Укрощение строптивого. Часть 2. Гл. 3
НА БАЗЕ ГЕОЛОГОВ.
Радушная встреча.
Беседа у костра.
Дорофей Кузьмич.
Видимая впереди цель прибавляла силы, и сухопутная флотилия с песнями прошагала полтора часа без отдыха и остановилась лишь тогда,
когда вошли в центр с хаотично разбросанными строениями посёлка. Навстречу им вышел сторож, охранявший склад ГСМ.
- Артисты, что ли к нам пожаловали? – спросил он, улыбаясь, так дружно и звучно поёте, что я вас услышал задолго до вашего прихода.
Чувствуя доброе отношение к ним в словах сторожа, ребята обступили его со всех сторон.
Можно нам остановиться на ночлег в вашем хозяйстве? – спросил Прошкин.
- Да ради Бога, ребята! Мы даже рады будем! Только подальше от склада с горючим. Да, давайте лучше я сам укажу вам место. Шагайте за мной!
- А что людей не видно в посёлке: - спросила сторожа Ефименко, шагая рядом с ним.
- Да сейчас же самый разгар полевых работ, геологи все в поле и сюда наведываются лишь в особых случаях: если вдруг – какое-то ЧП, или срочный вызов. А так – связь по рации. Продукты им забрасываем вертолётом.
- Дядя, а о каком поле вы говорите? – спросила Даня Самигуллина. Какие у вас в горной тайге поля?
Сторож засмеялся, глядя на неё, и пояснил:
- Девочка, так у геологов называются районы, где проводятся изыскательские работы, т. е. – разведка полезных ископаемых.
- А что вы ищете?
- Наша партия специализируется на поиске платины, золота, но попутно фиксируем признаки залежей других полезных ископаемых.
- А чем богаты здешние места?
- Здесь Урал! А Урал, как показали исследования, содержит в своих недрах всю таблицу Менделеева. Если конкретно: Здесь имеются небольшие запасы хрусталя, мрамора, платины.
За разговором незаметно подошли к большому вагончику.
- Вот здесь и останавливайтесь, - сказал сторож, показывая на вагон.. Вагончик пуст, можете занимать. Костёр делайте подальше, чтобы вагончик не спалить. Воду можно брать в колодце возле домов. Там же расположен магазин. Откроется завтра в 10 часов утра.
- А кому продавать, если все в поле? - спросила Климова.
- Да есть кому: здесь же администрация партии, лаборанты, исследующие образцы пород, привозимые от геологов, радист, медик, у некоторых привезены сюда семьи.
- А в администрации есть печать? – спросил Артамонов.
- А зачем она вам?
- Нам нужно отметку в маршрутной книжке сделать для подтверждения, что мы были здесь.
- Конечно, есть. Завтра к девяти утра подходите к крайнему дому, там у нас контора нашей партии, там же находится и магазин. Давайте устраивайтесь, отдыхайте, а мне надо ещё на склад ГСМ зайти.
- А зачем здесь склад?
- Так у нас же вездеходы есть, грузовая и – даже легковая машины, вертолёты заправляем при необходимости, ну и для бензопил горючее тоже нужно.
Сторож ушёл, оставив ребят устраиваться на ночлег. Работа закипела: одни ребята ушли за водой, другие собирали дрова и оборудовали кострища, девочки наводили порядок в вагончике, дежурные хлопотали над продуктами.
2.
После ужина ребята расселись вокруг большого костра на сооружённых ими скамейках.
- Итак, товарищи моряки, наши вечерние посиделки объявляются открытыми! – снова отметился Долгих. Кто имеет слово?
- Коля, разреши мне, - попросила Рита Бушмакина.
- Давай, валяй! – под общий смех ответил самозванный председатель.
- Ну и хам же ты, Колька! – не сдержалась Климова. Когда ты будешь нормально с девочками разговаривать?
- Ваше, излишне резкое заявление, гражданка Климова, прошу занести в протокол нашего собрания. Я это так не оставлю! Учтите, гражданка Климова! И попрошу вас больше не прерывать наше собрание! Нашлись мне тоже тут… Итак, Риточка, что вы нам хотели сказать? – под общий хохот продолжал играть свою роль Долгих.
- Коля, я хочу задать вопрос Надежде Владимировне.
- Пожалуйста, Риточка, мы вас все внимательно слушаем.
- Надежда Владимировна, Вы не пожалели, что взяли наш класс под свою опеку?
- Что вы, Рита?! Я даже очень рада, более того – счастлива, что встретилась с такими умными, самостоятельными, талантливыми ребятами. И до сих пор удивляюсь, как вы смогли все прошлые годы тащиться в хвосте школы?!
- - Надежда Владимировна, мы и сами теперь удивляемся, почему мы были так равнодушны, когда нас унижали, и нас хватало лишь на то, чтобы отвечать дерзостью, от чего пропасть между учителями и нами лишь становилась всё шире и шире.
- А теперь тоже честно ответьте и на мой вопрос: вы не покаялись, что я затащила вас в глухомань и заставила переносить муки?
- Девочки, разрешите мне сказать за себя и ещё за некоторых? – попросила Люба Андреева.
- Говори, говори, Люба.
- Надежда Владимировна, в эти прошедшие два дня были моменты, да не у меня одной, когда наступали минуты отчаяния и раскаяния. Но теперь, когда трудности позади мне лично стало даже стыдно за свою слабость. Но я думаю, что эти два дня сделали нас более стойкими и сильными.
Ребята зааплодировали своему товарищу за честную откровенность и ещё за то, что, обычно молчаливая Андреева, вдруг раскрылась, как долгожданный цветок, и все увидели, что он хорош собою.
- Спасибо, Люба! Я очень рада твоему откровению и надеюсь, что с этого момента в классе будет на одного активного товарища больше.
- Надежда Владимировна, в нашем классе туризм стал, как бы дополнительным предметом. Если бы вам позволили стать реформатором школьного образования, что бы вы ввели в процесс новое? – задала вопрос Климова.
- Зоя, это очень интересный вопрос. Во-первых, я создала бы лицей, где ученики находились бы круглосуточно, за исключением суббот и воскресенья. Для чего? Чтобы оторвать детей от улицы, от её дурного влияния. Вы уже под её влияние попали, с чем мы сейчас и боремся с вами. Я бы ввела такие предметы, чтобы они помогали детям приобрести необходимые для жизни навыки, чтобы они, выйдя из лицея, смогли приготовить для себя пищу, шить одежду, починять, уметь заколачивать гвозди, пилить, строгать, штукатурить, делать, хотя бы, простую, каменную кладку, оказывать медицинскую помощь, водиться с детьми, Ввела бы половое воспитание, чтобы на земле исчезли заразные болезни и, конечно же - СПИД. Ввела бы усиленные уроки физического воспитания, чтобы дети были здоровыми, имели красивую осанку, красиво ходили. Вы же сами видите, что много людей ходят, как медведи, как гориллы: у одних ступни повёрнуты во внутрь, у другого – как у Чарли Чаплина, кособокие, сутулые. Помогла бы каждому ребёнку выбрать такой вид спорта, где бы он смог проявить себя в большей мере. Ввела бы уроки шахматной игры. Шахматы – лучшее средство для развития мышления. Ввела бы уроки танцев, музыки, живописи, фотографии. Углублённое изучение иностранных языков. В общем, я бы старалась дать ученикам такое образование и воспитание, чтоб они, окончив лицей, были готовы к самостоятельной жизни и представляли бы элитный слой общества.
- Надежда Владимировна, а как вы смотрите на старания новых реформаторов сократить программу по литературе, - спросил Голубицкий.
- Витя, ты задал очень больной вопрос. То, что сейчас происходит, это творчество неких недорослей. Это – настоящий идиотизм! Без знания литературы не будет полноценной культуры. Это путь к умиранию русского языка. Но я верю, что придут умные, трезвые деятели в образовательной сфере и исправят эту нелепость. Видимо, новые русские считают, что человеку в совремённых условиях жизни достаточно уметь считать рубли, доллары, иены, и всё остальное – мелочи жизни.
За разговором ребята не заметили, как к костру подошёл уже знакомый им сторож и, взяв чурбачок, тихонечко устроился за их спинами и стал внимательно слушать происходящий разговор. Заметив его, Ефименко пригласила сторожа к огню, попросив ребят потесниться.
- Извините, пожалуйста. Как вас по имени и отчеству? – спросила она.
- Дорофей Кузьмич.
- Дорофей Кузьмич, у вас всегда так радушно встречают?
- Смотря кого. Добрых людей всегда. Мы рады каждому свежему доброму человеку. Не так уж и часто они к нам заходят. А худого – могут и ружьём встретить. Места у нас, сами знаете, какие: много лагерей с заключёнными. Бывает, и сбегают. А беглецы – хуже волков: могут много бед наделать. Юртище проходили?
- Да.
- Это их работа.
- И что, ловят их? – спросил Женя Бабкин.
- В советские времена порядка было больше: ЗЭКУ недолго удавалось погулять на воле. После «Ельцинской революции» народ стал другим. Теперь всё продаётся и покупается. Много продажных людей стало, в т. ч. и среди офицерского состава в колониях. ЗЭК стал чувствовать себя свободнее. Вот я и пришёл к вам, чтобы предупредить. Будьте осторожнее, держитесь плотнее. У вас пеший маршрут или со сплавом?
- Со сплавом.
- На чём поплывёте?
- На катамаранах.
- Тогда тем более… Катамараны держите ближе к палаткам.
Разговор ненадолго прервался под впечатлением, рассказа сторожа.
- Дорофей Кузьмич, - прервал молчание Глеб Волков, - зверя здесь много?
- Когда-то было много. Сейчас он ушёл ближе к северу – там население редкое, его меньше тревожат.
- И медведь есть?
- Есть и волк, и медведь, и дикий олень встречается.
- А из птиц что есть?
- Из птиц – куропатки много, глухари, косачи, много водоплавающей дичи.
- А вы сами медведя встречали?
- Приходилось. Как-то стояли мы в районе горы Народы. Теперь её «Народная» называют. В верховьях Косью – река такая есть в Приполярье, был у нас склад с продовольствием. Поехали мы туда на вездеходе за продуктами. Стали подъезжать. Видим, что-то там не ладно: нет ни флага, ни самой палатки. Приготовили винтовки с боевыми патронами – геологам по технике безопасности такое оружие положено иметь. Подъехали ближе, смотрим в бинокль – для геологов вещь необходимая. Мать честная! – там матёрый медведь порядок наводит: палатку разорвал, ящики раскидал, мешки с мукой разорванные валяются. А он нашёл ящик со сгущёнкой, банку вытащит, лапами раздавит, сила-то у него не мерина, сидит и слизывает потёки сгущёнки. А дело было в конце октября. Медведь в это время в лёжку ложится. А этот, видимо, жир не накопил и шатается по тайге. А шатуны очень опасны! Что делать? И решили мы его пристрелить. А то кто его знает, встретит ещё людей и натворит, бог знает, каких бед. Заглушили мы мотор, подкрались к нему поближе и из двух винтовок его положили. Тяжёлый чертяка оказался, ели в сани заволокли.
Когда сторож закончил свой рассказ, Прошкин спросил:
- Дорофей Кузьмич, а как нам лучше пройти к перевалу, чтобы попасть на Посьмак и сколько потребуется время на переход?
- Да дня два – три пройдёте с вашей поклажей. А идти надо так: от колодца, где брали воду, идёт малоезженая дорога. По ней вы пройдёте до второго моста через Ивдель. Мост разрушен. От моста не север вдоль правого берега пойдёт тропа. Она очень заболочена. По ней вы дойдёте до посёлка лесозаготовителей. Там есть хорошая столовая. Кормят сытно и вкусно. От посёлка на юг и на север уходит узкоколейка. Вам шагать на север. По ней пойдёте до самого её конца. От узкоколейки вправо вверх по просеке уходит тропа. Подъём не тяжёлый – пологий. Перед перевалом лес закончится и начнётся альпийский луг. Травы там – в рост человека. После начнётся тундровая зона, заросшая берёзкой. Поднявшись ещё выше, выйдете на гольцы – голые камни без растительности. С гольцов открывается чудный вид на Уральские хребты, уходящие на север. С гольца тропа круто начнёт спускаться в узкую долину. Спустившись, выйдете на берег быстротечного Посьмака, текущего на север. Далее пойдёте вниз по течению. Много бродов, подъёмов и спусков. Хорошо, что у вас резиновые сапоги – лучшей обуви для тайги не найти. В устье Посьмака находится база геологов. Сейчас там, кроме сторожа никого нет. Посьмак впадает в Вёлс. Очень красивая река с быстрым течением, богатая хариусом.
Дорофей Кузьмич поднялся.
- Ну, ребята, мне пора до дому. А вам – спокойной ночи и завтра - счастливой дороги!
- Спасибо! – хором ответили недавние его слушатели.
К сторожу подошёл Толя Артамонов.
- Дорофей Кузьмич, спасибо вам за ваши доброту и помощь! В знак благодарности примите от нас маленький подарок. С этими словами Артамонов подал ему небольшой рыбацкий набор.
- О, спасибо, спасибо! Для таёжника лучший подарок трудно сыскать.
Тут и крючки, и леска, и грузила. Самый дорогой подарок тот, который в дело годится. Ваш – тот самый! Спасибо!
Дорофей Кузьмич, приняв подарок, повернулся и зашагал в сторону домов. Пройдя несколько шагов, обернулся и крикнул ребятам:
- Завтра ещё увидимся.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №221091600193