Совмин УзССР приказал доразведать уголь Байсуна

Перед Новым Годом, в1979г., меня вызвали в Министерство геологииУзССР и обязали, по распоряжению СОВМИНа Узбекистана, обеспечить палеонтологией и стратиграфией поисково-разведочные работы,которые начнутся на Байсунском каменноугольном месторождении,которое нужно было срочно разведать и начать разрабатывать. Уголь Байсуна разведывался в 1934 и в 1956г.г., но после открытия в Узбекистане природного газа стал не рентабельным. Местные жители ежегодно сами добывали уголь для отопления своих жилищ. Они без крепления прокапывали штольни, небольшого диаметра и на ишаках (черные от угольной пыли), перевозили уголь в ближайшие селения. К сожалению, ежегодно под обвалами погибало несколько таких «шахтеров».

Вот СОВМИН Уз ССР и обязало Министерство геологии Уз ССР открыть 3-е угольное месторождение. Ангренское угольное месторождение, в самом начале 2 мировой войны открыл Григорий Степанович Чикрызов.По его рекомендации на уголь бурилась скважина,но кто то из завистников написал на Чикрызова донос,что зря тратятся государственные деньги и угля не будет.В результате Григория Степановича арестовали,а бурение приказали остановить, но его бригада на свой риск продолжала бурение и, скважина вскрыла 20м. пласт бурого угля. Потом рядом вырос город Ангрен, а уголь стали добывать открытым способом Г.С. Чикрызов стал лауреатом - первооткрывателем, так же как и Елена Анатольевна Репман, открывшая в 1939г.высококалорийный,каксующий уголь в Шаргуне( второе угольное месторождение).Шаргуньский уголь из шахт расположенных в горах,нужно было вывозить к обогатительной фабрике и для этого построили канатную дорогу. Чтобы начать работы по Байсунскому углю, мне нужно было в начале декабря съездить в Самарканд-геологию, составить договор на работы. Оформив все документы в г. Самарканде, я с шофером решили заехать(200км.) к Мухаммади в Байсун и поохотится на диких кабанов,чтобы к Новому Году обеспечить домашних мясом. Кабаны зимой спускаются поближе к населенным пунктам, а по следам их легко обнаружить,преследовать и подстрелить. Пошел сильный снег и Мухаммади предложил перенести преследование 2 обнаруженных в бинокль кабанов на следующий день,а утром мы отменили охоту узнав,что в сторону Термеза двигается многокилометровая колонна Ташкентских городских рейсовых автобусов ,с призванными военнослужащими запаса. Это начался ввод наших войск в Афганистан.Пришлось возвращаться,но около Дербентского перевала, нашу машину долго не пускали выехать навстречу двигающихся машин,которые часто переворачивались, съезжали в кувет из-за скользкой снежной дороги и из-за отсутствия опыта многих водителей, ездить по горным снежным дорогам.

Пчелы помогали мне изучать Байсунский уголь

Вернувшись в Ташкент, я решил не продавать своих пчел, которыми занимался уже второй год, а на лето вывезти ящики в Байсунский район, за 640км. К этому времени я в Ташкенте уже имел 12 пчелиных семей, которые на зиму ставил в саду у моего друга Юры. Заняться пчеловодством нас с Владиком Пак привлек Миша Микулин. Мы купили 4 семьи, и целый год, учась, работали на Мишу и его 40 семей, пройдя курс молдого пчеловода от Весны до Зимы, утроив количество своих семей. Весной улья вывозили на к Сыр - дарье, летом в горы (Паркент), а осенью на ближайшие хлопковые поля.Пак посчитал, что пчелы для корейцев маловыгодный бизнес и к зиме продал мне своих пчел. На следующий год, я под видом выбора полевого лагеря, вывез ночью на полевые работы в Байсун все свои 12 пчелиных семей. Подготовка семей в долгий путь требует особой подготовки. Когда стемнело, я тщательно закрыл все летки в ульях, чтобы они не могли из них вылезать и кусать все живое. Потом мы и с сыном загрузили в отрядную машину все ящики с пчелами и другим пчелиным имуществом: медогонка, инструменты, запасные ящики с вощиной и т.д. . Во время езды пчелы поднимают температуру в ящиках и им требуется вентиляция и обязательное движение автомашины, иначе они запарятся и погибнут. По дороге у меня запарились 2 семьи, не выдержав жары, т.к. мы перед Китабским перевалом несколько часов вуланизировали и меняли лопнувшую камеру нашего ГАЗ-66. Проехав от Китаба еще 200 км., мы ночью установили ящики с пчелами около селения Байсун (Туда) на огромной поляне, покрытой толстым слоем бараньего помета. Рядом выбивались из под белого кварцевого песчаника холодные родники(Алча -булок),которые поили ниже-расположенное село Туда.Поставили палатки, вскопали огород, для помидор, огурцов и зелени, привезли рассаду из г. Байсуна, расположенного в 14 км. ниже и начали работы. В нашу задачу входили: изучение имеющихся наземных разрезов, обработка керна из 5 скважин и двух параллельных 3 км. штолен, работы по которым только начинались. Поэтому я начал работы с наземных послойно-стратиграфических разрезов в районе месторождения,чтобы выяснить, можно ли по комплексам пресноводной фауны и флоры различать каждый, из 3 уже известных угольных пластов(мощностью-0,8м.;0,9м.; и рабочего пласта мощ.-1,2м.).Три года пролетели быстро. Периодически я объезжал скважины, документировал набуренный керн и по полученным данным делал заключение о возрасте пробуренных интервалов. Как - то мы в субботу с шофером Саттаром приехали на буровую в верховье реки Мачайдарьи. На буровой находился только один рабочий, а остальные, уехали отдыхать. Пока мы обрабатывали керн, стало темнеть и рабочий решил включить для нас свет, но у него, что то не клеилось и свет на буровой не зажигался. Чтобы посветить самому себе, рабочий зажег спичку, а из ствола скважины вырвался столб пламени, который охватил всю буровую. Мы метались около огня, но потушить огонь не смогли. Рабочий пытался закрыть устье скважины , но огонь продолжал вырываться из устья. Рабочий побежал сообщить по рации начальству о пожаре. Пока он бегал, струя огня на буровой стала уменьшаться и, огонь потух. Это был небольшой выброс газа, который вырвался на поверхность, из верхне байосских отложений, расположенных под землей в 700-800м. ниже буровой. Утром приехавшее начальство было недовольно, что буровая на месте, а выброс газа был небольшим, т.к. они желали бы открыть новое месторождение углеводородов. Газ часто вырывается из скважин, особенно когда они пересекают юрские известняки, которые при обычном ударе молотка сильно пахнут сероводородом.

Из пробуренной и законсервированной в эти годы Дербенской скважины, наверно и по сей день, выходит газ, на котором в1980 году можно было вскипятить чай и подогреть обед. По бортам Дербенского ущелья, сложенного верхнеюрскими известняками, вытекают сероводородные родники, которые местные жители используют для лечения.

За три года я составил и изучил все обнажения и разрезы в районе угольного месторождения, по мере проходки документировал штольни, очень осложненные тектоникой и, поэтому, пласты с углем повторялись в штольнях неоднократно, как и другие слои, что очень затрудняло их сопоставление и опознание всех 3 угольных прослоев. Флору мне определяла А.Т.Буракова, фауну Е.А.Репман. Комплексы флоры и фауны, выделенные нами в разрезах на поверхности, и намеченные как эталонные, для каждого из 3 пластов углей (Рабочий пласт имел мошность 1,2м, остальные-0,7-0,8м),мало отличались друг от друга и всегда вызывали при определении этих пластов угля большие сомнения,т.к.условия образования были очень близкие:в озерах или болотах и в те времена обитали одни и те же пелицеподы, а по берегам росли одни и те же растения. В самый ответственный момент. я больше интуитивно, чем по комплексам флоры и пресноводной фауны определил, что штольня№1 дошла до 1 Рабочего пласта мощностью 1,2метра..Мне молодому геологу было непонятно, почему бурение на уголь происходит не от месторождения, а от большого удаления от площади, где уголь установлен. На мой вопрос, Первый Замминистра В.Г.Гарьковец мне ответил «Людям нужно дать работу».

Мы каждое лето собирали огромный урожай помидор, огурцов с удобрённой баранами площадки, на которой размещался лагерь. Балоны покупали или меняли за мумие, (которое мы сами собирали в горах) в пионерских лагерях, а крышки достали на пивзаводе в г Денау, где Н.С.Хрущев дегустировал ром из сахарного тростника,а потом навеселе выступал в Ташкенте..Все овощи обрабатывала и закручивала мой техник-геолог и повар и зам начальника отряда- Нина Филипповна Головашова и делила на всех членов отряда. В конце полевых работ она подбивала стоимость питание и если у нее не хватало 3 рублей, то она могла несколько ночей все снова пересчитывать и ее честность, иногда меня раздражала. Но 3 рублей для погашния «растраты» она от меня - начальника, никогда не брала. Выше нашего лагеря, примерно в 3 км. от наших палаток, горняки пробивали 2 трехкилометровые штольни, которые я документировал. Шахтеров хорошо обеспечивали хлебом, мясом, сливочным маслом и др. продуктами. Мы постоянно этим пользовались. Как - то Нина Филипповна послала за хлебом 10 летнего внука - Генку, а он по дороге, потерял 3 рубля. Она его запилила и, пожалев Генку, моя жена Таня пошла с ним искать вверх по горной тропе эти 3 рубля. Пробираясь сквозь арчу Генка показывал места, где он пописал, где покакал, но деньги очевидно сдул ветер. Таня дала Генке 3 рубля, чтобы бабуля успокоилась. На день шахтеров разведчикам угля привезли с десяток свиней со свинобазы, которых поместили в специальный загон, а те сделали подкоп и ушли в горы. Половину хрюк нашли и пристрелили, а остальные познакомились с местными дикими сородичами и стали размножаться. Через год-два, мы стали встречать в горах белесых подсвинок - метисов.

Рабочие-шахтеры угольного месторождения Байсун, работали вахтовым методом (по 15 дней), пробивая две трехкилометровые штольни, и мало отличались от других рабочих Геолого - разведки Министерства Геологии. Они питались в столовой под карандаш (в долг). В день отъезда все (кроме местных), получив зарплату напивались, загружаясь в вахтовой автобус, который вез смену в г. Самарканд. По дороге они встречались с автобусом, который вез безденежную новую смену шахтеров из г. Самарканда в г. Байсун. Автобусы останавливались, и начиналась совместная пьянка. Потом всех эагружали (заносили) в автобусы и машины разъезжались. Приехавшие к штольням, переодевались, и начинали работать: взрывая породу, вывозя в вагонетках взорванный грунт, крепя штольню и т.д..В конце работей смены они смывали угольную пыль в душе и так д

до следующей смены. Часть работяг уходили в запой и, пропив все возвращались к своей очень тяжелой работе.

Над нашим лагерем все лето пас баран молодой чабан. В его юрте я увидел несколько редких книг.Оказалось что он был делегатом Съезда Комсомола.На съезд его выбрали, как передовика,потому что он несколько лет сдавал государству всех ягнят,которые рождались в его стаде. .Самое трудное на съезде, для депутата-пастуха было не заснуть под монотонные выступления докладчиков и во время хлопать, а книги, ему выдавали на съезде бесплатно, как обязаловку.

По наводке этого пастуха, моя лайка Чара облаяв, выгнала куницу, и я попал в нее одной дробинкой. Я снял с нее шкурку и имея опыт выделки, заказал супруге шапку, сбоку куница, а сверху каракуль.

Три раза за лето я качал горный мед (последней качкой качал с целебного растения Абрук-местное название), который Головашова успешно продовала по 8 руб. за кг. Вырученные деньги она в конце сезона передавала только моей жене-Тане.

Как - то перед Ташкентом, решили съездить в Душанбе за посудой, дефицитными вещами, которые не имели спрос у местного населения. Поехал геолог- Владик Пак, моя супруга, Андрей, я, собака Чара и козел подаренный Мухаммади..В самом центре г. Душанбе,наш шофер не пропустил такси и произошло столкновение. У нашего шофера забрал права самый заслуженный усатый гаишник, похожий на Буденного. Решили в г. Душанбе ждать разборку и решение комиссии ГАИ . Мы поставили палатку-кухню в центре города,привязали за веревку козла,чтобы он на газонах ел траву,сняли для кухни газбаллон,флягу с водой и поручили Чаре охранять все это хозяйство. У меня были пустые бланки нашей экспедиции, на которых душанбинец-доктор г.м. наук Юра Андреев напечатал нам характеристику на шофера. Два дня мы ходили по магазинам Душанбе, тратя пчелиные деньги, по утрам умывались на глазах прохожих, пока не получили назад водительские права и заплатив небольшой штраф поехали домой в Ташкент через Анзобский перевал.

К Ташкенту через 15 часов езды стали подъезжать около 3 часов ночи. Все вымотались и устали и, как назло, нас останавливает гаишник. На козла у нас не было медсправки, на его драгоценное здоровье и когда гаишник спросил. Где козла украли? Я ему со злости ответил, что у нас женщин нет, а мы с козлом живем. »Езжайте! Езжайте! « Это все, что мог ответить нам потрясенный гаишник узбекской национальности.

Неоднократно мои и чужие пчелы роились, и мне несколько раз приходилось ловить улетевший рой. Представте себе большой клубок из пчел, в центре которого сидит молодая Матка. Этот комок нужно аккуратно переместить и вытряхнуть в ящик, коробку и даже мешок, а потом пересадить в отведенный улей. Один раз мои пчелы пострадали после опыления клевера ядовитыми ядохимикатами, но за короткое время восстановили свой состав. Самым главным врагом пчел были красивые сине-зеленые, с желтыми окрасами Щурки. Они ежедневно налетали на пасеку, уничтожая пчел в больших количествах. Я убивал щурок, подвешивал их около пасеки, но их прилетало все больше и больше. Помогать уничтожать щурок стал наш шофер-Саттар, который стал стрелять по ним, когда они садились на электрические провода и в результате оставил без энергии штольни. После этого состоялся неприятный разговор с начальником шахты - Бахромом.

Работая на уголь, мы часто ездили на рыбалку в Дербенское ущелье и ставили в реке Мачайдарье на ночь нашу морду. В этот раз поехали я, моя супруга, Владик Пак, наша Любимая Чара и шофер УАЗИКа-Олег Кутузов, т.к. мы решили после рыбалки сразу ехать в Ташкент с полной 50 литровой флягой с зажаренным кабаном,залитым обжаренным хлопковым маслом..После удачной рыбалки, сытые и довольные мы двинулись из Дербента к шоссе Душанбе-Ташкент. Перед самым шоссе, у магазина, у машины вышел из строя мотор. Мы попытались уговорить проезжающих шоферов, взять нас на буксир. Но тянуть нас в жару 40 градусов на перевал никто не соглашался. Неожидано появился знакомый тракторист, который взял до вершины Акрабатского перевала нашу машину. Мы спешно заняли свои места и двинулись на прицепе к перевалу. Проехав около15 км., я обнаружил, что в спешке забыл у двери магазина,где мы все сидели , свою полевую сумку. В сумке были секретные топосновы масштаба 1:25000 и большая сумма денег. Я выскочил из машины и велев всем ждать меня на перевале, поймал машину и пустился на ней в обратный путь. К моему огромному счастью, сумка так и лежала и ждала меня у входа в магазин. Снова проехав до перевала, но уже с счастливым настроением, я примкнул к своему замученному коллективу. По нашему шоссе теперь ехали и машины, которые направлялись из Термеза в Ташкент. Около 3 часов мы просили шоферов попутных машин, взять нашу машину на прицеп до г. Гузара (около 100км.). Решили всем спрятаться, а на дороге оставить одну Таню с собачкой Чарой. На приманку клюнули две машины с военными, которые ехали в Китаб из Термеза. Когда два капитана стали ухаживать за молодой и красивой дамой с собачкой, то их беседу прервали бородатые геологи, которые обещали в Гузаре всех офицеров напоить и накормить мясом дикого кабана. Капитаны клюнули на наше предложение и согласились дотащить нас до Гузара. В нашей машине с шофером остался я и, мы понеслись то вниз, то вверх, сжигая тормозные колодки и, только благодаря опыту Кутузова, доехали до Гузара. Перед повортом на Гузар, около магазина машины остановились и я открыл флягу с мясом и купил 4 бутылки водки,которую стаканами стали пить офицеры и для солидарности и моя супруга. Офицеры после второго тоста просто отключились,а Татьяна стояла на ногах. Нашу машину дотащили до ташкентских геосъемщиков, которые базировались в Гузаре.Двух офицеров солдаты занесли под душ,в котором их приводили в чувства несколько часов.Машину с жаренным кабаном оставили у геологов,а сами на автобусах стали и попутных машинах стали пробиваться к Ташкенту.Доехали как то до Самарканда.На троллейбусе с Чарой, которая ныряла между ног в полный салон и тихо лежала до команды «Вперед!», мы доехали до автостанции. Народ к собаке относился с пониманием. Когда в Ташкенте подъехали к станции Метро, то хотели взять такси,но все нам отказывали из за собаки. Тогда мы все взяли билеты в Метро и стали спускаться по лестнице вниз.Нам расставив руки преградил дорогу милиционер со словами» Стой!».В тот же момент Чара, почуяв опасность,которая угрожала хозяену,полоснула «врага» клыками по рукам. Брызнула кровь, а я громко выдал блюстителю порядка»Будешь шуметь-получишь 40 уколов в попу!»и мы быстро спустились и сели в отходящий вагон. Так мы благополучно добрались до дома.

Когда работы на уголь и наши были закончены, я продал с большой скидкой, все ящики с пчелами моему другу Дускулову Мухаммади,которого за три года обучил пчеловодству.



































 


Рецензии