Развлечения выйской молодёжи вначале 20-го века

Предисловие.

Я, Николай Александрович Заборский, родился 20 июля 1914 года . Когда начинаю писать свои воспоминания, то в 1993 году мне исполнилось 79 лет от роду. Слава Богу, что прожил много лет и сегодня Бог даёт мне на это право написать свои воспоминания.
   За прожитые годы я пережил Первую империалистическую войну, прожил Великую Октябрьскую Социалистическую революцию, а также Военный коммунизм, Продразвёрстку, годы НЭПА, коллективизацию, ленинский период уничтожения ценностей церквей, церковных святынь. Уничтожение религиозных деятелей в двадцатые и тридцать седьмые  годы страшного сталинского режима. Прожил Великую Отечественную  войну 1941-1945 годов с гитлеровскими захватчиками. Период партийного тоталиризма, краха КПСС, в которой я пробыл пятьдесят лет.
Хочется оставить подробный перечень событий о нашей жизни. Для этой идеи я решил написать свой "автобиографический очерк". Да и чада мои просят написать его, так как я окончил две совпартшколы  с журналистским уклоном.  Мой дядюшка, Иван Дмитриевич Заборский, был писателем. Советовал мне, чтобы я учился журналистике. У меня есть несколько статей, которые писал в газеты.
   Автобиографический очерк я начал писать в 1960 году, когда ушёл из советской армии на гражданку. В армии я прослужил двадцать два года. После окончании армейской службы  я часто ездил, на малую Родину,  домой. Здесь я с головой окунался в жизнь Выйского народа, особенно проявлял интерес к жизни своих односельчан деревни Заборье. Из поездки я всегда привозил полную записную книжку о жизни земляков.
К большому сожалению я очень поздно начал собирать материал про жизнь Выи. В деревне, за годы Советской власти, очень много умерло старожилов. До сих пор я не знаю имени, отчества,  своего прадеда по отцу.
   Ещё одна ошибка: мало написал про свою собственную семью. В моём написании автобиографического очерка  способствовало то, что большая просьба была от моей жены и всех родственников.  Огромную роль в подборе материала  помогла жена, разыскивая данные в моих архивах.
Заранее благодарю каждого, кто соизволит прочитать этот очерк, посвящённый мой любимой жене Зинаиде Никифоровне Заборской.
   Заранее благодарю  того, кто осмелится прочесть этот труд!
Николай Александрович Заборский.
г. Ленинград 28 октября 1993 год.   

   Как жила и развлекалась выйская молодёжь вначале 20-го века.

   До революции в выйских деревнях радио, телевидения  и кино не было. Кино появилось впервые в 1924 году. Был целый переполох. Кричали по деревне, что привезли "живые картины" и будут показывать в церкви. Вечером, в один из дней, стали показывать впервые "живые картины". Шла картина "Похороны В.И. Ленина". Восторга было много!!!
   Радио появилось на два года раньше (в 1922 году). Старики и старухи считали, что это нечистая сила, это обман и неправда, что можно по воздуху передавать слова.
   Первые телевизоры на Вые появились после войны, в середине семидесятых годов.
   Кроме указанных мероприятий средств массовых развлечений, молодёжь развлекалась по деревенскому. О больших престольных праздниках, как Пасха, Рождество и других я выше писал. А вот о таких днях, как воскресенье, хочу сообщить следующее. Это относится к месяцам летнего времени.
После революции во всех деревнях Выи соблюдались выходные дни, обычно воскресение и престольные праздники, за исключением страдной поры сенокоса и хлебоуборки.
Начиная с мая месяца, когда уже установилось тепло, молодёжь собиралась на улице в определённом месте. Таким местом был участок около дома Мити Лобанова, дом которого стоит на высокой горе, и около дома имеется большая площадка. Там были лавочки посидеть, поиграть в разные игры, попеть хоровые песни и частушки. Ребята приходили с гармошками и балалайками. Велись разговоры на разные темы и т.д. Участок около дома, про который я говорил, называли "пятачок". Давно утратил он это название. А в прошлом служил местом проведения всей молодёжи. Давно я не был на этом месте. Уехал из дома на чужбину в 1929 году, а вот теперь, в 1965 году, я нахожусь на этой площадке. Сижу на лавочке, которую соорудил чей-то дедушка. Доска и столбики лавочки довольно постарели. Перед глазами открылась чудесная панорама. Прямо под горой находится озеро, сейчас почти заросшее травой. Раньше в нём было много рыбы. Водилась щука, плотва, окунь и ёрш. Летом мы, в детстве, ловили щуку на блесну, а плотву и окуня на поплавочную удочку, наживляя земляного червячка. Поздней весной на гнездовье прилетали утки разных пород и они выводят потомство. По непонятным причинам из озера исчезли лягушки, прекратился их задорный хор кваканья.
 
   В зимнюю пору морозы были сильные, озеро промерзало, в мелких местах, до самого дна.  Из-за недостатка кислорода рыба погибала. Выживали только те рыбы, которые успели уйти, в ямы,  на самое дно озера.    Жители деревни принимали меры  к спасению рыб. В сильные морозы прорубали лунки во льду, и очень много рыбы спасалось от гибели - выбрасываясь через прорубленные лунки на поверхность льда. Рыбу укладывали в мешки и на санках увозили домой. Для массового спасения рыбы этот способ был малоэффективен. Большинство рыб гибло. Да и спасением рыбы заниматься в то время не было возможности. Я имею ввиду углубление озера, техники для этих работ не было и объём работ не под силу  жителям деревни, состоящих из 22-х дворов.  Но у природы свои законы. Река Выя каждую весну разливается до таких размеров, что заливает это озеро и рыба вновь заплывает в это озеро и обитает круглогодично в нём.
Зимой с появлением крепкого и прочного  льда на озере, дети катались на самодельных  коньках, сделанных из дерева. По всей длине деревянного конька закрепляли телеграфную проволоку для лучшего скольжения. Катались по льду озера и на санках, прикреплённые на тонкий коней жерди. На толстом конце жерди выдалбливали отверстие, которое надевали на кол, через отверстие  во льду забитый в дно озера. Недалеко от кола за жердину брался один или два человека и начинали вращать жердину по кругу, на конце которой на санках усаживался человек. Санки катались по кругу. Зрелище было увлекательное, наслаждение приятное.
   
   На склоне горы место было чистое, ровное, никаких кустов и деревьев не было.  В самом разгаре зимы, примерно в середине декабря, перед Рождеством устраивалась ледяная горка. В то время снегу на земле уже было много и морозы стояли крепкие. На полосе склона горы от самого верха и до озера, шириной в 4 метра, нагребали лопатами снег по всей ширине полосы. Утрамбовывали и через сутки от затвердевал. После этого полосу заливали водой, которую брали вёдрами из озера. Это колоссальный труд!!! Всю полосу от озера и до верха горы надо было полить водой раза три-четыре, чтобы лёд   выдерживал нагрузку двух человек, усаженных на санки. Длина горки примерно 200-250 метров и по льду озера около 400 метров. Такое увеселительное сооружение - ледяная горка, добровольно молодёжью устраивалась каждую зиму в дореволюционное время. Катание на горке начиналось в первую ночь под Рождество и заканчивалось перед Пасхой. Катались на санках, были смельчаки, которые с горки катались на самодельных коньках. В последнюю неделю  перед Пасхой катались на чём попало: на старых тюфяках, на соломе, поношенной, старой одежды верхней. В последний день катания с горки  жгли костёр из тех вещей, на которых катались с горки. Так же приносили и бросали в костёр старую одежду, утварь не нужную в обиходе. Весёлое зрелище продолжалось   до самого утра.
   Рядом с ледяной горкой была проложена лыжня, с которой катались на самодельных  лыжах, обшитых оленьим мехом , для лучшего скольжения. И для удобного восхождения на гору: так как оленья шерсть не даёт лыжам катиться назад из-за сопротивления шерсти. Эти лыжи называются конды.
С 1965 года я каждое лето приезжаю во свою деревню Заборье. Решил присесть отдохнуть на лавочку "молодёжного пятачка" когда-то бывшего в нашей деревне и погрузился в глубокие воспоминания.
В моей памяти сохранился ландшафт местности, открывшимся предо мной таким, каким он был в далёком моём детстве.  С западной стороны деревни находились большие и маленькие поля пахотной земли, на которой выращивали хлеб. Сеяли рожь, овёс, ячмень. Большие участки земли отводились под посевы льна, конопли, гороха, репы. Сейчас эти участки земли превратились в пустырь, заросли травой и на них пасутся большие стада рогатого скота. Коров  в совхозе "Выйский"  пасётся около двух тысяч.
Ближе к самой деревне, в прошлом, разрабатывались огороды. У каждого хозяина имелась грядка или по старинному прозванию полоска земли. На грядках выращивали: капусту, брюкву, редьку, лук, морковь, бобы, табак, картошку. Сейчас таких, ухоженных, грядок земли имеется только  три, так как в деревне проживает три семьи. Это Вера Ивановна Кулижская с сыном, Нина Павловна Засухина с сыном и Евдокия Андреевна Лобанова - старушка-одиночка.
   Дальше пустыря , о котором шла речь, имеется небольшой перелесок, состоящий исключительно из сосен, возраст которых 40-50 лет.
   Летом, после грозы или дождя, там обильно  растут  грибы маслята, которые в выйском говоре прозываются слизуны. В двадцатые годы, моего детства, этих сосен насчитывалось несколько десятков, а сейчас наросло их сотни.
  Ещё дальше на запад, метров через триста, протекает красавица река Выя. Левый берег её гористый и тянется от деревни Бабиново до деревни Новинки, покрыт массивом пород хвойного  леса.
   В весеннее половодье река Выя заливает прибрежные луга, пашни. Вода, сливаясь с озером, доходит до самой деревни,  которая расположена на высокой горе.
   В реке водится много разных сортов рыбы, включая лососевые и хариуса. Речка с быстрым течением перемешается порогами. Прекрасное место для гнездовья птиц, в которых преобладают утки многих наименований. В близлежащих лесах много боровой дичи и зверя. В лесах, которые окружают деревню с со всех сторон, растёт много грибов и ягод. Леса в основном сосновой породы. Почва в лесах песчаная, покрытая белым мохом - благоприятные условия для возрастания    белого ( в выйском говоре "дорогого")гриба. Грибы сушат только белые, а солят белые грузди, рыжики.  Сыроежки, жёлтые и красные, солят только в сыром виде и едят через неделю прокисания.
К ягодам относятся: морошка, земляника, брусника, голубика, черника, малина, смородина красная и чёрная, белая малина кроме красной, черёмуха и рябина.
Хотя в энциклопедии сказано, что климат Архангельской области холодныц, однако летом в моей, родной, деревне бывает очень тёплое лето,так как она расположена на юго-востоке области, температура бывает иногда свыше + 30 градусов. Солнечные дни за лето преобладают над пасмурными.
   Я сижу летом на лавочке "молодёжного пятачка" глазами как раз на Север. За озером, о котором сказано выше, находится поле на котором посеяна рожь. Она уже колосится.
Раньше, при единоличном хозяйстве, я вспоминаю, что, в десятилетнем возрасте,  пахал это поле сохой и боронил деревянной бороной, сидя верхом на лошади. На этом поле, в годы моего детства, были устроены вешала - вкопаны в землю два столба, в них выдолблены отверстия, в которые вставлены жерди. Сжатый серпом хлеб и уложенный в снопа, свозили на лошади к вешалам. Снопы для сушки вешали на жерди. Через пару дней солнечной  погоды снопы тут же обмолачивали: сначала по колосьям били "кичигой", а потом цепами. При наличии   ветра зерно просеивали, шелуху относил ветер, а на пологу оставалось чистое зерно. Очищенное зерно ссыпали в мешки и увозили на лошади домой. В амбаре, для длительного хранения, зерно  ссыпали в лари или так называемые отсеки, огороженные толстыми досками.  Солому тоже отвозили домой и она применялась на подстилку скоту  во дворе и способствовала для накопления навоза - прекрасного, экологически чистого удобрения для полей.Дальше, за этим полем, находится луг.
   На работу, в страдную пору, уходили с восходом солнца, а с работы приходили с закатом солнца. 
В старые времена заготавливать сено начинали с Петрова дня. Сначала луг делили на пожни - определённый участок земли имеющий определённое количество один метр шириной ( например один метр ширины на одного человека (на душу).Два метра ширины на семью в два человека и т.д.После делёжки сенокосного луга начинали косить траву. Весь народ деревни, кто мог и умел косить, выходили в один день. Косили косами горбушами "литовками"в согнутом состоянии. Косы-стойки тогда не применялись. Любо было посмотреть на тогдашних косарей и разноцветье их одежды. Косы блестят на солнце, будто молнии по лугу сверкают.
   За сенокосным лугом протекает река Выя. Хорошо виден противоположный левый  берег реки.  Он метров десяти высотой, крутой, отвесный склон состоит из жёлтого песка. Раньше, в двадцатые годы, весь берег был в ласточкиных гнёздах. В наше время ласточки уже тут не гнездятся, наверное потому что вблизи проходит дорога, а по ней идут машины и трактора совхозные в Гаврилово и обратно. Этот обрывистый угор называется Солёнуха, находится в одном километре от деревни Новинки.
   На Солёнухе, немного в стороне, в глуби леса стоял дом. В нём жил крестьянин Александр с сыновьями Александром и Иваном. Жена Александра умерла ещё до Октябрьской революции, и я её не помню как звали по отчеству.   В настоящее время дом Александра не сохранился. До настоящего времени сохранилась маленькая часовенка, построенная богомольцами до революции, недалеко от того места, где стоял дом.
   Если спуститься под гору, немного влево от лавочки есть большой ров. Здесь в старину добывали глину и делали хорошие кирпичи. Все печи в деревне Заборье были сбиты из этой глины. Много было затрачено усилий и трудов, чтобы образовался такой ров.
   Над этим рвом, на возвышении, стояла баня крестьянина Дмитрия Лобанова. В деревне про эту баню много ходило всяких слухов, страшных небылиц. Однажды молодёжь поспорила, что никто не посмеет зимней ночью сходить в эту баню  и принести оттуда ковш. Если кто из парней  сходит, то в награду получит три рубля. Такой смельчак отыскался - это был мой дядюшка Митя ( Дмитрий Дмитриевич  Заборский). Он смалу вырос сильным, решительным, смелым, волевым человеком и перед трудностями не пасовал. Он сходил в баню и принёс этот банный ковш, честно заработал три рубля. После этого случая в деревне перестали сочинять страшные небылицы про эту баню.
  Справа от меня, от лавочки на которой сижу, метрах в двухстах на восток видна полоса взрослого леса. Этот лиственный лес тянется по всему склону горы от верха до озера и до деревни Петрухино. В этом лесу всегда много всяких ягод.
В 1923 году, я с братом Лёней, в этот лес ходили, чтобы нарубить и принести лозы для изготовления корзин.
Кустарник  лозы был высотой с метр, а сейчас на этом месте вырос лес. А за моей спиной  расположена деревня Заборье, с её домами и жителями.
   Особо хочется рассказать о пятачке - участке ровной поверхности земли, размером с один гектар, расположенной на высокой горе. Этот "пятачок" являлся для молодёжи д. Заборье, двадцатых, тридцатых, годов домом культуры, если говорить современным языком.
Здесь местная молодёжь собиралась   летними вечерами для разных увеселений. Играли в лапту, в котёл (скакалки), прыгали в высоту и в другие игры. Многие игры были спортивными: из самодельных луков проводились стрельбы по бумажным мишеням. Любили играть  в "городки", гоняли "попа". Начинали обычно с игры в "фант". Парни боролись между собой, выясняя кто из них самый сильный. Победитель получал денежный приз - полтинник.
   Особенно любили играть " в бабки", Для этой игры нужны были кости от домашних животных, называемые "жохами". У кого жохов не было, покупали 2 жоха за одну копейку у выигравшего.Кости окрашивались в разные цвета.
   Парни строили пирамиды из четырёх-пяти человек и более - это уже была попытка циркового номера.
  Измеряли молодую силу при помощи палки. Два человека садились на землю, упираясь в друг друга ступенями ног. В руки брали палку и тянули её до тех пор, пока один из них не поднимет другого. Самым сильным был Арсений Алексеевич Засухин.
   Пробовали силу рук. Устанавливали правые руки противников на стол, потом брались ладонями и кто сдвинет  да повалит рук - тот победитель.
   Игра " Тянуться на пальцах": Испытывали силу на средних пальцах правой руки. Зацепляли палец за палец и начинали тянуть друг друга. Проиграл тот, чей палец разогнётся.
Играли также в карты на деньги в игру "орлянка". Карты игральные разрисовывали и делали сами.
   Гоняли битами деревянный шар, изготовленный  из березового нароста ( свала)  выросшего на стволе берёзы. Играли также в"чижик".
Теперь о праздничных развлечениях: в этот день вся молодёжь д. Заборье  собиралась на деревенском  "пятачке". Парни приходили с самодельными балалайками, с гармошками, которые покупали в г. Вятка. Гармонисты и балалаечники состязались между собой в игре на этих инструментах. Хочу отметить лучшего игрока на балалайке Александра Семёновича Лобанова, а гармониста моего двоюродного брата Ивана Дмитриевича Заборского
( который погиб от руки хулигана в г. Северодвинске 22 июля 1981 года). Из пожилых жителей деревни хорошо играли на гармошке мой отец
( А.Д. Заборский), дядя Ваня, дядя Веня и дядя Митя.
Девчата под эту игру на инструментах  плясали да распевали частушки. Некоторые водили хоровод и пели старинные песни. Много рассказывали былин и страшных небылиц деревенских.  Вот так весело и задорно проходили праздники нашей деревни.
В летний праздник Иванов день вся наша молодёжь шла под гору на заливной луг к реке Выя. Рвали цветы и плели из них венки да гирлянды. Девчата собирали лекарственные травы, а потом их в домашних условиях сушили. Потом по берегу реки Выя молодёжь шла к деревне Окулове, которая находится от  д. Заборье на расстоянии три километра на левом берегу реки Выя. Напротив д. Окулова на правом берегу находится прекрасный, зёлёный, луг. Он даже не входит в сенокосные угодья выян. Поэтому предназначен для массового гуляния молодёжи всех, двадцати двух, выйских  деревень. Молодёжь очень весело проводила летние праздники. А сколько играло гармоней - не счесть!!!
Луг очень ровный, без ям и бугров. На лугу был установлен "гигант" -так назывался деревянный столб вкопанный в землю. На верхушке столба были укреплены шарнирно четыре верёвки и молодёжь весело развлекалась, бегая вокруг столба и катаясь на верёвках.
   Также была волейбольная площадка и сарай для постановки пьес. Для этого в сарае была установлена сцена. Была поставлена пьеса дяди Вани
( И.Д. Заборского)  "Свет во тьме".
А в праздник " Святых Петра и Павла" вся молодёжь собиралась в опредёлённое время на пятачок и организованно отправлялись пешком в Гавриловскую волость. Расстояние до д. Подол было 15 километров и там гуляли два дня. Молодёжь собиралась со всех двух волостей: Выйско-Ильинской и Гавриловской.
   Хочу отметить одно обстоятельство: молодые парни и девки знакомясь и общаясь между собой обретали дружбу, которая у некоторых  вырастала в любовь, а потом превращалась в свадьбу. Многие парни женились на девушках только своей деревни. Невесты родители выпестывали с момента её рождения.
   Население Гавриловских деревень к этому празднику готовилось заранее. В каждой семье  в большом чане варилось пиво и делали хоньжу. Домашнее пиво, в старину, варили во всех выйских  деревнях . Этот напиток приготовлялся следующим образом: мешок ржи мочили в воде неделю. Потом сушили на печи в берестяных коробках ( полотухах). Рожь прорастала белыми корешками , сладкими на вкус. Потом сросшуюся  рожь разъединяли и в мелком виде на железном противне ставили в русскую печь сушить. Подсохшую рожь вынимали из печи, разъединяли все зёрнышка в отдельные. Росточки сухие удаляли, перетирая на ладонях. Очищенные зёрна мололи на жёрновах. Получалась сладенькая мучка, называемая солод.
Из солода  варилось пиво. Ставили в печь в корчаге парить. Вначале получали сусло - сладкая и густая вода. Потом из отверстия в корчаге текло сусло, в которое добавляли хмель и разливали по лагушкам. Плотно закрывали и давали пиву постоять неделю в лагушке для брожения. Некоторые добавляли в в лагушку с пивом сахарного песку и давали постоять ещё  несколько дней и получалась хоньжа - крепкий, алкогольный напиток, по крепости не уступающий водке сорокоградусной.
После   Петрова дня начиналась страдная пора для жителей выйских  деревень: сенокос и хлебоуборочные работы. Свободного времени у молодёжи не будет до глубокой осени.
В двадцатые годы наши родители и мужики деревенские сплавляли лес по реке Выя до устья Пинеги, а там по Северной Двине на лесозаводы города Архангельска. В Архангельске получали заработанные на сплаве древесины деньги, на которые покупали нужные в хозяйстве товары. Жёнкам наряды, а детям сладкие гостинцы.

*****
На фотографии Николай Александрович Заборский, автор этих воспоминаний.


Рецензии