Предисловие

                Предисловие

     Настоящее издание представляет собой сборник анекдотов, собранных автором            в течение 34 лет, из которых 31 год – офицерский. Анекдоты собраны поштучно: услышаны на службе и в частых командировках; извлечены из памяти, рассказанные родителями.

     Анекдоты представлены в порядке их поступления, но при этом рассортированные на три части: приличные, пикантные и вульгарные.

     Автор считает, что приличные анекдоты можно рассказывать в любой компании, пикантные – в хорошо знакомой компании, естественно, без детей и людей, чей слух будет оскорблен пикантностью анекдота.

     Принято решение издать только две части. Вульгарные анекдоты автор не решился представить читателям, чтобы знающие его люди не подумали о нем хуже, чем он есть на самом деле.

     Данное издание предназначено любителям слушать и рассказывать анекдоты. Рядовой читатель может найти в нем не стареющую библейскую мудрость в понимании человеческой сути.               
         
 Все началось осенью 1972 года. Я и еще около тридцати офицеров были собраны в городе Калуга для подготовки к поездке во Вьетнам, чтобы показать американцам кузькину мать. Они уже, который год, практически безнаказанно бомбили мужественный вьетнамский народ. 

     Подготовка началась еще летом. Осенью она закончилась. Представители генштаба приняли у нас необходимые зачеты и определили нашу готовность ехать на войну. Но оказалось не все так просто. Китайцы требовали, чтобы личный состав и техника ехали через их территорию разными железнодорожными составами. Советское руководство не могло с этим согласиться, так как были случаи пропажи техники. Вьетнамцы должны были урегулировать с Китаем этот вопрос. Наконец все было урегулировано, но появились новые обстоятельства. Кандидат в президенты СЩА Никсон пообещал своему народу, безуспешно воюющему с Вьетнамом  уже 9-й год, что в случае избрания его президентом он прекратит войну. Поэтому было решено подождать с нашей отправкой. В ноябре 1972 года Никсона избрали президентом. Он активизировал с вьетнамцами мирные переговоры. Но последние выдвигали оскорбительные для США условия. Американцы усилили бомбардировки Ханоя и всего Вьетнама. Наше руководство резонно не стало посылать нас под бомбы. Наконец, вьетнамцы стали более сговорчивыми, и в результате в январе 1973 года было подписано Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

      А мы, все эти шесть месяцев, в ожидании отправки, сидели в Калуге.
Молодой, энергичный офицерский состав, оторванный от дома,  страдал от безделья. Каждый искал для себя какое-либо занятие, чтобы скоротать мучительное  ожидание. Здесь и было принято мною решение: «Собирать анекдоты». Благо, что в нашей мужской, интересной компании   рассказывалось  их достаточно большое количество.

      Вместе с записью новых анекдотов, вспоминал старые, ранее услышанные анекдоты, в том числе в детстве. Возбуждение памяти на поиск в ней анекдотов – напряженный, достаточно  интересный процесс. Гуляешь, едешь в транспорте и все копаешься в памяти в нужном направлении. И, вдруг: «Эврика!» – вспомнил очередной анекдот. Здесь же достаешь ручку, ищешь клочок бумаги и записываешь его. Ибо, как меня учили – «Лучше плохой карандаш, чем хорошая   память». И такая работа продолжалась далее.

     Анекдоты (от греческого – неизданный) в эти годы, вплоть до 90-х годов 20-го века  не издавались, а передавались из уст в уста. И в это время, все ещё существовало понятие «политические анекдоты». За них уже не сажали, но за их сбор и распространение можно было прилично пострадать, вначале по партийной линии, а затем и по служебной. Поэтому, при необходимости, в записях делалась необходимая кодировка. Все это, правда, было легкомыслие. Ибо если бы был пойман за этим занятием, то те, кому надо, все бы расшифровали.

     Собрание анекдотов – настоящая охота. Иногда рассказчики, зная мое хобби, приходили с анекдотами сами. Но в большинстве случаев за ними приходилось охотиться. Благо, что по роду службы очень часто был в различных, длительных командировках  в больших мужских коллективах. Когда начинается травля анекдотов, то срочно достаешь ручку, записную книжку и стараешься записать об анекдоте хотя бы пару слов.

      После такой охоты садишься в укромное место, подальше от назойливых глаз и начинаешь расшифровывать свои записи в ту же записную книжку. Как правило,  расшифровка удавалась. Хотя были и сбои, о чем будет рассказано ниже.

     Анекдот, представляющий собой короткий, вымышленный, юмористический рассказ с неожиданным концом, допускает при  расшифровке определенную интерпретацию его преамбулы. Заключительная его часть, соль анекдота, должна быть воспроизведена как можно точнее, ибо без нее не будет анекдота. Ее и нужно уловить на охоте.

     По возвращении из командировки анекдоты переписываются начисто в специальную тетрадь под определенным номером. Такая трехэтапная работа над анекдотами позволяет достаточно хорошо их запоминать и, при случае, свободно рассказывать.

    Анекдоты по своей пикантности можно условно разделить на приличные анекдоты, пикантные и вульгарные. Все они имеют право на существование при условии, что они будут рассказаны в соответствующем месте и компании.

     Приличные анекдоты можно рассказывать в любой компании.
В пикантных и вульгарных анекдотах могут звучать неприличные слова, в них есть намек на секс, их следует рассказывать в соответствующей, хорошо знакомой компании, естественно без детей и людей, которых могут оскорбить пикантность или вульгарность анекдота.

     По своему опыту убедился, что анекдоты можно рассказывать все подряд, избирательно и по случаю.

     Например, когда возвращался из длительной командировки, то собирались сослуживцы отдела, чтобы послушать анекдоты, собранные в последнее время. В таких случаях рассказываешь все анекдоты подряд.

    Когда идешь в гости и знаешь, что от тебя будут ждать рассказа анекдотов, либо если тебе придется исполнять роль тамады, то накануне осуществляется настоящая подготовка. Ты просматриваешь свои анекдоты и отбираешь те, которые будут наилучшим образом подходить ожидаемым гостям. При этом  готовишь шпаргалочку  с заголовками отобранных анекдотов. В течение вечеринки ждешь подходящий момент для рассказа того или иного анекдота.

     В повседневной жизни анекдоты вспоминаются и рассказываются применительно к какому-либо случаю. Можно долго и нудно объяснять какое-то явление, событие. И все твои аргументы могут быть недостаточно убедительными. А вот с помощью анекдота можно быстро, точно и доходчиво, на уровне бытовой  философии объяснить то или иное явление, расставить все точки над i.

      Конечно, для этого нужно хорошо владеть  анекдотным материалом. При этом помогают вдруг произошедшие неординарные анекдотические события, либо  прозвучать ключевые слова, принадлежащие многим анекдотам.

     Главное в анекдоте – умение соответствующим образом его представить. Для этого нужен определенный артистизм. Вот некоторый собственный опыт рассказа анекдотов.

     Во-первых, анекдоты нельзя зачитывать. Их нужно рассказывать наизусть. Для этого их нужно хорошо знать.

     Во-вторых, анекдоты нельзя перегружать второстепенными деталями, которые могут утомлять слушателей и сводить на нет их остроту.

    В-третьих, анекдоты накануне вечеринки желательно прорепетировать. Ибо самый хороший экспромт – тщательно подготовленный экспромт. Во время репетиции можно отбросить всю словесную шелуху, исключить сложные речевые обороты, затрудняющие понимание смысла анекдота. То есть, анекдот должен быть четким, кратким с эффективным неожиданным концом.

     В-четвертых, перед рассказом анекдота нужно каким-либо образом обратить на себя внимание, чтобы тебя слушала вся компания. При рассказе нужно обращать свой  взгляд на одного из слушателей, как на участника диалога, который, как правило, присутствует в анекдоте. Говоря за участников диалога, следует каждому герою давать соответствующий голос или акцент.

     В-пятых, при произнесении заключительной фразы анекдота нужно обязательно сделать паузу.

     И, наконец, рассказчик анекдота не должен смеяться, как при его рассказе, так и по окончании. Но при отсутствии смеха или  возникшей напряженности слушателей, рассказ  анекдотов лучше прекратить. Ты попал не в ту компанию.

     Анекдоты бывают как забавные, смешные, так и назидательные, поучительные. От последних анекдотов не следует ожидать смеха. Такие анекдоты, как правило, рассказываются по случаю. Некоторые как бы наивные анекдоты, рассказанные по соответствующему случаю, становятся достаточно назидательными.
Например:
« Чукча сидит за столом и стучит по столешнице пальцами.
– Однако кто-то в дверь стучит, – говорит жена, – пойду, открою.
– Сиди,  жена. Сам стучал, сам и открою».

   Ну что? Детский, наивный анекдот. Но  если рассказать его по случаю очередного громкого убийства и заверений о быстром и тщательном расследовании, то анекдот становится зловещим.

    Часто, и тоже по случаю, рассказываю следующий анекдот. 
«Идут два молодых человека, выпускника медицинского института, которые, естественно, все знают. Впереди их идет пожилой мужчина какой-то странной походкой.
– У него радикулит, – говорит один.
– Какой радикулит, это же явный геморрой, – утверждает другой.
Они долго спорили, но так как объект спора находился рядом, они подошли к нему.
– Вы нас извините, мы медики. Я утверждаю, что у вас радикулит, а  мой  товарищ ошибочно считает, что у вас геморрой. Разрешите наш спор.
– Друзья, мы все трое ошиблись. Я хотел пукнуть, а получилось большее».
 Его я рассказываю как молодым медикам, так и по случаю результатов наших всевозможных,  бесконечных и бестолковых реформ.

     Это было давно, в конце семидесятых годов, когда стал во всю проявляться «застой». Все желали перемен. И мой сослуживец заявлял: «Брежнева менять надо!» Я же был настроен более радикально, поэтому парировал: «Причем здесь Брежнев. Систему надо менять». Прошло время, и Брежнева ни стало, и систему поменяли. А воз все там же. То есть «Мы все трое ошиблись». И Горбачев, и Ельцин, и прочие хотели только пукнуть, а получалось как всегда большее.

    В случаях, когда что-то очень тщательно планируется, а затем планы нарушаются, то здесь к месту анекдот «135. Каждый действует, как может».
Когда заходит речь о верности жен и как это проверить, то лучшим считаю анекдот «1845. А твоя! А твоя…».
Если нужно подчеркнуть мудрость жен, то рассказываю анекдот «492. Наша лучше всех».
Если нужно показать изворотливость мужа, то рассказываю анекдот «584. Подвернулась нога».
Когда мы теряем чувство реальности, то рассказываю анекдот «245. Лучшее знание женщины».

    Очень интересны своей жизненной философией еврейские анекдоты. Когда речь заходит о «стойкости» наших принципов и убеждений, которые мы меняем как перчатки, то вспоминается классический, а потому бессмертный анекдот, рассказываемый еще моим отцом, «30. Зачем вы распяли нашего Иисуса  Христа?»:

«Абрам и Хаим решили креститься. Подошли к церкви и боятся туда войти. Наконец Абрам, как более смелый, пошел в церковь креститься первым. Прошло время, Абрам вышел из церкви. Хаим толкает его в бок:
– Ну, как, Абрам?
– Во-первых, я не Абрам, а Иван. Во-вторых, не имей такой жидовской привычки – цапать руками. И, в-третьих, зачем вы распяли нашего Иисуса  Христа?»

    Часто в конце застолья рассказываю анекдот «Курицу нести?»:
Как у собирателя анекдотов, у меня появилось подсознательное их выделение из книг, из обыденной жизни. Часто рассказываю так называемые бытовые анекдоты. Они поучительны, вызывают улыбку и смех не меньшие, чем настоящие анекдоты.

    Читая книги о Фаине Георгиевне Раневской, немало накопал из них анекдотов, которые будут представлены ниже (№№1239 – 1272).

    Всегда в памяти очень поучительный анекдот из повести Владимира Карпова «Взять живым».
    «Разведчикам, героям повести Карпова, часто приходилось ходить в тыл противника за «языком». И вот захватят они «языка», а тот брыкается, кричит. Кто-то снимает со штанов свой ремень и свяжет пленному руки, кто-то своей рукавицей закроет немцу рот, кто-то наденет на него свою ушанку, чтобы немец не обморозился. В результате у одного штаны падают, у другого руки зябнут, у третьего голова мерзнет.
     Разведчики делают соответствующие выводы и в следующий раз берут с собой все необходимое. А в результате, сходят в разведку – «языка» не захватят и, даже, имеют потери».

   Каждому из нас не трудно вспомнить массу подобных примеров. Когда мы очень тщательно готовим (планируем) какое-либо мероприятие, то часто оно срывается или происходит совсем не так, как мы его планировали.

    Анекдоты, записанные в восемь записных книжек, имеющих место и период сбора, в книге будут излагаться по мере их поступления в мою копилку, так как многие из них отражают свое время. При этом они будут разделены на три части: Часть I. Приличные анекдоты, Часть II Пикантные анекдоты и Часть III Пикантные и вульгарные анекдоты.

    В коллекции есть много еврейских анекдотов, передающих неизгладимый еврейский юмор и колорит. Среди них, к сожалению, попадаются и антисемитские анекдоты, также как и античукотские, и антиукраинские, и антирусские, и пр.


Рецензии