Неудавшийся эксперимент

 Для пеших походов за грибами мы с мужем выбираем одно из двух направлений: «за канал» или «за лыжную фабрику»; они оба находятся примерно на одинаковом расстоянии от родительского дома.

Лес начинается сразу же за каналом Огинского и за территорией лыжной фабрикой, продукция которой была широко известна в Советском Союзе.

Как-то августовским утром, выполнив домашнюю работу, я вышла во двор. Над зелёной травой, в лучах восходящего солнца, клубился пар.
 
Любуясь зрелищем, я сразу же вспомнила реакцию на подобное природное явление мужа моей сестры Татьяны, Владимира Цыркунова. Понизив голос, он заговорщицки спросил:

– Нелечка, слышишь?

– Что слышишь, Володя? Ничего не слышу, здесь же – удивительная тишина! – недоумевала я.

– Грибы «пищат»! – радовался родственник удачной шутке.

С того времени, предполагая появление даров леса, наша семья любит повторять неологизм Володи о «пищащих» грибах.

Вспомнив давний диалог с родственником, зашла в дом и обратилась к мужу:

– Володя, а может сходим в лес (накануне я его клятвенно заверяла, что «завтра – никаких грибов, будем отдыхать после каждодневных походов»)? Недалеко, за лыжную фабрику?

– Да, конечно, давай сходим, такая прекрасная погода! – согласился муж, великодушно не напомнив о моих вчерашних обещаниях.

За фабрикой находится смешанный негустой лес. Сразу при входе в него встречаются сыроежки, лисички, чёрные берёзовые грузди; в грибные годы мне попадались рыжики, подберёзовики, маслята и боровики.

В сезон в наших лесах искателей их даров не меньше, чем самих грибов. Не была исключением и наша вылазка: пройдя буквально метров сто, я встретила немолодого мужчину, который опирался на тросточку; в другой руке  он держал плетёный туесок.
 
Кепка  на голове грибника  придерживала огромный носовой платок, ниспадавший на плечи мужчины.

– Настоящая куфия –  мужской головной платок, являющийся частью гардероба представителей сильного пола в арабских странах. Очень мудрое решение: защита от распространённых в наших местах клещей и лосиной мухи*,  – подумала я, бегло оглядев экипировку грибника.

Я поздоровалась с мужчиной и поинтересовалась, много ли грибов он собрал?

– Да нет, я только что пришёл! – был ответ.

– И какие грибы Вы здесь находите? – уточнила я.

– Я беру все съедобные грибы: сыроежки, грузди, лисички, горькушки…, –  неторопливо перечислил “араб» названия плодовых тел.

Обращало на себя внимание правильное русское произношение грибника, не характерное для коренных жителей Телехан. Для себя я решила, что визави – отставной военнослужащий, долгое время живший в России, отсюда и грамотная речь мужчины. По этой же причине, полагала я, он и назвал известный гриб другим, незнакомым мне «именем».

– Возможно, Вы говорите о волнушках? – уточнила я.

– Нет, волнушка – это совсем другое. А это – горькушка, прекрасный гриб для засолки! – терпеливо объяснял мне собеседник. – Впрочем, я Вам покажу, именно сейчас я их собираю!

Он наклонился над «волчьими» грибами –  так у нас называют все несъедобные плодовые тела, аккуратно срезал их и показал мне вблизи.

– Так у нас эти грибы не берут, их же полным-полно в лесах! – удивилась я.

– А я беру и засаливаю вместе с волнушками, сыроежками и этими, как их называют? Чёрные такие … – задумался собеседник.

– Грузди? – подсказала я.

– Да-да, грузди! – обрадовался помощи грибник.

– Грузди – очень вкусные грибы, жаль, что в нашей местности не встречается груздь настоящий, белый, один из лучших съедобных грибов. Иногда можно найти скрипицу, – попыталась было я «оседлать своего (любимого) конька» –  грибную тему.

Не удалось: меня окликнул муж. Пожелав «арабскому мужчине» удачи, пошла навстречу Володе.

Собирая грибы, я всё думала о горькушках. Знакомые всегда считали меня сведущим грибником. Как оказалось, зря: я не знаю некоторых съедобных макромицетов**, широко распространённых в наших лесах.

Впервые я изменила своим правилам. Придя из леса домой, я не принялась за переборку грибов, а направилась в домашнюю библиотеку. Нашла иллюстрированное пособие для биологов «Макромицеты», выпущенное в 1976 году издательством «Вышейшая школа» Государственного комитета Совета Министров Белорусской ССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
 
Авторы книги, Галина Ивановна Сержанина и Иван Иванович Змитрович, описали сто семьдесят пять видов группы низших растений. Издание иллюстрировано «цветными фотографиями, которые с документальной точностью передают богатство в оттенках окраски плодовых тел грибов» (из предисловия книги).

Я сразу нашла искомый гриб: Lactarius rufus, горькушка, гриб рода млечник семейства сыроежковые.

«Шляпка пять-восемь сантиметров, плоско-выпуклая, затем широковоронковидная или вдавленная, с выступающим острым бугорком и прямым краем, тёмно-красно-бурая, каштаново-бурая, гладкая.

Мякоть плотная, тонкая, палевая, под кожицей с оттенком шляпки, с едким, очень обильным белым млечным соком, неприятным запахом».

Далее следует описание пластинки, ножки, спор, мест произрастания млечника.

«… Плодоносит в июне-октябре группами. Очень распространённый в БССР вид.
Употребление: съедобен (солёный). Допущен ГОСТом*** в заготовку».

Информация из книги, изданной в советские времена, меня заинтересовала; я решила попробовать ранее неизвестный гриб.

В следующий поход в лес мы с мужем собрали немного горькушек. Я применила такую же обработку, как и для груздей: трёхдневное вымачивание с ежесуточной двукратной сменой воды, сорокаминутная варка, соление со специями и размещение под гнёт.
 
Работая с млечником, я не ощущала неприятного запаха, указанного в книге-справочнике; он появился на этапе засолки грибов.
 
Спустя три дня после заготовки горькушек, в кладовой я учуяла посторонний, неприятный запах; найти его источник не составило труда.

– Чему удивляться, ведь авторы «Макромицетов» предупреждали об этом свойстве плодовых тел! Может, после засолки, когда завершатся процессы брожения, он исчезнет? –  надеялась я.

Зря обольщалась надеждой: нежелательный душок только усиливался.

Моего терпения хватило на неделю; источник неприятного запаха был отправлен в компостную яму.

Муж, наблюдавший завершающий этап «заготовки» горькушек, философски прокомментировал:

– Отрицательный результат – тоже результат!

P.S. Проведывая своего соседа, ветерана Великой Отечественной войны, Зиновия Николаевича Колончука, я рассказала ему о «новых» грибах и об опыте, не оправдавшем моих надежд.

– Я знаю эти грибы. Их очень много в наших лесах; шляпка у них никогда не бывает червивой! – отозвался на моё повествование собеседник.

– А Вы что, собирали горькушки?! – удивилась я.

– Я – нет, а вот моя тёща, Софья Марковна, прекрасно их солила! – ответил Зиновий Николаевич.

Его поддержала дочь, Нина Береснева, с детства хорошо запомнившая отменный вкус солёных горькушек. Их готовила её бабушка, жена Окользина Александра Константиновича, первого председателя колхоза, созданного в Телеханах в 1939 году.
 
*Оленья кровососка, известный вид семейства кровососки, специализированные кровососущие паразиты теплокровных животных. На теле человека они могут находиться несколько суток. Не являются переносчиком заболеваний, характерных для клещей. Укусы мухи довольно неприятны и болезненны.

**От греческих слов: makros – большой и mykes – грибы.

***ГОСТ – аббревиатура от словосочетания «государственный стандарт».


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Нелли! Я тоже обожаю и есть, и собирать грибы. Но в Ростовской области грибы "не пищат" и несъедобные. Даже те, что в других регионах можно есть. Вызывают тяжелейшие отравления. А вот у брата на даче в Адыгее отвожу душу. Но мы собираем только белые грибы, подберезовики, грузди и опята. Другие не рискуем. В позапрошлом году засолили 20кг груздей!
С наилучшими пожеланиями,

Людмила Нор-Аревян   16.09.2023 15:22     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, уважаемая Людмила!

В отличие от Вас, я весьма равнодушна к грибам, как к продукту питания.

А вот их сбор - это моё всё! Меня даже не тяготит переборка и обработка плодовых тел; имея печальные наблюдения приёма в пищу нашими пациентами несъедобных и ядовитых грибов, я никогда и никому не доверяю этот чрезвычайно ответственный процесс.

С самыми добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   17.09.2023 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.