Как прекрасен этот мир часть восемнадцатая

                Новое Ч.П.
   Произведя новую инструкцию, руководство рудника праздновало победу. Но победа эта оказалась  Пирровой. Прошло два месяца, и на очистных сооружениях произошло новое чрезвычайное происшествие.
   В тот день Александру и Дмитрию был выдан наряд на переход с первой линии хлоропровода на вторую и произвести профилактический ремонт первой.
----  Идите и выполняйте! – напутствовала технолог

    Возражать было бесполезно. После составления новой инструкции  никто уже ни в чем не перечил «Витаминовне». Она ходила с высоко поднятой головой, даже интонации в голосе поменяла, стала говорить вкрадчиво с издевательской усмешкой. Отказ от нарядов автоматически означал увольнение. А куда пойдешь еще работать, если все сопутствующие и подсобные цеха закрываются?  Новую-то инструкцию, хоть и с возражениями, но подписали все!

----  У нас нет таких работ, чтобы не соприкасаться с хлором! – заявил Крючков. – Кто не согласен, или не годен по состоянию здоровья, будет уволен! Не нравится – ищите другую работу на чистом воздухе.

     Легко сказать – ищите другую работу, если даже где-нибудь и устроишься, то зарплату будешь получать, по сравнению со здешней, мизерную.
    Понуро шли Александр и Дмитрий в хлораторную. На медицинском языке такое состояние можно было назвать состоянием аффекта.

   Хлораторная – двухэтажное здание из красного кирпича, довольно объёмное. В нем и хлораторная установка, и подсобные помещения для хранения внушительного запаса жидкого хлора в баллонах по сорок с лишним килограммов каждый, и  весовая, где установлено расходное, дегазационное оборудование, и емкость для бракованных баллонов, и лаборатория. На втором этаже  вентиляционные установки и слесарка.

   Дмитрий долго стоял у входа в расходное помещение, устремив невидящий взгляд в забор с тремя рядами колючей проволоки наверху. Здание хлораторной без единого окна, было похоже на камеру предварительного заключения, красовавшееся возле городской милиции.
       Наконец-то очнувшись, Дмитрий сказал Александру:
----  В зоне мы. В тюрьме! Пошли работать, а то уволят.

    Через склад они прошли в весовую, где установлены кассеты с баллонами. В весовой полутемно. Недостаточное освещение не позволяло отчетливо видеть положение кранов и вентилей, пока не приблизишься к ним вплотную. На каждом из них висят таблички: «закрыт», «открыт», на баллонах: «пустой», «полный», «в работе», обозначен первоначальный вес. Все аккуратно, по инструкции. Эта весовая, да и все остальные помещения, вот уже продолжительное время, являлись местом работы Дмитрия и Александра. Александр тоже самоучка, учился  у  Дмитрия. Он, так же как и Дмитрий прочитал билеты в курсовой сети и сдал экзамен. Он во всем подчинялся Дмитрию, считал его старшим, каковым и был Дима.

   Всегда внимательный и аккуратный в действиях, Дмитрий, тем не менее, на этот раз допустил промах. И промах этот имел серьёзные последствия.
    Операцию по переходу с баллона на баллон, ребята обычно производили, не надевая противогазов, хотя инструкция предписывала. Особенно опасного в этой операции ничего нет, если все идет как надо. Но в этот раз как надо не получилось.

  Хлор из нового баллона не пошел. Они не услышали характерного шипения в вентиле, не увидели обмерзания хлоропороводящих трубок. Что-то было не так. На выходе из баллона три вентиля: вентиль на баллоне, вентиль на переходе компенсаторов в трубопровод и страховочный вентиль на трубопроводе. Дима открыл все, но хлор не шел. Какой из вентилей не работает было не понятно.

 ----  Сразу ведь не угадаешь, какой вентиль тормозит, - размышлял Дмитрий. Такое уже было однажды. Засорились компенсаторные трубки, забило их песком. Баллоны-то хранятся вниз вентилями, а кто и когда их промывал? Вот и сыплется вниз ржавчина да окалина. Да ещё какой хлор в них закачивается, поди, с мусором.
----  Надо смотреть угловой, - предложил Александр. - Наденем противогазы
на всякий случай.

    Ребятам следовало сначала закрыть вентиль на баллоне и проверять вентили по очереди, начиная с дальнего. Дмитрий же  начал закрывать дальний. Был он сегодня каким-то заторможенным, уже успел набегаться по объектам, помогая операторам, и выслушать от «Витаминовны» кучу выговоров. Он, как и Рябцев, перепутал направление вращения, и произошло то же самое -  выбило шток вместе с набивкой.

 Струя хлора ударила Диме в грудь. Хлор под давлением в шесть атмосфер со свистом вырвался наружу и быстро начал заполнять весовую. Хорошо ещё, что проектировщики предусмотрели разместить расходное оборудование в нише, ниже основного пола. Хлор, как известно, тяжелее воздуха и заполнил здание не сразу.

----  Бежим! – прокричал Александр и махнул рукой в сторону выхода. Александр быстро выскочил на верхнюю площадку. Дима тоже ринулся к выходу. Его противогаз В-2, не предназначенный для высоких концентраций, пропустил хлор под маску. Дмитрий задохнулся, к тому же ещё споткнулся на лестнице, больно ударился голенью о железо, в результате набрал полные лёгкие ядовитого газа, закашлялся, упал.

 Александр сверху подал ему руку и выдернул на площадку. Выскочив в помещение склада, Александр плотно закрыл дверь в весовую, закрыл и складскую. Выбежав на улицу, ребята на ходу стали скидывать с себя верхнюю одежду. Дима получил еще порцию хлора от телогрейки, пропитавшейся  насквозь.

----  Беги в компрессорную! – прокричал Саша, сдернув противогаз.- Пусть вызовут скорую! Я сам все здесь сделаю.
    И опять не сработала автоматическая защита. Не включились ни вентиляторы, ни насосы, ни сигнализация. Надо было срочно включить хотя бы вентиляцию и предупредить участок об утечке.

    Дмитрий плохо соображал, но беспрекословно подчинился младшему товарищу. Скорая примчалась быстро и увезла его в больницу.
    Александр включил вентиляторы и сигнализацию. На рев сирены сбежались все, кто был на смене.

    И Крючков и «Витаминовна» были тут как тут. Начальник участка заставил всех надеть противогазы и разогнал по рабочим местам. Крючков и Зенкова, как и Александр стояли поодаль от объекта и слушали шипение хлора, рвущегося из баллона. Соваться в здание было опасно. Войти в помещение, и перекрыть вентиль на баллоне можно было только в акваланге, которого на очистных не было.

    Начальник участка подсчитывал, когда закончится утечка. Она могла продолжаться долго, баллон-то был полный. Но утечка вдруг прекратилась сама собой. Хлор, закачанный в баллон, оказался грязным. Струёй хлора всколыхнуло мусор  и засорило вентиль. За месяц это был уже третий баллон, заполненный грязным хлором. Утекло всего шесть килограммов.

   Подача жидкого хлора была прекращена. Подвезли к резервуару на выходе мешки с хлоркой и стали хлорировать воду старым методом.


Рецензии