Кутлумушская рукопись реальный документ или мистиф

Кутлумушская рукопись – реальный документ или мистификация?
[статья из серии по истории пророчеств].

    08:00 01.08.2021 от «РИО Новости» пришла рассылка «Осталось недолго. Что святые предрекли России и миру».
    «МОСКВА, 1 авг – РИА Новости, Олег Налисник. 
    Голод, войны, природные катаклизмы – такое будущее предрекают человечеству священные для христиан книги. Ожидания Конца света усилились из-за пандемии: среди верующих тиражируют разного рода пророчества, приписываемые известным святым. Что они сулят России и миру, как Церковь относится к таким предсказаниям – в материале РИА Новости.
    Загадочная рукопись.
    Совсем недавно для верующих открылась одна из главных православных святынь – Афон, где два десятка монастырей. Большинство знамениты на весь мир – прежде всего благодаря хранящимся там реликвиям.
    Остальные обители Святой горы паломники раньше игнорировали.
    Например, долгие годы незаслуженно обходили стороной Кутлумуш. Из известных святынь там разве что частица Животворящего Креста Господня да икона Богоматери «Всемилостивая заступница». Однако в последнее время туда устремляются сотни людей.
    Всё из-за «тайного артефакта». Интернет пестрит сообщениями, что в библиотеке афонского Кутлумуша хранится рукопись 1053 года, не так давно найденная монахами. Её содержание шокирует: там подробно расписано будущее человечества.
    «Будет великая европейская война, которая приведёт к поражению Германии. А Россию с Австрией ждёт катастрофа. Затем будет великое избиение православных народов, после чего ещё одна европейская война. Потом индусы восстанут против Англии, и та уменьшится до минимальных пределов. Мир ждёт повсеместное замешательство» – в этих строках легко прослеживается история XX-го века. Но куда интереснее, что ждёт мир позже.
    «Наступит повсеместное отчаяние на земле, – гласит пророчество. – Семь государств поборются за Константинополь, затем будет трёхдневное повсеместное истребление. Одна из стран одержит верх над остальными. Вражда прекратится после вмешательства ангела Божьего, и Константинополь отдадут эллинам. После чего латиняне (католики) повсеместно обратятся в Православную веру, которая распространится от востока до запада – и все варвары будут трепетать. Папа Римский отречётся от власти, и появится единый Патриарх для всего европейского мира. А на 55-й год мир полностью избавится от скорбей».
    А уж затем – Конец света. Кутлумушская рукопись обрывается на этом эпизоде, чем ещё больше подогревает интерес. Хотя в её существовании многие сомневаются.
    Впрочем, любителей заглянуть в будущее это не останавливает. Сценарии гибели мира тиражируют уже несколько десятилетий в виде фильмов, книг и различных цитатников. Обычно авторство «пророчеств» приписывают конкретному святому или известному старцу. А говорили ли они такое на самом деле – мало кого волнует.
    И такого рода прорицаний очень много. В целом они сводятся к тому, что мир ждёт глобальная война, Европа и Америка рухнут, а в России возродят монархию.
    Много факторов.
    В Церкви всегда призывали относиться к таким предсказаниям осторожно. Однако пандемия и связанные с ней меры вновь подогрели апокалиптические настроения среди верующих. Что, конечно, отразилось на содержании «пророчеств»: миру обещают ещё больше эпидемий и природных катаклизмов.
    «Всплеск популярности разного рода предсказаний часто сопряжён с социальным кризисом – будь то бедность, неуверенность в будущем или ожидание потрясений», – говорит ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.
    Однако верующих эта тема увлекала всегда, поэтому есть и другое объяснение.
    «Когда человек только встал на путь веры, его неофитство приводит к магизму и эсхатологии (ожидание Конца времён)», – добавляет священник.
    Ещё одна причина – уровень просвещения людей. Чем он ниже, тем сильнее магическое сознание.
    «А оно порождает веру в заговоры, приметы, знаки судьбы, конспирологию, старцев, колдунов и все прочее», – подчёркивает протоиерей.
    По словам отца Андрея, подобные пророчества – не более чем фольклор. Как ни парадоксально, с религиозной точки зрения ничего нового и сенсационного в них нет.
    «По сути, все предсказания о Конце света есть в Библии – в книге «Откровения Иоанна Богослова», она же «Апокалипсис». И все современные пророчества так или иначе повторяют её», – уточняет Лоргус.
    В девяностые и нулевые «шифром дьявола» называли ИНН, хотя Церковь официально это опровергла. Теперь, несмотря на уверения священников, им стали ковидные QR-коды.
    Вопреки массе толкований, до сути «Апокалипсиса» так никто и не добрался – поэтому к различным предсказаниям на его основе духовенство призывает относиться с предельной осторожностью.
    Церковь в учении о последних временах опирается на другую, самую главную библейскую книгу – Евангелие. Христос в одной из проповедей коротко обрисовал судьбу человечества: придут лжепророки, которые «многих прельстят», будут войны, голод, эпидемии – и это лишь начало.
    «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт Конец», – приводит слова Спасителя евангелист Матфей».
*    *    *
    Итак, в статье от «РИО Новостей» говорится о какой-то Кутлумушской рукописи от 1053 года с пророчествами.
    Если в поисковой строке «Яндекса» набрать «Пророчества  Кутлумушской рукописи», то первая статья с наибольшим количеством просмотров будет с сайта Православная энциклопедия «Azbyka.ru» от 16.08.2014, которая гласит:
    «КУТЛУМУШСКАЯ РУКОПИСЬ.
    Другой не менее примечательный текст пророческого характера, ранее датировавшийся 1053 годом, был найден в монастыре Кутлумуш на Святой Горе. Он содержит двадцать четыре предсказания, большинство которых к настоящему времени также исполнилось:
    1. великая европейская война;
    2. поражение Германии, катастрофа России и Австрии;
    3. торжество эллинов над агарянами;
    4. поражение эллинов от агарян, поддержанных народами Запада;
    5. избиение православных;
    6. великое смятение православных народов;
    7. вторжение иноплеменного воинства со стороны Адриатического моря. Горе всем живущим на земле, готовый ад;
    8. кратковременное появление у агарян великого мужа;
    9. новая европейская война;
    10. союз православных народов и Германии;
    11. разгром французов немцами;
    12. восстание индусов и отложение Индии от Англии;
    13. умаление Англии до собственных пределов;
    14. победа православных и избиение агарян;
    15. всемирное замешательство;
    16. повсеместное отчаяние на земле;
    17. борьба семи держав за Константинополь. Тридневное взаимоистребление. Победа сильнейшей державы над шестью остальными;
    18. союз шести держав против победительницы; новое тридневное взаимоистребление;
    19. прекращение вражды Божиим вмешательством в лице Ангела и передача Константинополя эллинам;
    20. обращение латинян к неповрежденной православной вере;
    21. распространение православной веры от востока до запада;
    22. ужас и трепет, внушаемые ею варварам;
    23. отрешение папы от духовной власти и поставление единого Патриарха для всего европейского мира;
    24. на пятьдесят пятый год – окончание скорбей. В седьмое [лето] нет окаянного, нет изгнанника, ибо он вернулся в объятия Матери [о чадах своих веселящейся]. Сие да будет, сие да совершится. Аминь. Аминь. Аминь. «Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр.1:19). Конец – единое истинно православной веры стадо. Раб Христа, истинного Бога.
    Пожелавший истолковать это пророчество с точки зрения «здравого смысла» заблудится в нескончаемых лабиринтах. И потому следует предпочесть объяснение его с позиций веры, ибо то, что кажется невозможным человеку, «возможно у Бога» (см. Лк.18,27).
    Датировка Кутлумушского текста 1053 годом неточна и связана скорее всего с ошибкой переписчика, что не умаляет значения большинства предсказаний – вполне конкретных и осуществившихся на протяжении XX столетия. Исполнившуюся его часть мы оставим в стороне, поскольку относящиеся к ней факты общеизвестны. Что же до животрепещущей темы третьей мировой войны или планетарной ядерной угрозы, то разве не воспользуются «малые вожди» мира сего всеми средствами, какие на общую пагубу измыслило и вручило им человеческое безумие? А ведь любая ошибка здесь чревата гибелью вселенной! Но «сильные мира» не отступают, невзирая на протестующий голос большинства народов.
    И даже некоторая неудобопонятность этого пророчества (замечаемая главным образом там, где говорится о событиях, и сегодня ожидаемых в будущем) не отменяет, на наш взгляд, его очевидной богодухновенности. Символы, иносказания, недоговоренность, нередкое пренебрежение хронологической связью – вот обычное обрамление пророческого слова, истинность которого вполне обнаруживается лишь при конце открываемых им событий. Выражения «горе всем живущим на земле, готовый ад» и «повсеместное отчаяние на земле» не могут относиться к ситуации до 1950 года, когда возникло ядерное оружие. Ибо обычное вооружение, сколь угодно совершенное, не представляло всемирной угрозы и не могло вызывать «всеобщего отчаяния». Но сегодня, когда за считанные секунды можно несколько раз уничтожить всю планету, предсказание многовековой давности сбывается на наших глазах. Главным знамением современной эпохи следует по справедливости признать третью мировую войну, ибо великие бедствия, о которых толкуют все вокруг, приблизились вплотную».
*    *    *
    Как видим статья состоит из инсайдерской информации, ибо самого текста рукописи – нет. И хотя на сайте Православная энциклопедия «Azbyka.ru» первоисточник не указан, но скорее всего, текст взят из книги: «Старец Иосиф Ватопедский. О кончине века и антихристе», М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007.
    Если пытливый читатель ознакомится с данной книгой, то он обнаружит, что в ней идёт ссылка на статью Юрия Сергеевича Терентьева «Неизвестное пророчество Кутлумушского монастыря» за 1998 год, причём где была опубликована данная статья не указано, но указано, что перевод сделан с новогреческого. Хотя какой новогреческий в 1053 году?
    Юрий Сергеевич известен, как переводчик книг «Лавсаик Святой горы» (автор архимандрит Гавриил Дионисиатский) за 2002 год и «Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика» (автор Иоанн Брек) за 2012 год.
    Установить где он взял материал для своей статьи не удалось, так как статьи «Неизвестное пророчество Кутлумушского монастыря» за 1998 год в интернете – нет.

    [Историческая справка.
    На сайте Кутлумушского монастыря сказано (компьютерный перевод):
    С южной и западной сторон Кутлумуш горами и лесом, с восточной и северной – живописной долиной с садами, виноградниками и орешниками. Предположительно, обитель во имя Преображения Господня существовала уже в X веке (в одной из рукописей Зографа упоминается и имя её тогдашнего игумена – Гавриила). Откуда появилось название Кутлумуш нам в точности не известно. Это слово можно перевести как «святой из Эфиопии». Некоторые учёные полагают, что монастырь был основан Кутлумушем (Константином) I – турецким правителем, принявшим Православие и вставшим на сторону Византии. Ключевую роль в становлении обители сыграл император Алексей I Комнин (1081–1117). Как и другие монастыри Святой Горы много бедствий обитель претерпела в период правления латинствующего императора Михаила Палеолога: разрушены были многие монастырские постройки, а некоторые иноки приняли мученическую кончину. Согласно монастырскому преданию они были похоронены за главным собором обители. Неоднократно Кутлумуш был разоряем каталонцами, но каждый раз восстанавливался господарями и воеводами Валахии.
    В середине XIV века монастырь пережил период расцвета, связанный с деятельностью игумена Харитона (уроженца греческого острова Имброс). Вместе со своим другом игемоном Владиславом он полностью восстановил древнюю обитель. Игумен сотрудничал со многими сербскими и румынскими правителями и был особо любим народами этих стран. В 1372 году Харитон был избран митрополитом в Валахии (хиротонию совершил один из ключевых представителей исихастского движения Константинопольский патриарх Филофей Коккин). В период с 1376 по 1378 год Харитон избирался афонским протом, при этом продолжая оставаться игуменом Кутлумуша.
    Румыния многим обязана Харитону. Он поддержал Православие в этой стране в очень непростой период усиления папского прозелитизма и активной католической экспансии. С помощью монаха Никодима игумен Кутлумуша перенёс идеалы афонского монашества в эту страну. В Румынии был основан целый ряд монастырей, следовавших уставу Великой Лавры Афанасия Афонского и способствовавших распространению в этой стране исихастской традиции. Множество иноков из Румынии стало стекаться на Афон, и прежде всего в Кутлумуш.
    В 1393 году монастырь был провозглашён патриархом Антонием ставропигиальной обителью.
    В 1497 году обитель была разрушена сильным пожаром, но вновь восстановлена молдавскими игемонами. Вскоре число иноков достигло семи сотен человек.
    Постриженник Кутлумуша Александрийский патриарх Матфей III (1747–1769) не только помогал родной обители, но и немало сделал для защиты Православия в непростую пору экспансии западных миссионеров. Последние годы своей жизни он также провёл в Кутлумуше.
    В 1856 году в обители было восстановлено общежитие. Усилиями деятельного игумена Мелетия началось успешное возрождение монастыря и восстановление пострадавших при пожаре 1870 года построек.
    В 1981 году в Кутлумуше случился очередной пожар. Пострадали восточные корпуса обители. Усугубилось бедствие проливными дождями. В настоящее время продолжаются работы по восстановлению разрушенных строений. Уже воссозданы братские корпуса и трапезная.
    В середине XX века Кутлумуш переживал период запустения и угасания, новая эпоха в жизни монастыря началась с приходом братии во главе с игуменом Христодулом. Удалось не только восстановить внешнее благолепие монастыря, но и духовно возродить древнюю обитель.
    Монастырский собор построен в 1540 году, он богато украшен, сохранились и фрески XVI века (но большая их часть, к сожалению, скрыта под более поздними росписями). Деревянный иконостас XIX считается одним из самых красивых на Афоне. В литийном притворе фрески 1744 года, которые в отличие от древних росписей собора сохранились в полном объёме. В храме есть придел чудотворной иконы «Удивительное Заступничество». Бесчисленны чудеса, совершённые Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но, пожалуй, главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица, по молитвам у иконы «Удивительное заступничество», скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым спася его от верной гибели. В иконостасе параклиса есть ещё один чудотворный образ Богородицы – подарок Феодоры, дочери Византийского императора Иоанна Кантакузина.
    Помимо придела в честь образа «Удивительное заступничество», в Кутлумуше есть параклисы св. Наталии, Архангелов, Всех Святых и Иоанна Крестителя.
    В обители хранятся частицы Животворящего Креста Господня и мощей святых: свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Харалампия и Иакова Персянина, вмчч. Пантелеимона и Евстафия Плакиды, мчч. Евстратия, Марина и Кирика, мцц. Анастасии Узорешительницы, Матроны и Параскевы Пятницы, прпп. Алипия, столпника, и Нила Мироточивого, новомч. Панагиота Кессарийского, свв. Елевферия, св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.
    Во владении Кутлумуша находится келья вмч. Георгия Победоносца, в которой подвизался отшельник Киприан, замученный турками в 1679 году в Константинополе за исповедание христианства и обличение магометанства].
*    *    *
    Как видим на сайте монастыря нет ни слова о «тайном артефакте».
    Все попытки на разных греческих сайтах или форумах найти данную рукопись тоже не увенчались успехом.
    Даже на сайтах греческих маргиналов «Православные темы. Афон». : http://www.orthodoxathemata.blogspot.com и «Христианский православный форум. Афон» : http://www.agiooros.net/forum/viewtopic … ;start=210 – пусто.
    Итальянские исследователи пророчеств в таких случаях говорят:
    «Почему мы должны принять данное «пророчество» за чистую монету, без объяснения того, кто писал?, кто нашёл?, когда?, когда было опубликовано и где?. Такое отсутствие пояснительной информации обычно является признаком мистификации».
    Поэтому пока не будет опубликован оригинал рукописи со всеми пояснениями, все разговоры о «Пророчестве Кутлумушского монастыря» – неуместны.
*    *    *
ДТН.


Рецензии