Охотник Хульмумин. Катастрофа ИЛ-1 Пистолет ТТ

После Диималека (Байсунтау) нам нужно было подняться на ишаках в верховье речки Шатут (Байсунтау). Верхнеюрские 500 метровые обрывы известняков Шатута хорошо видны снизу,
  как и снег,который даже летом не тает.

Высоты в Байсунтау выше до 3100м. .Мы попытались нанять 5-6 ишаков у местного населения, но всегда нам отказывали, т.к. был сезон осеннего сенокоса и заготовки дров. Старейшины посоветовали обратиться к «бездельнику» Хульмумину, оторый не работал, и все свободное время посвящал охоте. У него было два ишака, а за обещенное ему охотничье снаряжение, он обещал достать еще трех. Знакомя, Хуля с членами своего отряд, я представил его как Мишу, а он, ударив себя в грудь, громко крикнул» Хуль, Ху -- ль, Ху—ль!, вызвав долгий хохот у ленинградки Лены. Переезд и непрерывный подъем на высоту 2650м., занял более 6 часов. Под 500 метровыми обрывами, представлявшие вертикальную стенку верхнеюрских известняков, поставили 2 палатки, постелили кошмы и провалились во сне. Утром Хульмумин уже натаскал дрова, сделал печку и в казане жарил убитых им диких индеек-Уларов (от 1,8 -до 2кг. каждая). Уларов он подстрелил недалеко от лагеря. Эта редкая дичь не доваривалась, и не дожаривались на большой высоте, и оставалась сырой. Первое, на что мы обратили внимание, это были два пятна-ожога, на вертикальной 500м. стене, образованной из юрских известняков, где-то в 100м. ниже вершины. Хульмумин с трудом объяснил нам, что это следы от столкновения с обрывом известняков самолета ИЛ-18 ,который не дотянул до перевальной части(3100м.) и врезался в скалы гор. Это произошло в 1959г., перед Новым Годом. Вылетев из Кабула (Афганистан) он сделал посадку в г. Термезе (Узбекистан) и после взлета в снежную непогоду пропал. Местные жители-охотники из селения Курганча на снегоступах добрались до места крушения и сообщили властям только через месяц. В бинокль мы разглядели большой тюк, который застрял на уступе обрыва. Стояли теплые дни жаркого лета круглогодичный снег, который обычно не таял летом у подножья обрывов, в этом году подтаил и мне, во время наших работ, «повезло« найти ржавый пистолет Т Т, с взведенным курком. Мы часто наталкивались на обломки самолета, полусгнившиеся куртки летчиков, различные фрагменты вещей и особенно меня поразили длинные рыжие волосы, которые не гнили и, не потеряли свой цвет. Позднее, заверяя документы в Сельсоветах, я рассказывал о пистолете многим председателям и в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях Узбекистана, но до КГБ сведения о нем дошло только через 10 лет. Вот мне и пришлось несколько дней с полковником КГБ искать по Ташкенту следы этого оружия, чтобы найти и списать этот пистолет, который я отдал восстанавливать своим знакомым. Мы поработал на месте катастрофы около 10 дней. Ночью было очень холодно и нужно было ускорить работы. Я разделил разрез по количеству людей на три части и потом шел с описаниями снизу в верх. Дошел до верхней части, где работал Саша Масумов с ленинградкой – брахиоподчицей к.г. наук очень приятной и чудесной Леной Прозоровской. Саша заявил мне, что фауны в его части разреза нет. Я разъяренный, начал копать закопушки и стучать молотком. Фауны было в каждом прослое. Такой был сачек и филон, не привыкший к тяжелой работе, Саша Масумов. Он с Леной 2 дня проговорил об исскустве и музыке. За это время Хульмумин несколько раз спускал на базу, на ишаках наш тяжелый каменный материал, на обратном пути обязательно подстрелив то кабана, то дикого козла баловал наш отряд свежим мясом. Отработав в сае Шатут, мне обязательно нужно было отобрать пробы в соседнем Айлянгар сае, куда решили добраться на легке, по горизонтали и день поработать там, а Хульмумин со спальными мешками, на ишаках к вечеру должен был найти нас (Микулина и меня) на разрезе,чтобы мы ночь переночевали в теплых мешках. Когда мы ему объяснили весь план, он уверенно закивал головой, как будто все понял. На следующий день мы с рассветом двинулись к намеченному разрезу и, отобрав все пробы, стали дожидаться Хульмумина. Когда стемнело, мы разожгли костер, но нашего героя так и не дождались. Пришлось дождаться луны и по водорозделу бежать, чтобы не замерзнуть, вниз. К рассвету мы спустились в лагерь к Вадиму Хохлову и целый день отсыпались. Выяснилось, что наш охотник так ничего не понял, а кивал нам в знак уважения. Хохлов на своих лошадях перебросил нас в наш лагерь, где все были готовы к спуску. Спускался я на жеребце, на вьчном седле. Впереди двигалась загруженная кобыла, которая лягнув непослушного ухажера, попала мне подковой в правую ногу,продырявив кость ниже моей коленки. В результате я две недели не мог наступать на правую ногу, а мы в это время ждали заказанную машину из Ташкента. Продукты закончились, но Хульмумин научил нас под камнями мелкой речушки Курганча лавить руками пресноводную рыбу маринку, потом убил дикого кабана и снабжал нас вкусными тамдырными лепешками. Его уже давно интересовал батарейный радиоприемник «Родина» и я пообещал отдать ему приемник, если он убьет нам медведя. Хуль исчез и через несколько дней появился весь исцарапанный и прихрамывая на левую ногу, снял с ишака непригодную для чучела, шкуру летнего медведя, выбросив очень нужное нам в это время мясо, которое мусульманам по Закону нельзя было есть. Перед расставанием я вручил ему радиоприемник. Прошло лет 15-20. Мне нужно было снова побывать в горах Сурхантау, которые входили в систему гор Юго - Западного Гиссара. Я, написал Хулю письмо, назначив место и день встречи ,но не смог приехать. Через 3 месяца получаю письмо на русском языке «Дорогая Валентина! Когда я получил письмо, то не только я - весь кишлак-селение радовался. Радиоприемник я не выбрасываю, как память о тебе » Он три дня добросовестно ждал меня в условленном месте, но я сам подвел его и не мог приехать. Случайная встреча произошла в начале 1990 годов. Мы с шофером поднимались к перевалу на Газ- 66 и увидели пожилого пастуха, пасшего коров, который чем - то меня заинтересовал. Остановив машину, я решил спросить у него более короткую дорогу. Во время разговора я стал различать знакомые черты Хуль Мумина. Он меня не узнавал. А кабаны у Вас есть?» Чучка бар? Неожиданно задал я вопрос, улыбаясь? И он сразу меня узнал, обнял и пригласил к себе в гости. Хуль женился, переехал в другое место и хотел на следующий день организовать охоту,но нас ждали другие дела.


Рецензии