Получасовые рассказики. День знаний

Рассказик четырнадцатый

               

Вчера было первое сентября, День знаний и начало учебного года. Моя нарядная и модно подстриженная внучка убежала с зашедшей за ней подружкой в школу. В восьмой класс! А я достала старые фотографии и стала рассматривать, ища расхождения с уже описанными мною по памяти фотографиями. Нашла! В рассказике про тётю Дуню, я написала, что на фотографии, где они сфотографированы вдвоём с моей бабушкой, тётя Дуня едва достаёт до плеча своей племянницы. Нет на фотографии она немного выше бабушкиного плеча. Но может быть под длинной строгой юбкой скрываются высоченные каблучищи? Может быть… Каблуки тогда, конечно были.
   
Я рассмотрела фотографии, сделанные в ателье Амбражевича в Майкопе, там жили еще молодые Лиза и Коля Дмитриенко.
    
На одном фото бабушка высокая и худая стоит, придерживая левой рукой двухлетнюю тетю Надю, посаженную фотографом на какую-то высокую, но хлипкую или скажем так, изящную, подставку. Видимо для красоты, для композиции. Справа от бабушки сидит на стуле дед, молодой черноглазый, правая рука лежит на столе.
Нормальная композиция, видно занятие фотографией было тогда сродни искусству, мастеров учили специально. И качество снимка говорит само за себя. Моя молодая 22-летняя бабушка смотрит на меня из далекого 1914 года. Фотографии этой больше ста лет.
Платье на бабушке, сшито своими руками, как и всегда. Вырез треугольный, воротник с отделкой, продолговатый с острыми уголками. Платье слегка примялось, видимо шустрая двухлетка Надя с длинной белобрысой челкой и круглыми глазками, вертелась у неё на коленях, пока ехали в фотоателье …
   
Да, я начала сегодня свой очередной рассказик упоминанием о Дне знаний и тем, что внучка моя пошла в восьмой класс. Ну восьмой и восьмой, маленькая ещё, мол учиться и учиться.
   
Знания нужные и ненужные впихивают в головы учеников в большом количестве, в большинстве своём эти знания не употребляются. Вот, например, в школе меня учили, как извлекать квадратный корень. Столбиком. Сколько раз мне это пригодилось в жизни? Ни разу. В старших классах нам дали знания, как пользоваться логарифмической линейкой. Где теперь эти линейки? Но низкий поклон нашим учителям за то, что они научили нас говорить по-русски, писать грамотно, любить и понимать литературу. Да просто читать, читать забывая про сон, забывая про всё.
   
А теперь давайте представим, что любознательную и сообразительную, стремящуюся к знаниям Лизу Мотушкину родители забрали из второго класса церковно-приходской школы, решив, что арифметики и грамоты она получила достаточно, чтобы нянчить дома очередного младенца, братика или сестричку.
   
Священник-преподаватель (помним, что школа церковно-приходская) со слезами просил не забирать лучшую ученицу из школы, что ей всё легко даётся, что таких детей и надо учить… Бесполезно. Она блестяще сдала экзамены и с похвальной грамотой была выпущена из школы.
   
Грамота, правда не сохранилась. А свидетельство об окончании школы с печатью и подписями настоятеля и комиссии вот оно, потёртое на сгибах, пронесённое бабушкой сквозь войны, голод, разруху, сохранённое, как дорогое воспоминание. С 1903 года. Сто восемнадцать лет ему.


Рецензии