Муромcкий Воскресенский монастырь
(Продолжением улицы Ленина является пешеходный мост через овраг, перейдя который нужно после стадиона два раза повернуть направо).
Храмы монастыря:
1. Собор Воскресения Христова
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. Колокольня
4. Деревянная постройка с домовой церковью Константина и Елены (XXI в.)
Другие постройки и объекты:
5. Жилые и служебные постройки (XXI в.)
6. Монастырская постройка (вероятно, баня, XXI в.)
7. Хозяйственная постройка
8. Монастырская лавка
9. Ограда
10. Ворота (северо-западные)
11. Место бывшего Воскресенского кладбища
12. Ворота (северо-восточные)
13. Башни ограды
14. Новый монастырский корпус (2010-е гг.)
Стоит в городе Муроме на Фруктовой горе (Бахареве горе) Воскресенский женский монастырь. Так как в этом городе многое должно быть связано с именами святых муромских князей Петра и Февронии, рассказывают о какой-то одной из легенд, что на этом месте был их загородный дворец. И возможно, здесь же княгиня Феврония приняла постриг в великую схиму.
Как бы то ни было, а первые сведения о Воскресенской церкви появляются в 1566 году. А уже в описи первой половины 17-го века описывают её как большую деревянную, с несколькими шатрами церковь. Все строения, включая служебные и келейный корпуса, Введенскую тёплую церковь и стены, были деревянными.
Во второй половине того же 17-го века начинается и каменное строительство в обители благодаря семье муромских купцов Черкасовых.
Год начала постройки Воскресенского собора с точностью не известен. Не сохранились никакие письменные данные, что в общем-то удивительно. Можно предположить, что это произошло в начале второй половины 17-го века.
Собор получился легким, стройным, с пятью главами на высоких «шеях» и красивыми шатровыми крыльцами. В это же время была построена и Введенская тёплая церковь с восьмискатной кровлей, небольшой главкой на барабане. С западной стороны церковь соединяется просторной трапезной с высокой шатровой колокольней. Возможно, эта приземистая колокольня в давние времена была надвратной.
О каменных зданиях служб, келейных корпусах и других строений сведений обнаружить не удалось. Известно из описи 1637 года, составленной Бартеневым, что в это время монастырь окружали каменные стены. Известно также, что к монастырю примыкало одно из четырёх городских кладбищ, которое существовало здесь с давних пор.
1764 год стал поворотным в жизни обители. После её упразднения, в связи с секуляризацией церковных земель, церкви стали приходскими, а насельниц перевели в соседний женский монастырь. Почему это произошло, не совсем понятно, так как монастырь до этого был не бедным. На протяжении последующих 150 лет храмы так и оставались городскими приходами.
Церкви не сразу, но закрываются после Октябрьского переворота, в конце 20-х годов прошлого века. Церковная утварь вывозится в музеи и запасники. Лучшее применение – складское помещение. Например, в Воскресенском соборе впоследствии было размешено спортивное общество, а ещё позднее и спортзал. Кощунством является уничтожение старого кладбища и превращение территории в футбольное поле.
В 1998 году монастырь передан Церкви. Началось восстановление монашеской обители.
*В. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск четвертый». - Губ. г. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г., стр. 145-150
"Соборы.ру"
Фото автора. План В. Куркова
Русавкино, сентябрь, 2021 г.
Свидетельство о публикации №221091600762