Собор Орловских святых

       Священный Синод Русской Православной Церкви благословил совершать 8 сентября (по новому стилю), празднование Собора Орловских святых. В него вошли:
           - священномученик Серафим (Остроумов);
           - священноисповедник Георгий Коссов;
           - священномученик Иоанн Панков, его сыновья: Николай и Петр;
           - священномученик Иоанн Карабанов;
           - преподобноисповедник Сергий (Сребрянский);
           - преподобный Макарий Алтайский.

       В дальнейшем список Собора Орловских святых будет расширяться. Уже поданы документы на включение в Собор священномученика Кукши Печерского.
       В этом году 8 сентября в Орловской епархии прошло первое празднование Собора Орловских святых. Оно состоялось в городе Болхове, в  Спасо-Преображенском соборе, у мощей священноисповедника Георгия Коссова. Это было связано с тем, что 8 сентября – день памяти этого святого и празднование Собора орловских святых было приурочено к этой дате.
       Работать над жизнеописаниями подвижников веры и благочестия на земле Орловской просиявших, автор этих строк начал еще в 2004 г., по благословению Архиепископа Орловского и Ливенского ПАИСИЯ. Тогда же была написана книга «Угодники Божии "Духом горяще": Святые подвижники веры и благочестия земли Орловской», объемом более 300 страницы. В 2005 году она была представлена митрофорному протоирею Василию Ермакову, который благословил ее печатать в питерском издательстве «Агат», и даже пообещал написать к ней свое предисловие.
       Вот содержание той книги:

  Предисловие
  Истоки христианства в Орловском крае: просвещение вятичей
Ч А С Т Ь  I. ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ
  Глава 1. Сияние святости
     Преподобные священномученик Кукша и ученик его Никон
     Преподобный Даниил Переяславский
     Преосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий
     Святитель Феофан, затворник Вышенский
     Преподобный Макарий (Глухарев), архимандрит
  Глава 2. Орел и Оптина
      Преподобный Лев Оптинский
      Преподобный Макарий Оптинский
      Преподобный Нектарий Оптинский
      Священномученик Исаакий Оптинский, архимандрит
      Преподобномученик Георгий (Лавров), исповедник
      Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский
  Глава 3. ХХ век: Новомученики  и исповедники
     Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
     Исповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский.
     Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский
     Священномученик Серафим (Остроумов), Архиепископ Орловский и Севский
     Священномученик Александр (Щукин), Архиепископ Семипалатинский
     Священномученик Иоанн Панков и его сыновья Николай и Петр
     Преподобномученик Феодор (Никитин)
     Священноисповедник Георгий Коссов
     Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
Ч А С Т Ь  II. ПОДВИЖНИКИ ВЕРЫ И БЛАГОЧЕСТИЯ
  Глава 4. Духом горяще
     Преосвященный Поликарп, епископ Орловский и Севский
     Схиархимандрит Григорий (Давыдов)
     Игумен Харалампий
     Иеромонах Мелхиседек Мценский
     Схимонах Феодор
     Священник Сергий Булгаков
     Схиигумения Серафима
     Игумения Алексия (Тимашева-Беринг)
     Нилус Сергей Александрович
  Глава 5. Христа ради
     Иван Коробочкин
     Схимонахиня Евфросиния
     Афанасий Андреевич Сайко
     Павел Павлович Кадило-Крестовский
Календарь памятных дат
Указатель источников, использованных при составлении статей
Библиография

           А вот небольшой отрывок из этой книги – наше Предисловие к ней.

       «Все верующие люди знают, как важно для нас, живущих на земле, небесное покровительство и заступничество святых, неусыпных ходатаев пред Богом. Особенно важно молитвенное обращение к святым, подвизавшимся именно на нашей, Орловской земле, по которой они ходили, за которую молились, проливали кровь, принимали мученический венец. На Орловщине они прославились за исповедание имени Христова, за свой апостольский подвиг, за высокий подвиг юродства Христа ради, за святость и праведность своей земной жизни.
       В этой книге представлены жизнеописания святых людей нашего родного края, которые когда-то несли здесь подвиги христианского вероисповедания, стремясь во всем уподобляться Господу нашему Иисусу Христу, по слову Апостола «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2. 21). Вместе с Церковью мы должны свято чтить и хранить память  о тех, кто был верен Господу, кто «был Христов». Мiр говорит о множестве писателей, которых вспоил Орел на своих водах, но нам кажется, что гораздо больше на Орловской земле просияло истинных светильников Божиих.
       Главной задачей нашей было собрать  в одном томе жития всех святых и угодников Божиих просиявших в земле Орловской. Всех тех, кто как-то был связан с Орловским краем, чтобы можно было охватить их все разом, пройтись по этому лугу духовному и почувствовать его благоухание.  Одни угодники Божии родились на Орловской земле, но свой подвиг веры несли в других местах, тем не менее, они нам дороги как земляки. На Орловщине прошло их детство, юность, здесь сформировался их характер, здесь было заложено то, что впоследствии сделало их светильниками Христовыми.
       Другие подвижники хоть и по рождению не Орловские, но на этой земле прославили себя и своим житием прославили эту землю. Например, св Даниил Преяславский, хоть и не разу не был в Орле, но имеет Орловские корни (его родители выходцы из Мценска). В этом городе сложилась их семья – малая Церковь, которая и воспитала будущего святого. И мы должны гордится таким земляками.
Некоторые святые, по месту своего рождения, в наше время не могут быть отнесены к Орловской области, в ее современных границах. Но во время их жизни они жили в Орловской губернии, считали себя ее уроженцами. За Орел они возносили свои молитвы и прославляли его своими делами.
       Жития некоторых подвижников нами изложены кратко (например, Оптинских старцев,  о. Сергия Булгакова, Митр. Серафима Чичагова, о. Георгия Коссова), т.к. существует достаточно литературы по данной теме. Жития малоизвестных подвижников мы старались изложить подробнее, привлекая максимальное количество материалов.
За многие годы поругания святынь в XX веке скорбные руины остались от монастырей и множества церквей нашего Орловского края. После многих лет гонений,  безбожия наше общество пытается восстановить преданные забвению страницы нашего славного прошлого. Сегодня, когда предстоит в тяжелых условиях восстанавливать духовную жизнь народа и государства Российского, нам не обойтись без обращения к духовному опыту предков, созидавших и укреплявших наше отечество своими трудами и молитвами. Одним из таких людей, служением которых утверждалась Русская земля, был наш земляк митрополит Филарет (Амфитеатров). К нам, его потомкам, обращено духовное завещание святителя – «хранить твердо и непоколебимо святую Православную Веру, яко камень краеугольный, на котором зиждется благоденствие и вечное спасение наше».
       По милости Божией Россия переживает свое Воскресение, и мы надеемся, что многие святые имена подвижников, духовных столпов нашего Орловского края станут известны нашим современникам.
       Особую благодарность автор выражает:  Митрофорному протоиерею Иоанну Троицкому, секретарю Орловско-Ливенской епархии; иеромонаху Алексию (Заночкину), начальнику скита во имя сщмч. Кукши (Орловско-Ливенской епархии) и всем авторам, писавшим об орловских подвижниках благочестия, и просит всех читающих: «Аще кто изъ чтущихъ кая либо въ писаниихъ нашихъ писательская, или иная погрешения и неисправленая обрящетъ, любовию вся да покрыетъ, могий же исправити да исправитъ» (Из предисловия св. Димитрия Ростовского к изданию "Житий Святых")».
 
       Рукопись эта была сдана в издательство, началась работа над макетом. Но возникшие проблемы в работе издательства и смерть о. Василия, остановили издании этой книги. В последующие годы издать эту книгу в орловских издательствах никак не получалось.
       В 2017 году я был назначен Председателем Епархиальной комиссии по канонизации святых и начал работу по созданию Собора Орловских святых. Эти труды завершились летом 2021 г., когда Священный Синод РПЦ установил день Собора Орловских святых.
       К предстоящим торжествам мне было поручено написать и издать буклет с краткими житиями святых, вошедших в Собор. Его я и привожу здесь полностью.

***

Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ
1880-1937. Память 8 декабря
В миру – Михаил Митрофанович Остроумов. Родился в Москве, в семье псаломщика. Окончил Московскую духовную семинарию и академию со степенью кандидата богословия, был оставлен при академии профессорским стипендиатом. Затем был наместником Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, ректором Холмской духовной семинарии. С 1916 г., – епископ Бельский, викарий Холмской епархии.
С 27 мая 1917 года временно управлял Орловской епархией. В августе 1917 года был избран епархиальным съездом духовенства и мирян епископом Орловским и Севским. С большим вниманием преосвященный Серафим относился к нуждам семинарии, духовных училищ, монастырей, церковных газет и журналов. Духовенство ценило усилия своего епископа и поддерживало его. 29 мая 1924 года был возведен в сан архиепископа.
Во время несения архипастырской службы в Орле епископ Серафим несколько раз арестовывался. В декабре 1926 года Владыка был арестован и выслан за границы Орловской епархии. В 1937 г., приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Катынском лесу около Смоленска.

Преподобный Макарий (Глухарев) Алтайский, архимандрит
1792- 1847. Память 31 мая
В миру – Михаил Яковлевич Глухарев. Родился в семье священника г. Вязьмы Смоленской губернии. Окончил Смоленскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1818 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Был ректором Костромской семинарии, настоятелем Костромского Богоявленского монастыря.
В 1830 году основал Алтайскую духовную миссию. За годы миссионерского служения отец Макарий крестил алтайцев, строил церкви, при которых были открыты приходские школы. Перевел Священное Писание на алтайский язык. В 1844 о. Макарий был удален из Алтайской миссии и назначен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии.
Скончался преподобный Макарий 18 мая 1847 года в Болховском монастыре. Его последними словами были: «Свет Христов просвещает всех». Он был похоронен в монастырском соборном храме, в склепе с южной стороны трапезной.

Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский), архимандрит
1870-1948. Память 5 апреля, 11 декабря (обретение мощей)
В миру Митрофан Васильевич Сребрянский. Родился в семье священника в с. Трехсвятское Воронежского уезда, Воронежской губернии. Окончил Воронежское духовное училище и духовную семинарию. В 1897 г., был назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка г. Орла, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.
В 1904 г. вместе с полком  отправился на русско-японскую войну, где совершал богослужения, напутствовал раненых, погребал убитых. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные время войны, отец Митрофан 12 октября 1906 года был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте.
В 1908 году о. Митрофан, наряду с другими, подал свой проект по устройству Марфо-Мариинской обители, над чем усиленно трудилась Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Проект Сребрянского настолько ей понравился, что она пригласила о. Митрофана на место духовника и настоятеля храма обители. После ареста Елисаветы Феодоровны, в 1918 году, обитель осталась полностью на попечении о. Митрофана.
В 1919 г., принял монашеский постриг с именем Сергий. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита. В 1923 году был арестован и выслан в Тобольск. Приговорен в 1930 к ссылке. В 1933 году он возвращается в село Владычня Тверской области, где и живет до самой смерти, которая последовала 5 апреля 1948 г. Мощи находятся в Воскресенском кафедральном  соборе г. Твери.

Священномученик Иоанн Панков и его сыновья Николай и Петр
1873-1918. Память 9 мая
Иоанн Львович Панков родился в семье псаломщика. Рукоположен во священника в 1915 г., и служил в Троицком храме в селе Усть-Нугрь Кривцовской волости Болховского уезда Орловской губернии. В апреле 1918 г., крестьяне попытались вернуть захваченную волостным исполкомом мельницу, которая принадлежала Оптиной пустыни Калужской епархии. Представитель исполкома Т. Кутузов открыл стрельбу и убил несколько крестьян, но в ходе расправы был убит. Утром 26 апреля, на Светлой Седмице, в село прибыл карательный отряд красноармейцев. Отца Иоанна обвинили в подстрекательстве к мятежу, он был исколот штыками и застрелен. Вместе с ним были убиты его сыновья: старший – Николай (21 год), офицер-фронтовик, и младший – Петр (17 лет), учащийся второго курса Орловской духовной семинарии. Тела убитых – священника Иоанна Панкова и его сыновей Николая и Петра – в течение недели оставались непогребенными, а затем были похоронены неподалеку от храма в селе Усть-Нугрь. Имущество священника было разграблено, над церковной дарохранительницей красноармейцы совершили кощунство.

Священноисповедник Георгий Коссов, протоиерей
1855-1928. Память 8 сентября
Георгий Алексеевич Коссов родился в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в семье священника. По окончании Орловской духовной семинарии, учительствовал у себя на родине. В 1884 году Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход в Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда. Служил в маленькой ветхой церкви в двух верстах от деревни, где во время службы даже Святые Дары замерзали. От безысходности он решил пойти в Оптину пустынь, к старцу Амвросию. На жалобу о невозможном состоянии храма, преподобный Амвросий сказал только одно: «а ты строй новый, большой и каменный». В 1896 году началось строительство храма, а в 1905 был закончен трехпрестольный храм во имя Преображения Господня. Отец Георгий в своем селе построил кирпичный завод, второклассную школу, больницу, странноприимный дом, открыл приют для девочек-сирот. Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой благодатный, святой батюшка, заслуживший сво¬ей богоугодной жизнью любовь Господа. О Георгии Коссове писали С.А. Нилус, М.М. Пришвин, Н.Д. Жевахов и др.
Осенью 1918 его арестовали и, продержав в уездной тюрьме несколько дней, выпустили за неимением улик, а в 1920 г. вновь арестовали по обвинению в укрывательстве церковных ценностей и отправили в орловскую тюрьму, но вскоре отпустили. Скончался 8 сентября 1928 года и был похоронен у алтаря Преображенского храма в селе Спас-Чекряк.

Священномученик Иоанн Карабанов, иерей
1885-1937. Память 5 сентября
Иоанн Федорович Карабанов родился в с. Герасимово Шаблыкинской волости Орловской губернии, в семье крестьянина. В 1905 году, по окончании Карачевской учительской семинарии, служил учителем. С 1915 по 1917 гг. был мобилизован на военную службу. После вернулся домой и работал учителем. Был рукоположен во иерея в 1922 году и служил в храме села Хотьково Шаблыкинского района Орловской области.
6 января 1932 года отец Иоанн был арестован вместе с членами церковного совета. Тройка ОГПУ приговорила его к 8 годам заключения и он был отправлен в мордовский лагерь. В 1937 ему предъявили новое обвинение на основании показаний лжесвидетелей, причем самого о. Иоанна на допросы не вызывали и сообщили о приговоре накануне расстрела. 5 сентября 1937 года был расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле.

***

Так, этим буклетом, закончилась долгая, многотрудная и многолетняя работа над этой темой. 
Орел, 16.09.2021 г.


Рецензии