На следы динозавров с ТашГУ, с французами

14 марта 1985г. я был зачислен на должность доцента Кафедры Палеонтология Среднеазиатского Государственного Университета, как прошедший по конкурсу. Это была инициатива Проректора по Науки В. И. Троицкого. Кафедрой Палеонтологией в это время руководил Турабек Далимов. Преподавали мои старые знакомые: Р. Ю. Музофарова, У.Расулов, И. Беленькая, С. Морозов и др. Я занял место Ю.В.Станкевича, а он, прощаясь, подарил мне свою складную указку. Расписание обязывало меня читать студентам Историческую геологию, Палеогеографию и вести практические занятия. Каждый день я готовился к лекциям и, недосыпая, читал то, что подготовил.
Весь октябрь провел на хлопке со студентами, которые быстро почувствовали свободу перестройки и становились плохо управляемыми. На философском кружке, я обязан был доложить и обсудить среди преподавателей непонятную для меня тематическую дребедень, а летом провести геологическую практику в Аксагате. Все было бы ничего, но в конце года я случайно узнал, что я не подтвердил статус доцента, т.к. не написал, и не издал методическую разработку. Узнав, что с нового учебного года буду получать 180 рублей, я впал в сильную депрессию и 20 марта 1986г. подал заявление об уходе, на радость начальника Стратиграфической партии А. И. Кима, т. к. я снова вернулся в осиротевший Юрский отряд Старшим Геологом

    В конце 1980 годов, меня попросили показать юрские и меловые следы динозавров, на территории Узбекистана во время экскурсии, которую организовал Геологический факультет Ташкенского университета. Было много трудностей из-за бензина, машинного масла и неподготовленных для гор университетских машин. Участвовало более 30 специалистов по следам, включая академика О.С.Вялова. Всех особенно интересовали следы Гуматагских копытоходячих.Следы на Узбекской и Туркменской территориях показывал я, а на Таджикской -директор института геологииТадж. ССР- Н.Джабаров.
Когда наша экспедиция доехала до селения Гуматаг, я встретил учителя, который 3 года назад приезжал в Ташкент с председателем совхоза. В столице их обокрали и они, зная мой ташкентский адрес, пришли ко мне за помощью. Я одолжил им 300 рублей и они уехали, но долг не возвратили. Оказалось, что председателя совхоза, который должен был перевести долг, посадили и он не успел вернуть деньги, а учитель считал ,что деньги возвращены. Через час учитель с огромными извинениями принес 300 рублей и пригласил на следующий день всю экскурсию (более 40 человек) к себе в гости. На следующий день, на крыше его дома, был устроен царский прием. Нас посадили на ковры, каждому под локоть подложили подушку.Учитель зарезал 2 баран, поставил гостям 3 ящика с коньяком, водкой и вином, дымились шурпа, плов, шашлык,масса национальных пирожков,лепешек,самса,чай с восточными сладостями,орешками, курагой,кишмишем и т.д .Не смотря на трудности с бензином,наши машины полностью заправили на совхозной заправке. Педседатель Гуматагского совхоза поверил нам, как когда-то Остапу Бендеру, жители – шахматисты селения Васюки. что про Гуматагские следы узнает весь Мир и в Гуматаг хлынут толпы туристов.

С англичанами по Гиссарским горам

В конце 80 годов меня попросили поездить по Юго - Западному Гиссару с группой англичан, занимающихся тектоникой в связи с нефтегазоносностью. Мы встретились в Самарканде и первую остановку сделали в Гузарской Геолого - разведочной экспедиции, из которой выезжали в маршруты. Я вспомнил, как 10 лет назад, ночью, мы наловили в чердаке конторы 2 мешка голубей и привлекли к этому делу бывшего студента, который участвовал в той охоте, а ныне-стал большим начальником. Охота на голубей прошла неудачно, т.к. поймали всего 12 голубей, но кавардак получился великолепным. Потом мы делали облет на вертолете, залетев на Ходжапильатинские следы в Туркмении, которые хорошо просматривались сверху. Англичане имели топоснову интересующего их района. Как то они попросили привезти их к пункту , название которого не было на наших картах. Я привез их к развалинам домов,которые раньше имели именно это название.Секретная часть,выдавая нам для работы топ основу, обрезала у карт все координаты,чтобы враги не воспользовались высотными отметками при наведении ракет.Каково было мое удивление, когда англичане при помощи прибора Маргелан, через спутник, за полчаса узнали координаты интересующего их пункта.Мне рассказывали,что
аэрокосмическиенимки Памира, и различных районов Средней Азии в 80 годы продавались в США, вместе с газетами. Наши россияне их покупали, привозили в Союз, засекречивали в спец-части, а потом с ними работали. Когда после 10 дневных полевых поездок, мы привезли англичан в самарканскую гостиницу, в фойе которой, по телевизору транслировали аэробику. Все мужчины- англичане прильнули к телевизору и сопровождали обнаженных танцовщиц-спортсменок,восторженными возгласами, так же как узбеки , когда впервые видят обнаженные женские тела.Я тогда понял,что все люди,во всем Мире-одинаковы.

С французами на следы динозавров

Находки следов динозавров опять сделали меня в 80 годы популярным на уровне друзей и коллег. Про следы и кто их нашел, писал в газетах корреспондент ТАСС-Ю. Кружилин. Я вместе с академиком Груз. ССР-Л. К. Габуния,специалистом по следам динозавров,продолжали совместно опубликовывать мои находки в научных журналах. Виталий Коржаев, который составлял путеводитель по геотуризму Узбекистана, пригласил меня показать следы французам, которые изучали Шелковый путь. Это было время 90 годов, когда многократно и надолго задерживали зарплату, а для нас МИНгеол. УзССР, был оплачен вертолет. Мы вылетели с аэродрома Сергели, сели на ледник Северцова и на высоте выше 2500м. посмотрели горное озеро, морену, потом сделали посадку на обед в арчевниках Заамина, а затем перелетели через Зарафшанский хребет. Далее, пролетая над Гиссарском хребтом, я попросил вертолетчиков подлететь к селению Ташкурган, около которого вблизи пещеры Темирлана и находились следы Юрских динозавров. Летчики сами выбрали посадочную площадку ,посадив вертолет вблизи следов. К вечеру нас высадили в живописных местах в верховье реки Туполанг. Там мы отдыхали 3 дня:ловили форель,собирали грецкие орехи.
Я из дома прихватил 10 литровую емкость с самодельным сухим вином. Вино я делал ежегодно в количестве 200 литров. Покупал в совхозах виноград, который промывал в воде, выбрасывая все гнилые ягоды, потом мы с женой его давили вместе с ветками и косточками, все помещали в нержавеющие емкости (до 30 литров)-корпусы из под стиральных машин,закрывал все пленкой и когда дней через 10 заканчивался процесс брожения ,отжимал сок,переливая через шланг в 10-20 литровые бутыли. Если на 10 литров воды добавить 2-3 кг. сахара, то из отжимков можно приготовить 2й слив сухого вина, или 2 ой слив перегнать на Чачу. Моя супруга Чачу очищала углем, марганцевкой, молоком, добавляла перегородки грецких орехов и-получалась 50% отличная водка,цвета коньяка,которую всегда предпочитали гости. Вино хранилось в темном подвале, где температура была около 4 градусов тепла и несколько раз в месяц мы переливали просветляющуюся бражку шлангом в другую посуду. К Новому Году молодое вино светлело и становилось игристым и пригодным для употребления. Вот такое молодое вино я и выставил на общий стол, отлив половину. Французы с удовольствием выпили мое вино, но свои бутылки опустошили сами, не угостив присутствующих за общим столом нас - русских. На следующие дни мы пили наше оставшееся вино, не обращая внимание на жадные взгляды французов, которые стали хвалить его за отличное качество. Во время перелетов я наблюдал, как француз мог съесть яблоко, не предложив его или часть его, рядом сидящей девушке. Мы бы разделили яблоко на всех присутствующих. На 4 день за нами прилетел вертолет и под моим руководством мы прилетели в район Гуматагских копытоходячих следов. Летчики не могли посадить вертолет вблизи следов и чтобы мы не потеряли высоту, не заглушая винты мотора, вертолет присел на узком водоразделе .около следов,а мы быстро выпрыгнули из вертолета, который потом опустился несколько километров ниже нас, на удобную для летчиков площадку. Осмотрев все площадки с копытоходячими следами динозавров, мы вернулись в Ташкент.



 


Рецензии