Иуда и 30 серебреников

Михаил Ломоносов сказал: "Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего". Историю знать хорошо не только в целях повышения образованности. История - это путь, пройденный нашими предшественниками, их ошибки, их боль, их уроки. История - это возможность не наступать на грабли, которые уже разбили ни один десяток лбов. История учит, если мы готовы учиться.

Сегодня я хочу рассказать о библейской истории. Истории Иуды и того, о чем многие не знают или просто не задумываются.

Тридцать сребреников — словосочетание нарицательное, это плата за предательство, которую, согласно Новому Завету, получил Иуда Искариот, согласившись выдать Иисуса Христа первосвященникам.

С точки зрения Божественного промысла это событие было предопределено и предначертано. Агнец Божий должен был умереть за грехи человечества, в этом была суть Божественного искупления. Но давайте посмотрим на другую часть медали, человеческую. Зачем были нужны 30 серебреников и что случилось потом.

Христос очень мешал своими проповедями. Он подрывал устои и фарисейскую мораль. Он призывал людей смотреть на Истину, живого Бога, а не быть консервными банками, знающими тексты, но не понимающими их. Он был как бельмо на глазу религиозных лидеров того времени. Кристально чист и неуязвим.
Это раздражало.

ЗЛОДЕЯНИЕ ЧУЖИМИ РУКАМИ.

Люди во все времена одинаковы.  Переполненные яростью фарисеи хотели заставить Христа замолчать, так как речи его подрывали их авторитет среди народа, лишая и уважения, и денег. Но сделать это законным путем было невозможно. Да и не хотелось руки марать. И тогда был придуман коварный план. Было решено убрать Христа руками римлян, которые руководили в этот период провинцией Иудея.

Предательство Иуды не ограничилось только тем, что в среду он пришел к первосвященникам, сообщил некую информацию и получил за нее тридцать сребреников. Нет, за эти деньги от него требовалось большее: он должен был руководить всей «спецоперацией». То есть, во-первых, привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, показать, кого именно следует арестовать, кто из собравшихся на Елеонской горе — Иисус. Для римских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хватать. В;третьих, Иуде следовало «разрулить» проблемы, если те вдруг возникнут. Иуда справился. Иисуса схватили и казнили римляне. Казнили, как преступника, на лобном месте, среди разбойников, распяв на кресте.

ПРЕДАТЕЛЬ ОКАЗАЛСЯ "СВОИМ".

Первосвященники требовали казни Иисуса за "богохульство", так как он называл себя сыном Божьим. Но только их слов было не достаточно. Вердикт предстояло вынести представителю римской администрации. В это время правителем провинции Иудея был Понтий Пилат.

"Я не нахожу никакой вины в этом человеке", – сказал Пилат. Он даже решил спасти Иисуса через обычай отпускать одного из приговоренных к смерти накануне праздника иудейской Пасхи (Песаха). Но иудейские священнослужители не могли допустить спасения Христа. Они стали подстрекать толпу спасти разбойника и преступника Варавву. В итоге, выбор сделан. Приговор приведён в исполнение. Иисус казнён.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО И ДЕНЬГИ.

После того, как Иисуса приговорили к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам, сказав: "Согрешил я, предав кровь невинную". Они же сказали ему: "Что нам до того?". "И, бросив серебреники в храме, он вышел, пошёл и удавился" (Мф 27:5).

Деньги в этой истории появились не просто так. Мало кто знает, что Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением. Но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов – Иуда.  Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Очевидно у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное богатство. Об этом кладе как о причине предательства Иуды прямо говорится в литургическом предании Церкви.

Невозможно выяснить точно, когда он впервые запустил руку в апостольскую казну. Но в том, что Иуда украл оттуда гораздо больше, чем тридцать сребреников, можно не сомневаться.  Но что может быть для вора сильнее, чем деньги? Только БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ!

Иуда был движим страстью к наживе. Возможно, грёзами о должности министра финансов в новом государстве. Но Иисус не стремился к власти политической. А это разрушало планы Иуды на обогащение и статус. И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему… Кто же сможет убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!

Сатана внушил Иуде, что Христос непременно примет вызов, сметет первосвященников, римских оккупантов и Сам воцарится в Израиле. Но он обманул Иуду, как и должен был обмануть отец лжи – несчастного, погрязшего в болоте своих страстей и ослепшего от блеска призрачных сокровищ человека. И, как часто бывает в этой жизни, миг прозрения наступил и стал для Иуды невыносимо болезненным.

ОТНИМАЯ ЧУЖУЮ ЖИЗНЬ, ОН ПОТЕРЯЛ СВОЮ.

Предательство – это тайна больной души. Предатель вынашивает в сердце свои преступные планы и тщательно скрывает их от окружающих. Иуда никому не открывал своих намерений до самой своей бесславной гибели. И о том, что происходило в его душе, евангелисты, конечно же, не могли знать в точности. Евангелие рассказывает о предательстве очень скупо и это вполне естественно, потому что Евангелие – это история нашего спасения, а не история предательства Иуды.  И тем не менее, в Писании есть слова :
“Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).

В православной аскетике действие диавола на душу человека описывается следующим образом. ;Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели.;

Когда Иуда узнал о смертном приговоре, вынесенном Христу, он понял, что все его планы рухнули. Он стал виновником смерти величайшего праведника, он потерял право именоваться учеником Мессии… Но самой страшной потерей, наверное, было то несбывшееся богатство, которое Иуда уже считал своим. В мечтах он уже распределял финансовые потоки, идущие в казну Мессии со всех концов света. Что, в сравнении с этим богатством, тот жалкий клад, который был накоплен вором и предателем за годы проповеди Христа? И, тем более, тридцать сребреников… Он и взял-то их лишь для того, чтобы не спугнуть первосвященников, чтобы они поверили в искренность его желания отдать им Учителя.

Все кончилось для Иуды, все, ради чего он жил, оказалось призраком и ложью, глумливой насмешкой дьявола.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА.

Предатели - неизбывная часть жизни и большого пути человека. Более того, чем значимее то, что человек делает, тем больше шансов, что рядом с ним возникнет и вырастет Иуда, который попытается иметь свои дивиденды с этой деятельности. Вот только почему-то рано или поздно каждый предатель приходит к одному и тому же. Пытаясь увеличить количество золотых яиц, он убивает курицу, которая их несёт, и, в итоге, оказывается ни с чем.

ЛЖЕЦ ОКАЗЫВАЕТСЯ ОБМАНУТ САМИМ СОБОЙ, оказывается наедине с горечью поражения, утраты, пустоты и бессмысленности своей жизни. И единственным исходом для него становится бесславный конец, который освободит его душу от этой невыносимой горечи.


Рецензии