Ловчен - Негуши
Но если вы хотите совершить паломничество по святым местам, пощекотать себе нервы, а затем насладиться настоящими черногорскими деликатесами пшрутом и каймаком да под стопочку запотевшей сливовой ракии, то вам определённо надо выбрать другой путь - через Цетинье и Негуши по Ловченскому серпантину.
Цетинье мы уже проехали и держим курс на Негуши. Но чтобы туда добраться, надо сначала взобраться на гору Ловчен, а затем совершить головокружительный спуск по серпантину, который насчитывает 26 поворотов.
На вершине горы Ловчен следует задержаться, чтобы со смотровой площадки насладиться видом Боко-Которской бухты. Нам немножко не повезло: мы были выше облаков, и бухта была укутана дымкой. Я бы не сказала, что она лёгкая, потому что на фото очертания бухты едва угадывались. Но если кому повезёт там сфотографироваться в безоблачную погоду, фоты выйдут бомбезные.
На вершину Ловчена надо подниматься пешком по тропинке, выложенной плитами. Поручней нет, по обе стороны обрывы и надо не особо крутить головой в разные стороны. Но тут невозможно удержаться, ведь под горой лежит почти вся Черногория. Так утверждал экскурсовод. Даже если он и соврал, то раскинувшаяся панорама внизу не стала от этого хуже.
Тропинка ведёт не только к смотровой площадке. Рядом находится мавзолей самого почитаемого правителя Черногории - Петра II Петровича Негоша. Исторически сложилось так, что с середины XVI века Черногория находилась под руководством духовенства. Как правило, это были владыки с княжеским титулом и чином митрополита. Вот такая сложная иерархия в теократическом государстве.
И последним из правящих митрополитов был как раз Петр II Петрович Негош. Задолго до Броза Тито он задался идеей объединить все югославские народы, много сделал для того, чтобы Черногория стала независимой от Османской империи. Но не успел, и все лавры достались его племяннику Даниле Негошу.
Наверное, как в благодарность за идею и методы достижения югославского единства в 1974 году на месте скромной часовни, где покоились останки Владыки, при атеисте Б. Тито был выстроен мавзолей для митрополита. На материалах не скупились: чёрный мрамор, зелёный гранит, мозайка из позолоченных плиток. А архитектор даже отказался от гонорара.
Для черногорцев Ловчен считается святой горой, а мавзолей Владыки - место поклонения. Не перестаю удивляться насколько честные, благородные и благодарные черногорцы. А ещё у них хорошая память. К примеру, в Которе до сих пор поминают умерших от эпидемии чумы и погибших при защите города. Всё бы ничего, но эти события произошли 400 лет назад.
Мы снова в пути. Впереди Ловченский серпантин, то ещё испытание как для водителей, так и пассажиров. Каждый поворот пронумерован, на каждом пролёте - панорама бухты и окрестностей, и с каждым новым поворотом эта панорама скукоживается.
Дорогу строили ещё в XIX веке. И ширина дороги для гужевого транспорта по тем временам была в самый раз. А сейчас на ней случаются "пробки", одной из машин приходится искать задним ходом "карман", чтобы разъехаться. И едут по этой дороге не только легковушки, но и большегрузы и автобусы большого класса вроде нашего.
Медленно, но уверенно мы продвигаемся в Негуши.
Последний поворот - и перед нами долина с небольшим горным селом. Домики из грубого известняка под красными крышами колоритно разбросаны по долине. Это и есть Негуши, родовое поместье правителей Черногории из династии Петровичей-Негоши. Здесь Пётр II Петрович Негош до семнадцати лет пас овец, а в семнадцать принял сан митрополита и бразды правления Черногорией. Если бы не мемориальная доска на скромном домике, то можно спокойно пройти мимо дома-музея древнего рода правителей, которые возглавляли государство с конца 1696 по 1918 год.
К сожалению, я так и сделала. Не заметила таблички на стене дома и прошла мимо. Но зато я побывала в мастерской у негушского краснодеревщика, за небольшую плату мастер благосклонно разрешил полюбоваться его резными картинами, панно, скульптурами и мебелью. При этом сам остался на мансарде в компании чашечки вкуснейшего кофе. Надо сказать, в Черногории варят отличный кофе. Я была не в обиде. От такого кофе сложно оторваться.
Кроме того, что это вотчина черногорских владык, Негуши известен среди гурманов своими деликатесами. Здесь производят самый лучший во всей Черногории пшрут и сыр.
Пшрут - это вяленое мясо, как утверждает экскурсовод, по вкусовым качествам похожее на испанский хамон или итальянский прошутто. Ничего не скажу за эти заморские деликатесы. Считаю, что вкус ананаса может обсуждать тот, кто его ел. У нас со времён Чингизхана едят бастурму. Мясо уже давно не вялят на крупе лошади, технология вяления поменялась, но название осталось. Действительно, вкус бастурмы сравним со вкусом пшрута, но бастурма более жёсткая.
Рецептов изготовления пшрута много, у каждой семьи свой, испытанный столетиями. Но в технологии есть общие моменты. Для пшрута годятся только окороки, которые в течение двух недель вымачивают в морской воде. Затем ещё две недели окорока выдерживаются под пресом. А потом вход пускаются сушарни. И над всей округой повисает пряный дым. Этим ароматом придётся дышать месяц. Для копчения используется исключительно бук.
Затем окорока подвешиваются под потолком и томятся от восьми месяцев до трёх лет. Чем толще окорок, тем больше времени нужно для того, чтобы довести до готовности.
Видя девушку или женщину пышных форм ( а для черногорок это большая редкость), истинный негушский джентльмен мечтательно произнесёт:
- Это три года.
Кроме пшрута в Негуши вам предложат местный подкопчённый сыр и ракию. И от этого угощения никаким образом нельзя отказаться. Обиды будет на всю Черногорию. Поэтому по быстрому хлобыстнув стопочку ракии, закусив сыром и пшрутом, вы навсегда расположите к себе хлебосольных горцев.
А в остальном Негуши ничем не отличаются от горных селений: много ручного труда и мало свободного времени.
Свидетельство о публикации №221091601749