Фрида Кало Я рисую цветы, чтобы они не умирали

Фрида Кало является, пожалуй, самой известной мексиканкой и одной из ярчайших фигур в изобразительном искусстве двадцатого века. Её жизнь - это необыкновенная и яркая история о безумной любви, творчестве и постоянном преодолении физической боли. О ней всегда ходило множество слухов и легенд. Она - та самая, которая превращала свой гипсовый корсет и искалеченное катастрофами тело в диковинные леса, усыпанные цветами и заселенные невиданными зверями. Женщина, которая умудрялась совмещать беззаветную любовь к своему мужу и сверх меры распутный образ жизни. Истинная патриотка и революционерка, разделявшая коммунистические идеалы. Выдающаяся художница, умевшая рисовать обнаженную боль - всё это Фрида Кало.

Мексиканка или немка?

Магдалена Кармен Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, фешенебельном пригороде Мехико. А вот её отец Карл Вильгельм был выходцем из семьи немецких ювелиров. В молодости он отправился в Мексику и решил начать новую жизнь. Сменил имя на Гильермо и обвенчался с молодой мексиканкой.
От матери Фрида унаследовала склонность к переживаниям и целеустремленность, от отца — душевное тепло, нежность, но прежде всего, прославленную немецкую дисциплинированность. Кстати, она любила подтрунивать над его немецким происхождением и ласково называла отца «герр Кало».

«Шеф»

Фрида выросла в царстве женщин, в красивом «Синем доме» с внутренним двориком, расположенным на углу улиц Лондрес и Альенде. Заправляла домом деспотичная и склонная к депрессиям мать, которую Фрида называла «шеф». Матильда (так звали мать Фриды) выросла в семье, где было одиннадцать детей. Она была самой старшей, присматривала за всеми и совсем не знала материнской ласки, поэтому ей нечего было предложить своим детям.

«Фрида — деревянная нога»

В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, болезнь приковала задорную, непоседливую малышку на девять месяцев к постели. Белые простыни, сменяющие друг друга медсестры, боль и лекарства стали постоянными спутниками ее жизни. Девочка поправилась, но из-за атрофированных мышц навсегда осталась хромой — за это местная детвора называла ее «Фрида — деревянная нога».
Отец взял на себя заботу о больной дочке. Он придумал для нее целый комплекс упражнений, который казался в то время немыслимым для девочки из уважаемой мексиканской семьи.
Она каталась на роликах и ездила на велосипеде, хотя эти виды спорта традиционно считались мужскими, а также занималась греблей и борьбой, играла в мяч.
Хромота со временем стала менее заметной, но нога оставалась очень худой. Фрида пыталась это скрыть, надевая несколько пар чулок под высокие сапоги, а позже носила брюки и мешковатую одежду.

Плохая девчонка

Фрида приступила к учебе позже других детей из-за болезни. В детстве Фриду отправили в «школу для хороших девочек», где сразу стало очевидно, что ей там не место. В 8 лет Фрида осквернила храм знаний отборной бранью, курением и хулиганскими вылазками в собственноручно организованной банде «Качучас». В 14 она совратила старшеклассника прямо в классе! Нравоучения Фриде не помогли, и это повторилось снова на заднем дворе школы. В результате она была исключена за плохое поведение. Затем ее отправили в учебное заведение, которое занималось подготовкой педагогов, но столкнувшись с домогательствами преподавательницы, она покинула и эту школу.

Мечты о медицине

В 1922 году в возрасте пятнадцати лет будущая художница  занялась изучением медицины. Одаренная ученица, она стала одной из первых девочек — среди двух тысяч учеников их было всего тридцать пять, — принятых по конкурсу в Национальную подготовительную школу «Препаратория», считавшуюся лучшей в Мексике.
В этой школе училась будущая элита страны, девочек туда стали принимать только благодаря политике нового министра просвещения Хосе Васконселоса. Фрида выбрала пятилетний курс, готовивший к изучению медицины. Интересовала её биология, в частности анатомия и ботаника.

Новый день рождения

В 1910 году в Мексике началась революция. Франсиско Мадеро поднял восстание против диктатуры Диаса. В течение десяти лет в стране свирепствовала гражданская война, погибло около миллиона человек — цена, которую пришлось заплатить за рождение современной Мексики. Фрида тоже не поддерживала политику власти и выступала за общественный переворот. Она подчеркнула это, намеренно сменив дату своего рождения с 1907-го на 1910-й — год начала Мексиканской революции.

Авария

В годовщину независимости Мексики, 17 сентября 1925 года Фрида попала в страшную аварию:  автобус, в котором она ехала, врезался в трамвай. Тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, ребер, вывих левого плеча… список травм поразил даже врачей. Они собирали Фриду буквально по частям. Дальше несколько месяцев больницы, десятки операций, штыри и корсеты. Жизнь врачи сохранили, но возможность иметь детей была навсегда потеряна. Ей  пророчили быть прикованной к инвалидному креслу, но благодаря своему упрямству, волевому характеру и настойчивости художница всё же выкарабкалась.

Начало творчества: автопортреты

Чтобы хоть как-то скрасить долгое пребывание в больнице, отец приносил в палату дочери краски с бумагой. Она не могла встать, поэтому мать установила ей кровать с балдахином, повесила внутри небольшое зеркало и заказала специальный мольберт, позволявший творить лежа. Ей оставалось лишь рисовать саму себя, вглядываясь в небольшое зеркало. Все, что ей было доступно для изучения, — это собственное лицо. Именно этим и объясняется ее страсть к автопортретам. Они у Кало полные диковинных зверей, бабочек и растений. Они настолько жгучие, что окружающим кажется, что на них изображена обнаженная боль в чистом виде.  Автопортреты художница рисовала всю жизнь. Провокационные, чувственные, странные. В национальных платьях и мужских костюмах. «Я пишу себя, потому что знаю эту тему лучше всего», — говорила Фрида.

Фрида и Диего

Спустя некоторое время работы Фриды были показаны профессиональному художнику Диего Ривере, который и убедил ее заниматься живописью. Они влюбились друг в друга и поженились в 1929 году. Отец Фриды - единственный, кто присутствовал на их свадьбе. Жених был одет на американский манер и носил гигантскую ковбойскую шляпу, а Фрида выбрала стиль коренных индейцев: длинную юбку и традиционный шарф ребозо, накинутый на плечи. Позже Диего вспоминал, как в середине церемонии «дон Гильермо Кало встал и сказал: „Господа, да это же просто какая-то комедия!“.
Выйдя замуж за Риверу, Фрида стала неотделимой частью прокомунистической художественной богемы, и её жизнь снова, наполнилась смыслом! С самого начала Фриду и Диего захватывал алый дух революционных настроений. Выкрикивая коммунистические лозунги, они маршировали по улицам обалдевшего города. "Брак голубки и слона", как его называли родители Фриды, был адски непрост. Сложно представить более противоречивую пару: хрупкая Фрида и страшный бабник (да и просто страшный) Диего. Вот она уже застает мужа с одной натурщицей, потом с другой. Озлобленная и преданная Фрида напивается до беспамятства, и спустя некоторое время уже Диего застает ее с его же собственными любовницами.

Без детей

У Фриды Кало не было детей. После аварии врачи настаивали, чтобы Фрида отказалась от мечты о материнстве. Она трижды нарушала этот запрет, но ее тело трижды выносило собственный вердикт. Врожденная патология, травмы, полученные в результате аварии, в том числе перелом таза: Фрида не могла выносить ребенка.
После очередного выкидыша она писала доктору Элоессеру: «Милый доктор… я так надеялась, что у меня будет маленький Диего. Потеряв его, я была безутешна, я постоянно плакала, но теперь понимаю, что мне ничего не остается, как принять все как есть… В конце концов, существуют тысячи вещей, которые навсегда останутся выше моего понимания, окутанные завесой тайны. И вообще нужно брать пример с кошек: я не умерла, а это уже кое-что!».

Американский период

Несмотря на коммунистические настроения четы, Фрида и Диего в 1934 году переехали в США, оплот капитализма. Здесь Диего как художник-монументалист получил заказ на роспись Рокфеллеровского центра. За эту работу художник не получил ничего, поскольку отказался заменить лицо Ленина на «лицо неизвестного человека». Однако именно здесь, в развитой индустриальной стране, у Фриды проснулось чувство национального самосознания. Американцы ей показались скучными и жутко эгоистичными типами, хотя мексиканку и впечатлило развитие этой страны. С этих пор Фрида даже в повседневности не снимала национальных мексиканских нарядов, чем был обусловлен ее уникальный стиль. Противоположность двух культур художница изобразила в картине «Автопортрет на границе Мексики с США» .

Развод

В 1934 году пара снова возвратилась в Мексику и их экстравагантный брак дал первую по-настоящему серьезную трещину. Фриде пришлось пережить осложнения своей давней травмы, несколько операций и вдобавок выслушивать причитания мужа о возвращении, по ее вине, в бедную Мексику. Диего начал изменять Фриде с младшей сестрой своей же жены – Кристиной. К тому же в 1937 году мимоходом у них дома останавился сам Троцкий, у которого завязался роман с темпераментной мексиканкой Фридой. На почве взаимной ревности в 1939 годуслучился очень болезненный для художницы развод.

Сережки от Пикассо

В январе 1939 года Фрида отправилась во Францию, в ту часть Европы, где уже вовсю свирепствовал фашизм. Выставка называлась «Мексика», и Фрида занимала в ней отнюдь не центральное место.
Выставка не сулила и финансового успеха, ведь над Европой нависла угроза войны, парализовавшая все вокруг. Однако все произошло ровно наоборот: на выставку пришло много художников, Фрида познакомилась с известными людьми. Ив Танги и Хуан Миро восторгались ее работами, Кандинского они тронули до слез.
А Пикассо подарил Фриде серьги, выполненные в форме маленьких рук, — как символ их зародившейся дружбы.
Позже он признался Диего: «Ни Дерен, ни я, ни ты не способны написать такое лицо, как это делает Фрида Кало».

Фрида и «лос Фридос»

У Фриды был свой взгляд на вещи, своя, очень личная, философия, и в 1943 году она начала преподавать ее ученикам в государственной школе живописи и скульптуры Ла-Эсмеральда. Фрида работала три дня в неделю по 12 часов и получала зарплату 252 песо. Но она давала намного больше тем, кто скоро станет именовать себя «лос Фридос».
 В манере преподавания Фриды не было ничего академического. Она проводила занятия в импровизированных мастерских (у себя дома, в саду), брала студентов на рынок, отводила в трущобы, они посещали археологические раскопки и даже пулькерии (бары, в которых подают мексиканский напиток пульке). Ей хотелось показать жизнь такой, какая она есть, научить видеть ее в самых разных проявлениях.

Дом с попугаями

Кажется, всё в жизни Фриды было необычным. Даже её дом, где они жили с Диего. В нем было много растений и животных: собаки, маленький олененок Гранисо, попугай Бонито, орлица Гертруда Кака Бланка, обезьяны Фуланг-Чанг и Каймито. Это не считая индеек, голубей и рыб.
Диего и Фрида придали дому вид, который сохранился до наших дней: преобладающий синий цвет, красивые большие окна, которые украшены в самобытном индейском стиле, две фигуры Иуды, охраняющие вход. Кисти и палитры художницы оставлены на рабочем столе, на прикроватном столике лежит шляпа Диего, его халат для работы и стоят большие ботинки. В огромной угловой спальне находится стеклянная витрина, увенчанная надписью с датой рождения Кало.
Дворик с насыщенными голубыми и красными стенами  украшает надпись, сообщающая о том, что с 1929 по 1954 год здесь проживали супруги, которая так же, как и год рождения художницы не соответствует действительности, отражая сентиментальное и идеалистическое отношение к браку.
В дни празднований 100;летия со дня рождения Фриды в её доме обнаружили две «секретные комнаты» с вещами. В них нашли: 22 105 документов, 5387 фотографий, 168 платьев и 11 корсетов, 212 рисунков и эскизов авторства Диего и 102, принадлежавших кисти Фриды. Фрида не переставала удивлять всю жизнь. И даже после.

Снова замуж

Через некоторое время после развода Диего осознал, что потерял самое самобытное, героическое и красивое создание на свете и стал умолять о воссоединении и повторном браке, который вопреки всему состоялся в 1941 году. Но с условиями: никаких измен, ревности и нетерпимости друг к другу, а также материальная независимость каждого из супругов. Но семейному счастью всё-таки мешали жгучие темпераменты обоих художников и всё более подкашивающееся здоровье Фриды, которая уже не могла жить без поддерживающих корсетов и морфия.

Главный экспонат

И, как бы в утешение за очередную пытку болью, в 1953 году состоялась ее первая персональная выставка на родине, куда Фриду привезли на носилках. Там, несмотря на изувеченное тело и адские боли, она улыбалась, шутила, много пила и курила, была по-своему счастлива, потому что рядом находились ее картины и драгоценный Диего. А главным экспонатом на собственной выставке была сама Фрида.

Последние годы

В последние годы жизни состояние художницы с каждым днем ухудшалось. Сначала ей отняли пальцы, после — ногу. Боли в спине не прекращались, а вспышки пневмонии не давали жить полноценной жизнью. Художница понимала, что жить ей осталось недолго, поэтому заранее купила мужу подарок на 25-летие совместной жизни.
На последней картине Фриды Кало изображены арбузы — любимый мексиканский фрукт. Некоторые из них разрезаны, что является символом приближения кончины, но их красная мякоть подобна жизни — сочной и наполненной яркими событиями. Чувствуя дыхание смерти, Фрида алой краской написала на куске арбуза свое имя, дату и место в котором она появилась на свет и вскоре покинет его. Последний штрих — надпись «VIVA LA VIDA» заглавными буквами, и картина окончена, как, впрочем, и жизнь.
В 1954 году она сделала последнюю запись в своем дневнике: «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида», и, как говорится, добавьте ещё хоть слово, если сможете. Закончились страдания самой известной мексиканки в возрасте 47 лет из-за обострившейся пневмонии, и последние дни она провела со своим любимым.

Интересные факты о Фриде

*Вопреки страданиям и боли, которые сопровождали Кало на протяжении всей жизни, ее натура была живой и раскрепощенной, а лексикон полон нецензурных фраз. В юности она была хулиганкой, поэтому в более поздние годы сохранился ее пыл и задор. Фрида много курила, злоупотребляла алкоголем, обожала текилу, имела бисексуальную ориентацию, исполняла песни с неприличным содержанием и рассказывала гостям во время своих задорных вечеринок непристойные шутки.
*В начале 2006 года эксперты Sotheby’s оценили полотно «Корни» в семь миллионов долларов (стартовая цена составляла четыре миллиона фунтов стерлингов). Шедевр был написан масляными красками по листу металла в 1943 году и продан за пять миллионов шестьсот тысяч долларов. Это стало рекордной ценой за работу латиноамериканского мастера. Рекорд стоимости работ этой художницы сохраняет автопортрет 1929 года, который продали в 2000 году за четыре миллиона девятьсот тысяч долларов.
*В начале двадцать первого века венесуэльский бизнесмен Карлос Дорадо организовал фонд Frida Kahlo Corporation. Родственники Фриды предоставили ему право на использование ее имени в коммерческих целях. Так возникла косметическая линия, марка текилы, обувь для занятиями спортом, ювелирные украшения, керамика, корсеты и линия нижнего белья, а также бренд пива.
*Художница вела свой дневник до кончины на протяжении 10 лет. До 1995 года он был засекречен и хранился в мексиканском правительстве, а сейчас находится в музее в Мехико.
*Фильм «Фрида» (Frida) — это яркая кинобиография мексиканской художницы. Лента режиссера Джулии Теймор шесть раз номинирована на премию «Оскар». Режиссер поставила в центр внимания зрителя не политические убеждения или страдания Кало, а ее жизнерадостность и свободолюбивую натуру, которые художница сумела сохранить, несмотря на удары судьбы.

Фрида Кало: "Я целыми днями собирала бы цветы в букеты, я писала бы красками горе, любовь, нежность, я равнодушно сносила бы глупость других, и все говорили бы «бедная сумасшедшая»; я построила бы свой мир, и, пока я жива, он был бы в согласии со всеми остальными мирами..."


Рецензии