Получасовые рассказики. Швея золотые руки
Когда Лизе Мотушкиной исполнилось 6 лет её не повели фотографироваться или кормить мороженым, думаю, что и новые сандалики не купили, и медведика заводного тоже у нее не было. Я так думаю. Если бы была фотка с этой славной даты, то она бы сохранилась, как сохранились многие фотографии того времени. Они отличались отменным качеством и пережили даже Великую Войну, побывали в Сибири в эвакуации, вернулись в сгоревший и разбомбленный Сталинград, скитались и мытарились вместе с бабушкой по родным и знакомым. Потому, что дома, своего дома уже не было. Воронка. Пепелище. И торчащие покорёженные ножки железных кроватей. Всё. Всё, что осталось от дома!
Но я отвлеклась. Перескочила через многие десятилетия. А сегодня мой рассказ о девочке Лизе, которой исполнилось шесть. Шесть – это важная дата в её жизни.
В шесть лет её мама, Евдокия Ивановна, дала Лизе… Что думаете, что куклу или медвежонка, или зайца какого-нибудь? Или скажете, что тогда такого не было? Думаю, что было. Конечно было! И магазины, и зайцы, и куклы тоже. Нет, видимо, так принято было в этой семье. Я не знаю. Я не вижу на их фотографиях бедности, не вижу! Но Лизе мама дала кусок ткани. Думаете куклу заворачивать? Нет! Чтобы она сшила себе юбку! В шесть лет! Мол, как сошьешь, так и сносишь… Или это такой педагогический метод был у неё? Но юбка у Лизы, видимо, получилась.
Потому что с тех пор Лиза стала обшивать всех, новорожденных, распашонки там, крестильные рубашечки; и тех, братиков и сестричек, кто умирал, едва успев родиться, для них она тоже шила…
Какой-то особый талант или огромная практика, сделали её отличной швеёй. Она умела шить всё. От пальто до дамского белья. Хорошо, модно, с выдумкой! С вышивками, отстрочками, жгутами, рюшами, оборками.
У нас дома есть фотография, где она, моя бабушка, совсем молоденькая, снята с подружками. Все нарядные, красиво причесанные, делают серьёзные лица, у всех полевые цветы. Лиза тоже не улыбается, или улыбается где-то внутри себя, словно сожалеет, что прогулка закончилась. В руках весёленький букетик. Особенно веселенький тем, что я в свои ранне-шкодливые годы добралась до этой фотографии и покрасила цветочки химическим карандашом! Описывая эту фотографию, я не держу её в руках, не смотрю на неё, я и так её помню, помню сердцем, помню душой или чем там ещё помнят своих родных, навсегда ушедших…
У этой фотографии есть предыстория. В этот день Лиза собиралась с подружками пойти гулять и не успевала дошить новую юбку. Уже девушки зашли за ней, торопили… И юбку хотелось надеть непременно новую, но пояс ещё не был готов или был готов, но пришивать некогда… Короче юбку пришлось подвязать верёвкой! Так и пошла. И на фотографии она с этой верёвкой. Просто под кофтой не видно…
Свидетельство о публикации №221091601549