Как жили французские короли. 3. Шенонсо

Замок Шенонсо называют женским замком, потому что наибольшее влияние на архитектуру и историю оказали имен-но женщины. Этими женщинами были: жена  Томаса Бойе, интенданта по финансовым делам в   Нормандии.

Бойе купил средневековое поместье на реке Шер. В него входили окруженная рвами крепость и водяная мельница. Томас вскоре отправился на войну, а за строительство но-вого замка взялась его жена Катрин Брисонне.
 
Вопрос со старыми постройками она решила радикально. На месте донжона разбили парадный двор, который до сих пор окружают рвы. От крепостных укреплений оставили одну башню, а от мельницы две опоры. На них по распоря-жению  Катрин мастер П. Непве построил квадратное зда-ние с угловыми башенками, но обладая при этом элегант-ностью и красотой, присущей стилю Ренессанса.

Второй была Диана де Пуатье. О ней я писал выше. Добав-лю только, что, невзирая на возраст,  Диана сумела сохра-нить свою красоту. Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и про-гуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня.

Красавица, обладающая незаурядными способностями, мужским умом и характером, она получила замок Шенонсо в подарок от короля, на зависть Екатерине Медичи. Генрих II сделал еще один подарок своей фаворитке, простив ей часть налога, который он лично ей вернул.

Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего владе-ния, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли  овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору   экзотическими, например артишоки и дыни.

Она заставила промерить глубину реки Шер с целью пред-полагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Филибера Делорма в 1556 году. Возможно, она планировала построить второй корпус, симметричный первому.               

 Со смертью Генриха II Екатерина Медичи, третья дама, становится регентшей при дофине-Франциске II. Интерес-но, что Екатерина, не пользующаяся первые годы при французском дворе расположением и вниманием, считаясь дамой не особо утонченной и образованной, отдала распо-ряжение построить чрезвычайно красивую галерею на мо-сту, которая дополнила замок и придала ему очарование. При ней в замке состоялись роскошные празднества в честь сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт.

Она отобрала Шенонсо у любовницы мужа. Диана была вынуждена обменять замок на Шомон, хотя ни разу там не появилась, переселившись в свое поместье в Ане,  где и умерла.               

При Екатерине Медичи был разбит (к западу) новый сад и  построены  новые служебные помещения, в частности, библиотека возле капеллы. Эти работы были закончены в 1568 году к моменту подписания Амбуазского мира.

Продолжая работы по строительству и украшению, Екате-рина   еще в большей степени развила дело, начатое ее предшественницей и соперницей Дианой де Пуатье. Рас-ширив шелководство и организовав производство шелка на месте, она создала Орлеанские «королевское полотно». Она также добилась значительного увеличения дохода от име-ния, пересмотрев арендную плату, аренду ферм, мельниц, лесов и пошлины с жителей округа.

Она придает еще больший размах роскошным садам. Так, она сажает лимонные и апельсиновые деревья, великолепно обустраивает земли, цветники, увеличивает количество рощ, гротов, построек и фонтанов.

Четвертой дамой, чья история связана с замком Шенонсо, была жена короля Генриха III Луиза де Водемон, за кото-рой история закрепила прозвище  «белой дамы», так как она до конца своих дней соблюдала траур по своему мужу, который был убит религиозным фанатиком монахом като-ликом Жаком Клеманом. По обычаям средневековья траур-ный цвет платья был белым.

С Луизой де Водемон все праздники в замке прекратились. Она уединилась в замке и большую часть времени прово-дила в молитвах и общении с монашками урсулинками.               

Замок по наследству перешел к Франсуазе де Меркёр, жене Цезаря Вандомского. Начиная с этого момента, короли Франции покинули Шенонсо. Последним там жил Людовик XIV в 1650 году в возрасте 12 лет.

 Состояние заброшенности, в котором герцоги Вандомские и Бурбоны-Конде оставили замок, было прервано с пере-оборудованием одного из его крыльев в монастырь капуци-нов. От этой эпохи остался подъемный мост, служивший для изоляции монахов от внешнего мира.

Впоследствии замок переходил от одного хозяина к друго-му. Сегодня замок полностью восстановлен и открыт для посещения публики, являясь обязательным пунктом для ви-зита в Долину Луары.

При входе в поместье нужно пересечь длинную аллею, окаймленную вековыми деревьями, которая ведет на широ-кую эспланаду. По правой стороне раскинулись сады Диа-ны де Пуатье.

На углу Парадного двора, омываемого водами реки Шер, возвышается средневековый донжон, частично обновлен-ны. Подъемный мост позволяет попасть на нижний этаж,  где можно увидеть Зал Гвардейцев, стены которого увеша-ны гобеленами XVI века. В капелле установлена  скульпту-ра из каррарского мрамора «Мадонна с младенцем»

Дальше - Зеленый зал Екатерины Медичи с гобеленами, комната Дианы де Пуатье Жана Гужона, над которым ви-сит портрет Екатерины Медичи. Кроме того,  в комнате Дианы де Пуатье целая галерея с полотнами Рубенса, При-матиччо, Наттье и других художников.

На втором этаже помимо бального зала,  здесь находится галерея гобеленов   с сценами охоты и мраморными стату-ями римских императоров, привезенными Екатериной из Флоренции.

Парадная, или комната «Пяти королев (двух дочерей Ека-терины и трех ее невесток. Ее дочери - королева Марго –супруга Генриха IV, Елизавета Валуа -супруга короля Ис-пании Филиппа II; и ее невестки Мария Стюарт -супруга Франциска II, Елизавета Австрийская -супруга Карла IX), , а также жены короля Генриха III Луизы де Водемон – «бе-лой дамы».

Все комнаты меблированы и красиво декорированы.  Обо всем не расскажешь.  Напоследок можно прогуляться по роскошному парку XVIII века с тисовыми лабиринтами с кариатидами на живописнейшем берегу долины Луары. Из Шенонсо мы переехали в Амбуаз.


Рецензии