на Вые. Сын Кати, П.В. Заборский, живёт в Осяткино.
В доме жил Афанасий Алексеевич Аксёнов с женой Пелагеей, бабкой Олёной. Дети: дочь Серафима и два сына Митя и Лёня. 
В двадцать третьем доме жили Василий Евстигнеевич  Аксёнов с женой Евгенией. Дети: Алик (Альфред), Геннадий, дочь Венера.
В двадцать четвёртом доме жил Дмитрий Евстигнеевич Аксёнов. Первая жена была Анна Марфишна. От них были дети: Лида, Валя и Николай Леготин. Валя давно умерла, Николай утонул, про Лиду ничего неизвестно.
У Дмитрия от второй жены было два сына и оба Василия. Жили в городе  Архангельск.
В двадцать пятом доме жил Семён Лобанов с женой. Были дети: сыновья Алексей, Александр, Николай, дочери Мария и Александра.
В двадцать шестом доме жил Аксёнов Степан с женой. Были дети: Григорий, Иван, Александр, Анна, Аксения, Мария.
В двадцать седьмом доме жил мой дедушка Дмитрий Васильевич Заборский с женой Марией Терентьевной. В этом доме мы жили до 1926 года. Потом моему отцу был выстроен новый дом и мы жили в нём. В доме дедушки жила большая семья:  отец мой Александр Дмитриевич Заборский с женой Анной Яковлевной ( моя мать умерла 10 февраля 1922 года).Брат Лёня был старше меня на три года и умер в 1929 году. Отец мой умер 4 марта 1948 года. Второй сын у дедушки,
 Иван Дмитриевич Заборский, (журналист-революционер, писатель-поэт самородок) умер в 1929 году. Его жена Анна Александровна (Бакилина) умерла в 1983 году. Детей у их не было.
Третий сын Вениамин Дмитриевич Заборский, жена Надежда Павловна. Сыновья Валерий и Леонид. Дядя Веня был моим крестным отцом, а тётушка Наталья крёстная мать. Дядя Веня  погиб на фронте в 1941-45 годах Великой Отечественной войны.  Жена Вени умерла в 1981 году, Валерий умер в семидесятых годах.
Четвёртый сын, лесоруб-стахановец, Дмитрий Дмитриевич Заборский, жена Мария Трофимовна. Дети были: Люся, Иван и Алексей.  Дочь Люси Люба и сын Сергей живут в Ленинграде.  Оба семейные.

*****
На фотографии часть  д. Заборье.


Рецензии