Диплом

Началась преддипломная практика.
К этому времени уже прошло распределение, и все, кто был распределен на предприятия, проходили на них практику. А кому предстояла служба в армии, как мне, проходили практику в институте на своей кафедре.
Однако практикой это можно было назвать с большой натяжкой.
Моим руководителем был профессор Удалов, который передал меня инженеру, фамилию которого я уже не помню. Этот инженер для себя или для кафедры конструировал телефонный автоответчик на базе магнитофона «Комета-201». Вот он и поручил мне сборку и отладку его схемы.
Если учесть, что до того я никогда паяльника в руках не держал, то для меня это действительно была неплохая практика - в жизни пригодилось. К тому же за это нам еще и деньги кафедра платила – полставки. Выходило рублей по 45 в месяц. Да еще стипендия 60 руб. Это ж можно было жить!
Тему моей дипломной работы определил тоже инженер, не знаю, сам ли или по совету Удалова.
Звучала тема внушительно – «Управление низковысотным полетом с помощью радиовысотомера».
Это сейчас все знают, что такое низковысотный полет. А тогда, чтобы понять, что это такое, мне пришлось идти в библиотеку 1-го отдела, получать книжку с грифом «секретно» и читать, как американцы во Вьетнаме впервые применили этот метод ведения войны в воздухе. Для меня это был некий «слом шаблонов».
Как же так? Ведь я еще при поступлении в институт писал сочинение на тему «Дальность, высота и скорость в авиации». Во мне жило представление о том, что надо стремиться, чтобы наши самолеты летали дальше всех, быстрее и выше всех. А американцы взяли и обхитрили нас: стали летать медленно, но низко, огибая рельеф. Наши станции обнаружения замечали их слишком поздно, чтобы привести в готовность средства ПВО. Янки спокойно подлетали к цели, бомбили и убирались восвояси. Правда, им пришлось разработать новые приемы бомбометания. Раньше прицельное бомбометание производилось из пикирующего самолета, а при низковысотном полете это невозможно. И потому их самолеты бомбили "из кабрирования", то есть набора высоты, и отбомбившись, также на низковысотном полете уходили из зоны поражения. И мы ничего не могли с ними сделать!
Это было серьезным уроком для нас. Научные и конструкторские силы были срочно направлены на ликвидацию отставания в этой области. Коснулось это и студентов. В нашей лаборатории все студенческие дипломные работы были так или иначе связаны с управлением низковысотным полетом.
Правда, результаты моделирования на АВМ МН-10, порученного мне, быстро показали, что на основании данных только радиовысотомера управлять самолетом можно лишь в пустыне. Все-таки в реальном полете необходим локатор переднего обзора. Но для диплома это было неважно.

Защита
Диплом не вызвал особых трудностей. Несмотря на то что в него входило больше десяти листов графиков, диаграмм и чертежей, а чертить я терпеть не мог с начала обучения, я с ним справился. Наиболее сложные чертежи начертил тушью мой лучший друг Женька, а графики и диаграммы уже я сам, - но тоже тушью, специально приобретенным автоматическим рейсфедером, что тогда было диковинкой. Женька им так восхищался, что я ему его потом подарил.
Специальную часть я честно писал в библиотеке 1-го отдела, так как диплом имел гриф "секретно", а технологическую часть перекатал с чужого диплома прошлых лет, который помог достать кто-то из приятелей. Так что гордости от своего диплома испытывать я не мог, да и оценка мне была не важна: в корочки ее не проставляют, а вкладыш никому не требуется. Я же не собирался поступать в аспирантуру…
 Остается защита. Наличие у диплома грифа имеет одно преимущество: на защиту не может попасть любой, кто захочет, а только тот, кого включат в список допущенных. Мой руководитель и консультант решили, что лишние не нужны, а потому включили только себя, пару моих друзей, чтобы задали вопросы, и напросившегося технолога.
Тот, увидев, что в аудитории никого нет, кто бы разнес мой диплом в щепки (он все-таки сохранил в себе обиду на меня) решил сам задать вопрос об излишне свободном монтаже на печатной плате. Я объяснил это тем, что плата работает в условиях повышенной тепловой нагрузки, хотя этот монтаж я просто срисовал с другого проекта. Технолог мог понизить мне оценку только на один бал, что он и сделал.
Итак, диплом был защищен с оценкой "хорошо" и на этом официальная часть моего образования завершилась.
Впереди замаячила большая и красивая жизнь, свободная от экзаменов и оценок.


Рецензии