Мужской поступок

Родители мои появились на свет и выросли в одном городе. Есть в Костромской области славный такой городок Буй. И вправду, старинный этот городок собрал вокруг себя много деревень и городков поменьше и держит их словно буй,  забитый кем-то неведомым крепко в землю. Заглянуть бы в архивы, так может,  и Кострома,  и Москва с Буя начинались. Это родина моих родителей и моя родина. Я тоже родилась в Буе. Утопая в зелени, он казался таким уютным и по-домашнему теплым, истинно русский город.  Иногда мне кажется, что в нем даже пахло бабушкиными пирогами. Дорогие воспоминания, но речь не обо мне.
 Познакомились мои родители сразу после выпускных экзаменов. Месяц повстречались и разъехались по месту учебы. Папа в Чкаловское летное училище, а мама в Галичский пединститут. Изредка переписывались да встречались на каникулах, когда они совпадали, в родном городе. Закончив училище,  папа попал по распределению на юг, в Одесскую область, а мама почти на север, в Свердловскую область. В одной из деревень, расположенной далеко от райцентра и относительно недалеко от железной дороги, не было учительницы русского языка. Маму направили в это далекое село. Станции, как таковой, там не было, разъезд. Поезд останавливается на минуту.  Мама выпрыгивает из поезда с чемоданом книг и еще с какой-то сумкой и с испугом смотрит вокруг. Несмотря на начало сентября все вокруг покрыто снегом, а она в легких ботинках и демисезонном пальто. Но не успела она совсем отчаяться, как быстрым шагом к ней подошел немолодой мужчина в зимнем тулупе. Мужчина представился директором школы, куда направили молодую учительницу. За железной дорогой стояла санная повозка, настеленная сеном, а на санях лежал расшитый женский тулуп и валенки.
- Одевайся, красавица. Ехать нам часа два, не ровен час - простудишься.
Бодрым шагом, а потом и вовсе галопом неслись сани через заснеженный лес. Директор жаловался, что очень рано в этом году выпал снег, но в этих краях это не редкость. Добрались до села уже ночью. Устроив маму на ночлег, директор простился до утра. Утро встретило маму сказочными узорами на замерших окнах, да не менее сказочными,  присыпанными снегом, словно серебром, соснами и елями, что росли возле школы.   
Новые знакомые, любопытные и смышленые дети не давали скучать молодой учительнице. Время летело быстро. Маму полюбили в школе и в деревне. На новогодние каникулы она получила телеграмму: «Жди в гости. Уже выехал. Юра».
Сердечко у мамы затрепетало.  В гости зимой - что за спешка?
А папа тем временем, приехав в Буй, заявил своим родителям, что хочет жениться. Обсудив кандидатуру, родители отговаривать его не стали, только спросили:
- А невеста-то хоть знает, что она замуж выходит?
- Да я вот завтра за ней поеду, тогда и узнает.
Бабушка запричитала:
-  Ты еще и суток дома не побыл, а до Свердловска суток пять ехать, так в дороге и прокатаешься, отпуск у тебя короткий. А вдруг она не согласится?
Дедушка поддержал сына:
- Если мужчина решил, отговаривать его нечего. Пусть едет.
И папа поехал. Приехав в заснеженное село, он нашел школу и маму в школе. Сразу выпалив все зачем приехал, он спросил, пойдет ли она замуж за него. И получив согласие, стал самым счастливым человеком на земле. Вдвоем пошли к директору школы. Директор нахмурился и сказал:
 - НЕТ. Не отпущу. Где я найду среди учебного года новую учительницу. Закончится учебный год, тогда и женитесь.
Папа - человек военный, мама - человек дисциплинированный. Для них обеих НЕТ, это - НЕТ.
- Ну, что ж, Юра, уезжай. Через полгода, если не передумаешь, приезжай снова. А я буду ждать.
Вот так, не солоно хлебавши, новоиспеченный жених уехал домой.
По приезду домой дедушка его спросил:
- Ну, где же твоя невеста?
- Ее директор школы не отпускает, - ответил папа.
- А ты что, так и не добившись ничего, уехал? Мужик ты или не мужик?  Кто должен принимать решение? Любишь ли ты ее или как?
- Да, папа, очень люблю, - ответил мой отец.
- Так что же ты поступаешь не по-мужски. А вдруг твоя Лида за эти полгода найдет себе летчика более смелого и настойчивого, чем ты?
 Ничего не ответив, рано утром папа снова собрался в путь. Бабушка опять плакала и ругала деда, что он издевается над собственным сыном. Половину отпуска он уже проездил в вагоне и вторую собирается проездить. Через пять дней папа снова стал перед ясные очи моей мамы. И уже никакие уговоры директора никто не брал в расчет. Более того, директор сам поехал в район и повез на показ и в подтверждение необходимости «Чкаловского сокола»,  летчика-истребителя, статного и красивого Юрия Чистякова.
Наскоро собравшись, не заезжая к родителям, потому что отпуск уже заканчивался, увез мой папа молодую жену в Лиманское, где стояла его летная часть. Счастливее семьи в городке не было, а когда родилась я, то и подавно.
Но счастье было таким не долгим. Через два года экипаж самолета, где папа был штурманом, совершил свой последний полет. И более полвека лежат в южной украинской земле русский, украинец и белорус, как веточка  всего славянского рода,  а над ними роняет плоды выросший могучий орех.
Все говорили, что я очень похожа на папу, а мой сын, которого я назвала в честь деда, похож на него еще больше.   Часто так говорила и  моя мама, ставшая вдовой в двадцать четыре года и пронесшая свою большую любовь через всю жизнь.
Схоронивши сына, всю свою любовь бабушка и дедушка перенесли на меня и на свою невестку. Не успев приехать к маминой родне, неизвестно как узнавшей, часа через два-три дедушка Иван приходил и забирал меня с мамой к себе. 
- Лида, ты почему еще не у нас? - говорил он с укоризной. - Прасковья Александровна уже пироги в печь посадила и все глаза у ворот проглядела.
- Так я ведь только приехала, - оправдывалась мама.
Дед брал меня за руку, и мы шли в другой конец городка. И уже с ворот дух забивало от свежеиспеченных пирогов и еще чего-то вкусного, и сладкого, что делала бабушка к нашему приезду. 
Через шесть лет мама снова вышла замуж за военнослужащего, красивого и доброго, спокойного и справедливого папу Женю. Он заменил мне отца, и я, может быть, до взрослых своих лет не знала бы, что он мне не родной. Да нашлись «добрые люди» просветили и сделали надщербину в  незрелой молодой душе. Но это было временно, я, не зная другой любви, и сейчас благодарю папу Женю за настоящую отцовскую заботу и ласку, за помощь и поддержку в трудные минуты моей жизни.
А мама, приехав в очередной раз со мной и маленькой сестричкой на родину, пришла повиниться к родителям отца за то, что вышла замуж.  Дедушка прервал мамины слезы и спросил:
- Как твой муж к Наташке относится?
- Хорошо, -  ответила мама.
- Так вот, если он заменил Наташке отца, значит, будем и мы считать его своим сыном. Иди за ним и всегда приходите вместе. И еще, только без обиды. Если тебе будет трудно с Наташкой, отдай ее нам. Мы ее выучим, воспитаем, на ноги поставим, в люди выведем, так чтобы и ты, и мы гордились ей.
Мама покрепче прижала меня к себе и сказала:
- Вы будете ею гордиться, я уверена, но расти она будет при мне.
Какое благородство и мудрость были в этих простых русских людях. Как хочется, чтоб эти качества продолжались в моем сыне, которым горжусь я, как мать, и гордились бы его дедушка и прадедушка, глядя на свое продолжение.


Рецензии
Замечательные люди! Очень жаль погибшего отца...

Ольга Анисимова 2   17.09.2021 17:24     Заявить о нарушении