Поэт Владимир Игнатьевич Соколовский 1808-1839

Смотреть видео о поэте и слушать романс на его стихи:
https://www.youtube.com/watch?v=oXrIySmLYeA


   Владимир Игнатьевич Соколовский родился в 1808 году в селе Тельма Иркутской губернии в семье офицера, дворянина. Позже его отец дослужился до томского вице–губернатора.  Владимир учился в 1-м кадетском корпусе в Петербурге, из которого по болезни был выпущен в статском чине. На некоторое время уехал в Томск, где работал в канцелярии у своего отца. С 1928 года служил в Красноярске также в губернской канцелярии. Был знаком со многими ссыльными декабристами. Публиковался в «Енисейском альманахе».
   В 1831-1834 годах посещал лекции в Московском университете, был близок к кругу Александра Герцена и Николая Огарёва, дружил  с Александром Полежаевым. С начала 30-х годов печатался во многих журналах, некоторые его стихотворные произведения на библейские темы выходили отдельными изданиями. Известность приобрёл как автор поэмы "Мирозданье" (Москва, 1832), позже были написаны поэмы "Хеверь" (СПб, 1837), "Ода на разрушение Вавилона" (СПб, 1839), "Альма" (не издана). Писал и прозу. В 1833 году опубликовал «Рассказы сибиряка», а в 1934-м роман «Две и одна, или Любовь поэта».
   После учёбы в университете вернулся в Петербург, собираясь вновь поступить на государственную службу. Но 19 или 20 июля 1834 года Соколовский был арестован и предан суду по делу "О лицах певших в Москве пасквильные стихи" за песню "Русский император...", которая и потом долго оставалась популярной. Его приговорили к заключению в Шлиссельбургской крепости "на неопределённое время".
   Осенью 1836 года он был освобождён и сослан в Вологду, где заведовал редакцией "Вологодских Губернских Ведомостей". Помилованный, он прожил недолго, продолжал писать стихи на библейские темы, начал злоупотреблять горькой.
   Владимир Соколовский умер в 1839 году 31 года от роду на Кавказе в Пятигорске, куда поехал лечится от чахотки.
   Многие неопубликованные стихи Соколовского были напечатаны после его смерти.
«В человеке способном и очень крепком физически "заключение разрушило не только тело, но и убило его дух» - писал Иван Панаев.
   Трагическая судьба Соколовского была описана Александром Герценом в "Былом и думах", а также в романе советского писателя Владимира Чивилихина «Память».
   На стихи Соколовского "Не забыть мне", поэтом и композитором Николаем Девитте создан лирический романс.


***
Не забыть мне те мгновения,
Не забыть минуты той,
Как в блестящем виде гения
Ты явилась предо мной.
   Вся таинственность небесная
   У тебя в глазах слилась,
   И приветно ты, прелестная,
   Мне душой отозвалась.
С той поры, мой ангел, сладостно
Мне земное бытиё
И в груди забилось радостно
Сердце грустное моё.
   Я себя в огне страдания
   С той минуты не гублю,
   Как с улыбкою внимания
   Ты сказала мне люблю.
Но не скроется ль за тучею
Моё счастье и когда?
И в тебе, звездой падучею,
Не погаснет ли мне - да?
   Ах, святого наслаждения
   Ты во мне не разрушай
   И с любовью уверения
   О любви мне повторяй!


Статью подготовил Александр ГамИ


Рецензии